Предметно-пространственная развивающая среда во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС
Подготовила Студентка группы 31ДО
Болт Наталья
- Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- Предметно-пространственная развивающая среда младшей группы организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д.
- Создавая предметно — развивающую среду, необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, теплым, непохожим на другие.
В развивающей предметно – пространственной среде 2 младшей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде уголков:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок для театрализованных игр;
- книжный уголок;
- сенсорно – математический уголок;
- уголок конструктивной деятельности;
- уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);
- спортивный уголок;
Уголок для сюжетно-ролевых игр
В сюжетно-ролевой игре у детей закрепляются навыки социального поведения. Дети учатся общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций. Также формируются морально-нравственные качества: отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь. В группе мы создаем оптимальные условия, чтобы каждый ребёнок в сюжетно-ролевой игре мог проявить свою активную и инициативную позицию. В уголке предусмотрена возможность самостоятельного преобразования среды детьми. В зависимости от интересов детей, они могут самостоятельно менять игровую обстановку. Ребята изготавливают новые атрибуты из подручного материала, используя различные виды бумаги, ракушки, палочки, прищепки, пузырьки, коробочки. Используя различное оборудование группы, дети сами моделируют разнообразные игровые сюжеты. В группе имеются полифункциональные мягкие модули, которые легко переставляются в процессе преобразования среды. Такие модули используются детьми в различных видах деятельности и для сюжетно-ролевых игр, и для физической активности, и для отдыха детей. Ширма отгораживает уголок уединения, также используется в сюжетно-ролевых играх (как прилавок в магазине, в аптеке, кабинет врача в поликлинике и тд., что обеспечивает свободный выбор детей для игры, конструирования, уединения. Среда, созданная в группе, работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка и способствует его социализации и индивидуализации.
Уголок для театрализованных игр
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей, в этом особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность в детском саду-это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, у них развивается творческое воображение, речь, ассоциативные мышления. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Уголок ряженья (готовое ряженья,элементы ряженья,парики,шляпы и прочее).
Большая напольная ширма.
Театр на ложках
Сказки "Колобок","Заюшкина избушка"
Пальчиковый театр-способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев,развитию мелкой моторики.
В инсценировании сказок используется и теневой театр. .Сказка "Красная шапочка"
Театр на кружке
Кукольный театр сказка «Колобок» и «Гуси лебеди»
Книжный уголок
Уголок представлен яркими красочными книжками-малышками, любимыми сказками и стихами, книжками-картинками, настольно-печатными играми со сказочными персонажами. Здесь малыши могут удобно расположиться, взять любимую книгу и не только рассмотреть иллюстрации, но и обыграть сюжет с помощью театра. а самое главное – весь материал подобран с учетом возрастных особенностей детей . Уголок можно расположить в самом тихом месте группы, можно поставить диванчик что бы малышам было удобно смотреть книжки. На диванчик положить подушки, что бы деткам было интересно туда возвращаться.
Сенсорно – математический уголок
Обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания. Дидактические игры, упражнения с конкретными множествами предметов, игрушек, геометрических фигур. Карточки с нарисованными на них предметами; поделенные на клетки; с одной или двумя полосками. Геометрические фигуры Шар, куб, круг, квадрат, треугольник разных цветов и размеров. Игры
«Чудесный мешочек», «Большой и маленький», «Найди такое же кольцо», «Соберем пирамидку», «Построим дом» «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди пару», «Домино фигур», «Что лежит в мешочке»; «Что изменилось?»; «Поручения».
Уголок конструирования
- Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Совместная конструктивная деятельность играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе. Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка друзьям и родным воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное.
В группе можно создать физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. ИспользуЯ физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, которое представляем вашему вниманию. Родители могут в этом помочь : приобрели цветные шнурки, атласные ленты, кольца, шпажки и цветной шелк.
Косички из цветных шнурков.
Атласные ленты с кольцом для выполнения общеразвивающих упражнений.
Флажки двух цветов (красные и синие, для их изготовления использовали цветной шелк и шпажки).
Мешочки с песком.
Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);
Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников. Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.