МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ИООШ№21
РАССМОТРЕНО Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21 ________________________ Дорофеева Т.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 ________________________ Вербицкая Л.Н. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ИООШ №21 ________________________ Гамов А.А. Приказ №81 от «31» 08 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Предметно-практические действия»
6 класс
вариант 2
(для обучающихся с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год)
Пояснительная записка
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, т.к. у многих нет тяжелых нарушений слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды. Предметно – практические действия создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам.
Цели:
Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.
Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника
Коррекционные:используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
Социальные:овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и
адаптации в обществе.
Основные задачи курса: освоение простых действий с предметами и материалами; развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий; формирование элементарных общетрудовых умений и навыков; формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи: развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Содержание учебного предмета.
Количество часов в неделю – 1 ч Количество часов в год – 34 ч
Программа состоит из следующих разделов:
Предметно-практические действия
Конструирование
Работа с мозаикой
Работа с пластическими материалами
Работа с бумагой и фольгой
Работа с нитками и тканью
Работа с природными материалами.
«Действия с материалами», «Действия с предметами». В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживания.
Календарно – тематическое планирование коррекционного курса
№п/п | Темы занятий | Основные понятия | Виды деятельности | Кол-во часов (34ч) | Дата проведения |
Раздел1.Действия с материалами. | | |
1-2 | «Бумажки» | Собирание, разрывание, сминание | Беседа с учителем. Собирание, разрываниеи сминание листов бумаги. | 2 | 07.09 14.09 |
3-4 | «Крупа Золушки» | Крупа, фасоль, чечевица,горох. | Игровая ситуация. Сортировка крупы по группам. | 2 | 21.09 28.09 |
5-6 | «Пушистые облака» | Вата. Сминание. Разрывание. | Беседа с учителем. Сминание и разрывание ваты и синтепона.Сравнение двух материалов на тактильные ощущения. | 2 | 05.10 12.10 |
7-8 | «Волшебные пальчики» | Пластилин. Шар, овал,к онус. | Беседа с учителем. Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец,морковь,яйцо,батон. | 2 | 19.10 26.10 |
Раздел2.Действия с предметами. | | | |
9-10 | «Фольга» | Фольга. Плоские и объемные фигуры. | Изготовление из фольги объемных и плоских предметов: шарики разного цвета | 2 | 09.11 16.11 | |
11-12 | «Бабушкин клубочек» | Клубок, нитки, катушка. | Работа с нитками и тканью. Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок. | 2 | 23.11 30.11 | |
13-14 | «Бусы для мамы» | Бусины, шпагат, шнур, узел. | Игровые упражнения. Нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бусин на тонкий шнур,шпагат), завязывание узла. | 2 | 07.12 14.12 | |
15-16 | «Шнуровочка» | Шнуровка. | Беседа с учителем. Игровые упражнения. Шнуровка «Ёлочка».Шнуровка«Солнышко»,Шн уровка«Ёжик». | 2 | 21.12 28.12 | |
Раздел3Действия с материалами. | | | |
17-18 | «Волшебный кувшинчик» | Крупа, кувшин. Большой– маленький. | Наполнение предметов рукой «Наполни крупами большой и маленький кувшин».Игровые упражнения. | 2 | 11.01 18.01 | |
19-20 | «Веселый котелок» | Котелок, лизун. | Беседа с учителем. Насыпание блесток в лизун. Разминание массы. Игровые упражнения. | 2 | 25.01 01.02 | |
21-22 | «Варимкашу» | Крупа,каша.Видыкруп икаш. | Игровыеситуации.Беседасучителем.И митационные упражнения по варке каши. | 2 | 08.02 15.02 | |
23-24 | «Ниточка с иголочкой» | Нитка, иголка, ушко, хвостик. | Беседасучителем.Продеваниениткивп ластиковую иголочку. Пришивание пуговицы к фетру. | 2 | 22.02 29.02 | |
Раздел4.Действия с предметами. | | | |
25-26 | «Прищепочки» | Прищепки. Цвета. | Прищипывание разноцветными прищепками шаблона соответствующего цвета. | 2 | 07.03 14.03 | |
27-28 | «Пазлы» | Пазлы. | Складывание пазлов по сюжетным картинкам. Рассказ по сюжетной картин | 2 | 21.03 04.04 | |
29-30 | «Геометрическая мозаика» | Мозаика, цвет, форма. | Беседа с учителем.Игровыеупражнения. Составление картинки из мозаики по образцу. | 2 | 11.04 18.04 | |
31-32 | «Шишки» | Шишки, сосна, цвета. | Беседа с учителем. Раскрашивание шишек гуашью. Раскладывание шишек по цветам в коробки. Составление композиций из шишек. | 2 | 25.04 02.05 | |
33-34 | «Мозайка» | Мозайка. Геометрические фигуры. Цвета. | Беседа с учителем. Складывание геометрических фигур при помощи цветной мозаики. | 2 | 16.05 23.05 | |
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету
шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания, мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.