СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно-практические действия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предметно-практические действия»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области‌‌

Отдел образования Администрации Егорлыкского района‌

МБОУ ИООШ№21





РАССМОТРЕНО

Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21

________________________

Дорофеева Т.А.

Протокол №1 от «29» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21

________________________

Вербицкая Л.Н.

Протокол №1 от «30» 08 2023 г.








УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ИООШ №21

________________________

Гамов А.А.

Приказ №81 от «31» 08 2023 г.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету


«Предметно-практические действия»


6 класс


вариант 2





(для обучающихся с задержкой психического развития

на 2023-2024 учебный год)

Пояснительная записка


Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, т.к. у многих нет тяжелых нарушений слуха и зрения. Вместе с тем, общая инертность психики, нарушения движений и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей их среды. Предметно – практические действия создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам.


Цели:


  1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.

  2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника

  3. Коррекционные:используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.

  4. Социальные:овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и

адаптации в обществе.


Основные задачи курса: освоение простых действий с предметами и материалами; развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий; формирование элементарных общетрудовых умений и навыков; формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.


Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи: развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта; развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Содержание учебного предмета.



Количество часов в неделю – 1 ч Количество часов в год – 34 ч

Программа состоит из следующих разделов:


    • Предметно-практические действия

    • Конструирование

    • Работа с мозаикой

    • Работа с пластическими материалами

    • Работа с бумагой и фольгой

    • Работа с нитками и тканью

    • Работа с природными материалами.

«Действия с материалами», «Действия с предметами». В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживания.



Календарно – тематическое планирование коррекционного курса




№п/п

Темы занятий


Основные понятия

Виды деятельности

Кол-во часов (34ч)

Дата проведения

Раздел1.Действия с материалами.




1-2

«Бумажки»

Собирание, разрывание, сминание

Беседа с учителем. Собирание, разрываниеи сминание листов бумаги.

2

07.09

14.09



3-4

«Крупа Золушки»

Крупа, фасоль, чечевица,горох.

Игровая ситуация. Сортировка крупы по группам.

2

21.09

28.09


5-6

«Пушистые облака»

Вата. Сминание. Разрывание.

Беседа с учителем. Сминание и разрывание ваты и

синтепона.Сравнение двух материалов на тактильные ощущения.

2

05.10

12.10


7-8

«Волшебные пальчики»

Пластилин. Шар, овал,к онус.

Беседа с учителем. Раскатывание шара в ладонях в овал и конус.

Лепка по подражанию и по образцу предметов овальной и конической

формы: слива, огурец,морковь,яйцо,батон.

2

19.10

26.10

Раздел2.Действия с предметами.





9-10

«Фольга»

Фольга. Плоские и объемные фигуры.

Изготовление из фольги объемных и плоских предметов: шарики разного цвета

2

09.11

16.11



11-12

«Бабушкин клубочек»

Клубок, нитки, катушка.

Работа с нитками и тканью. Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок.

2

23.11

30.11



13-14

«Бусы для мамы»

Бусины, шпагат, шнур, узел.

Игровые упражнения. Нанизывание более мелких предметов с отверстиями

(крупных бусин на тонкий шнур,шпагат), завязывание узла.

2

07.12

14.12



15-16

«Шнуровочка»

Шнуровка.

Беседа с учителем. Игровые упражнения. Шнуровка

«Ёлочка».Шнуровка«Солнышко»,Шн уровка«Ёжик».

2

21.12

28.12


Раздел3Действия с материалами.





17-18

«Волшебный кувшинчик»

Крупа, кувшин. Большой– маленький.

Наполнение предметов рукой

«Наполни крупами большой и маленький кувшин».Игровые упражнения.

2

11.01

18.01



19-20

«Веселый котелок»

Котелок, лизун.

Беседа с учителем. Насыпание

блесток в лизун. Разминание массы. Игровые упражнения.

2

25.01

01.02



21-22

«Варимкашу»

Крупа,каша.Видыкруп икаш.

Игровыеситуации.Беседасучителем.И митационные упражнения по варке каши.

2

08.02

15.02



23-24

«Ниточка с иголочкой»

Нитка, иголка, ушко, хвостик.

Беседасучителем.Продеваниениткивп ластиковую иголочку. Пришивание пуговицы к фетру.

2

22.02

29.02


Раздел4.Действия с предметами.





25-26

«Прищепочки»

Прищепки. Цвета.

Прищипывание разноцветными прищепками шаблона соответствующего цвета.

2

07.03

14.03



27-28

«Пазлы»

Пазлы.

Складывание пазлов по сюжетным картинкам. Рассказ по сюжетной картин

2

21.03

04.04



29-30

«Геометрическая мозаика»

Мозаика, цвет, форма.

Беседа с учителем.Игровыеупражнения. Составление картинки из мозаики по

образцу.

2

11.04

18.04



31-32

«Шишки»

Шишки, сосна, цвета.

Беседа с учителем. Раскрашивание шишек гуашью. Раскладывание шишек по цветам в коробки.

Составление композиций из шишек.

2

25.04

02.05


33-34

«Мозайка»

Мозайка. Геометрические фигуры. Цвета.

Беседа с учителем. Складывание геометрических фигур при помощи цветной мозаики.

2

16.05

23.05







Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету


  • учебные столы; доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);


  • шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.


  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания, мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.


Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:


специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.