СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно-эстетическая среда школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша школа в 2021году получила статус региональной инновационной площадки. Тема РИП «Повышение качества воспитания обучающихся через проектирование предметно-эстетической среды школы».

Просмотр содержимого документа
«Предметно-эстетическая среда школы»



«Организация предметно-эстетической среды» - вариативный модуль программы воспитания

В модуле «Организация предметно-эстетической среды» примерной программы воспитания написано:

«Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

• оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

• размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

• создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;

• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;


1

• размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических экспериментов;


• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);

• акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.»

Приведенный перечень форм работы со средой носит примерный характер.

Но в любом случае, в независимости от статуса и материальной базы школы, необходимо развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности.



Наша школа в 2021году получила статус региональной инновационной площадки. Тема РИП «Повышение качества воспитания обучающихся через проектирование предметно-эстетической среды школы».

Нами было проведено несколько методологических семинаров по теме инновационной площадки.







2


У нас появились интересные идеи, которые мы стали постепенно воплощать в жизнь. Был проведён конкурс творческих проектов по реорганизации пространства школы. И работа закипела.







3


В коридорах школы находятся информационные и тематические стенды. Обязательно оформляем совместно с учениками актовый зал, импровизированную сцену в школьном дворе, наш холл, к главным общешкольным праздникам, к различным образовательным событиям.








4






5






В нашей школе имеется музейная комната, в которой продолжается

оформление музейных экспозиций


(музей в чемодане)


6

Воспитание посредством литературы – одно из приоритетных направлений образовательной деятельности нашей школы. Читательские конференции, образовательные события к юбилеям писателей, выставки литературы и творческих работ обучающихся наполнили план воспитательной работы. А также создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена «Школьный буккроссинг», на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие.



Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (коридоров, актового зала, кабинетов). Оно должно соответствовать типу образовательного учреждения. Стены должны стать источником трансляции ценностей школы, формирования позитивного отношения к получению образования. Творческие работы детей и педагогов, фотоотчеты об интересных школьных событиях- все это страницы школьной жизни, непосредственно влияющие на создание психологического комфорта. Отдельное место занимает-событийный дизайн. В оформлении пространства проведения школьных праздников, конференций, церемоний участвуют и педагоги, и дети. Это показатель творческого сотрудничества детей и взрослых. Предметы интерьера - результат деятельности по направлениям внеурочной деятельности и дополнительного образования. Правильно подобранное оформление пространства усиливает и закрепляет эмоционально-радостный настрой.




7








8


(инсталляции к юбилею А.С.Пушкина)

(лепбук ко дню Конституции РФ)




9





(Занятие кружка дополнительного образования «Умелые ручки»)



10

(дерево с ложками, каждая из которых имеет свою историю, рассказанную её владельцем)






11

Благоустройство пришкольной территории - это создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, развитие творческих способностей детей, воспитание трудолюбия, формирование здорового образа жизни. Организованная территория пришкольного участка – это место для практических занятий и сезонных экскурсий.




(Учителя , обучающиеся и родители принимают активное участие в субботниках по облагораживанию пришкольной территории.)


12

Совместная с детьми разработка и создание особой школьной символики формирует узнаваемый имидж образовательного учреждения. У школы есть свой флаг, гимн, эмблема, элементы школьной формы. Использование школьной символики сопровождает все торжественные, значимые моменты жизни школы. Таким образом, предметно-эстетическая среда играет роль своеобразного банка культурных ценностей, является источником культурного развития; формирует общий культурный фон жизни всего школьного коллектива; отражает творческий, интеллектуальный, духовный потенциал педагогов и детей - создает неповторимость, узнаваемость образовательного учреждения.




13

Немаловажно при оформлении кабинетов понимание всем педагогическим коллективом факторов, формирующих единый стиль. Кабинет должен стать местом, куда хочется идти и детям, и педагогу.




14


(классные уголки)


15


16

(классная выставка книг)






17


(работа по теме «Свойства почвы»


«Забота» классного руководителя - создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет педагогически целесообразно оснастить воспитательный процесс. Не стоит доказывать, что в воспитании мелочей нет. Каждый предмет, явление, событие, влияют на развитие личности растущего человека. Либо позитивно, либо негативно. Нейтрального быть не может, ибо все несет свой воспитательный потенциал.

Наглядные пособия могут использоваться для усиления эффекта воспитательного процесса: таблицы, схемы, чертежи, диаграммы, картины, демонстрации моделей и натуральных объектов, «вещественные доказательства», подтверждающие объективность и доказательность событий, о которых идет речь: старинные книги и газеты, фотографии, альбомы, предметы быта и так далее.




18






Вывод: за время работы РИП нами была спроектирована событийная сменная интерактивная предметно-эстетическая среда. Работа по теме площадки позволила создать креативное содружество педагогов, обучающихся и родителей. Обучающиеся 9 класса выбирали такие темы для индивидуального учебного проекта: «Рабочий лист как средство организации учебной деятельности» , «Граффити: искусство или вандализм», «Дизайн ногтей» , «Роспись одежды» , «Роспись пасхальных яиц» , «Нетрадиционные техники рисования» , «Красивая клумба – услада для глаз». А Ершова Варвара со своим проектом «Мой милый школьный двор» , приняла участие в конкурсе «Юннат» и заняла I место в районе и 4 место в области.



19



Следовательно, любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного события до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно говорить о развивающем воздействии в процессе воспитания.

Важным условием успешности всех видов развивающей деятельности является ее творческий характер, то есть «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, приводящий к самоактуализации и самореализации личности. Значит, для организации этой деятельности, как педагогам, так и учащимся необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи. Даже маленькую сельскую школу можно сделать эстетически привлекательной.










20