«Предметно-развивающая среда для детей с ТМНР» в условиях отделения паллиативной помощи детям ГБУЗ «РДРЦ» Минздрава КБР.
Педагогические работники отделения
Психолог
Педагог
Долова М.А.
Ашинова А.Х.
Педагог
Мизаушева М. Х.
2
Хотим поделиться опытом работы педагогов отделения, в том числе моделирования комфортной, предметно-развивающей среды для детей с ТМНР в условиях отделения паллиативной помощи.
Создавая комфортную, предметно-развивающую среду в отделении паллиативной помощи, учитываем некоторые условия:
1. размер помещения, гибкость зонирования (отделить игровую зону и зону творчества);
безопасность-мебель без острых углов, не должно быть опасных предметов.
2. обеспечение комфорта, уюта, освещение должно быть мягким, не режущим глаза, комната окрашена в неяркие тона.
3. игровой материал, разнообразные сенсорные раздражители, игрушки.
5
Работая с детьми паллиативного отделения свою педагогическую деятельность строим с учетом следующих принципов:
- системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений;
- ранее начало комплексного взаимодействия с опорой на сохранные функции;
- наблюдение за динамикой психо-речевого развития;
- сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы;
- тесное взаимодействие с семьей ребенка, установить доверительный контакт с семьей- одна из первостепенных задач педагога.
У нас нет определенного алгоритма работы с той или иной семьей. Каждая семья индивидуальна. Наша задача быть рядом с родителями наших подопечных, быть партнерами в заботе об их детях.
6
В своей работе знакомим детей: с бытовыми навыками, если возможно обучаем; развиваем двигательную активность , игровую деятельность, коммуницируем.
7
Когда ребенок приходит в ОПП, мы спрашиваем у родителей можем ли мы коммуницировать с ребенком.
При организации предметно-пространственной среды необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, принять во внимание на каком языке ребенок воспринимает речь взрослого. Постараться понять минимум и максимум возможностей ребенка.
Сеансы игровой терапии проводим с желающими детьми в уединенной комнате. Снимаем на камеру, затем анализируем самостоятельную активность, инициативное поведение в играх и общении ребенка.
Даем ребенку возможность для общения , обучения в процессе игры настолько, насколько это возможно.
При организации предметно-пространственной среды огромное значение для детей с ТМНР имеет сенсорное и моторное развитие.
9
Для паллиативных детей очень важно сенсорное разнообразие среды, это их активизирует, вызывает интерес, желание рассматривать, слушать, трогать (для слабовидящих детей особенно важно наличие разных по фактуре поверхностей, которые можно изучать тактильно) – исследовать мир. Для детей с ТМНР особенно важно подобрать оптимальную сенсорную насыщенность среды.
При поступлении у Ислама была плохо развита мелкая моторика. Благодаря регулярным занятиям на протяжении 5 лет, которые проводятся в игровой форме, у него улучшилось развитие общей моторики и речи, то, что мы наблюдаем сейчас.
10
На начальных этапах ребенку проще освоиться в небольшом пространстве, в котором легко осуществить ориентировку: дотянуться до предметов, научиться целенаправленно менять положение тела.
Для двигательной активности пригодятся мячи разных размеров-фитбол, медбол, кресло-качалка, ортоковрик по рекомендации врача-ортопеда. Мячи больших размеров используем для развития навыков балансировки и пространственного ориентирования. Мячики маленьких размеров используем для упражнений: катание ,бросание и тд. При этом наблюдаем за ответной реакцией детей.
В ОПП есть дети, которые находятся на ИВЛ. Также взаимодействуем с детьми на ИВЛ настолько, насколько это возможно.
13
Важно,чтобы каждый ребенок на ИВЛ в течении дня играл, занимался в физиологически правильных положениях тела, которые нужно менять регулярно, заранее продумывая игровые ситуации с помощью технических средств (опор,подушек,валиков).Для предметной деятельности необходимо подобрать игровые пособия, которые сочетают в себе разные сенсорные свойства и содержат определенное функциональное действие. С детьми на ИВЛ мы также проводим игровые сеансы без игрушек, с помощью игры на руках, игры с объятиями; игры на развитие понимания речи.
Детям особенно полезно(если нет противопоказаний)сеансы адаптированной верховой езды, при этом физическая нагрузка сопровождается невероятными эмоциями, вызванные общением с лошадьми.
15
Используя арт-терапию мы развиваем мелкую моторику, стимулируем творчество, ребенок выражает свое эмоциональное состояние. В основном применяем методы песочной, музыкальной терапии, сказкотерапии, лепка из пластилина, куклотерапия.
16
Весна и лето-самое благоприятное время пустить солнце в жизнь наших детей. Экскурсии по парку интересны и полезны детям, также организовываем прогулки, поездки в зоопарк.
17
Чтобы делать наших детей счастливыми, устраиваем дни рождения, всевозможные праздники. Помощь волонтеров присутствует всегда.
Важно понять: если Вы сможете безоговорочно любить, стать очень близким, родным, чтобы ребенок всецело доверял Вам- то это ваш путь, ваше призвание работать с особенными детьми.