СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предметно-развивающая среда кабинета музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда кабинета музыки»

Предметно-развивающая среда кабинета музыки

1. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Учащиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу концертного зала как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: наличие мини-сцены (подиума), подставок (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и выполнения творческих заданий (выражения своего отношения к музыке в рисунке, слове и др.). В нем должны быть индивидуальные столы и стулья для учащихся, стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

2. Основные требования к кабинету:

  1. Кабинет музыки должен; иметь следующее оборудование и технические средства:

  • стол преподавателя,

  • подставка под магнитофон и проигрыватель (музыкальный центр),

  • секционные шкафы для хранения наглядных пособии и ТСО,

  • экран, кабинетный рояль (фортепиано), магнитофон, музыкальный центр с CD-плеером, телевизор, видеомагнитофон, микрофоны, бубны, барабаны, треугольники, кастаньеты, маракасы, выносные акустические системы (колонки) - 4 шт., учебные пособия и учебно-методические комплекты.

  1. Кабинет музыки должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Кабинет должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

  • Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:

- Стендами

- Картинами

- Экранно-звуковыми пособиями,

  • В кабинете музыки должны быть экспозиционные материалы:

- Отражающие события внутренней и внешней жизни.

- Организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.

  • В кабинете должна иметься литература:

- Справочная.

- Научно-популярная.

- Учебники.

- Научно-методические пособия.

- Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.

- Подборки олимпиадных заданий и т.д.

  • В кабинете должны находиться раздаточные материалы:

- Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.

- Для проверки знаний, умений (карточки-задания).

- Для подготовки опережающих заданий.

  • Кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям,

эстетическим и техническим требованиям.



  1. Техника безопасности в кабинете музыки
    I. Общие требования безопасности
    1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
    2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
    3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
    4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
    5. Не открывать форточки и окна.
    6. Не передвигать учебные столы и стулья.
    7. Не трогать руками электрические розетки.
    8. Травмоопасность в кабинете : при включении электроосвещения при включении приборов ТСО при переноске оборудования и т.п.
    9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы , чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
    10.Не играть в кабинете на переменах мячом.

  2. 11.Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.

    II. Требования безопасности перед началом занятий
    1. Не открывать ключом дверь кабинета.

2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя

III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО .
5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.

V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите своё рабочее место в порядок.
2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину



4. Специфика кабинета

Специфика урока музыки предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.

Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает связи урока музыки с другими школьными предметами (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература и др.).



5. Оснащенность кабинета «Музыка» в соответствии с ФГОС

 В таблице введены символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции; К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса); Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся); П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.

 

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое

количество

 

Примечания

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

 

2

Примерная программа основного общего образования по музыке

 

3

Авторские программы по музыке

 

4

Хрестоматии с нотным материалом

 

5

Сборники песен и хоров

 

 

6

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

 

7

Методические журналы по искусству

 

 

8

Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

 

9

Учебники по музыке

 

10

Рабочие / творческие тетради / блокноты

 

11

Учебное пособие по электронному музицированию

Д**

**По возможности

 

12

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству

 

13

Справочные пособия, энциклопедии

 

2. Печатные пособия

 

Таблицы:


1

нотные примеры

 


2

признаки характера звучания

 


3

средства музыкальной выразительности

 


Схемы:


 

4

расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

 


5

расположение партий в хоре

Д**

**По возможности


6

графические партитуры

Д**

**По возможности


Транспарант:


 

7

нотный и поэтический текст Гимна России

 


8

Портреты композиторов

 


9

Портреты исполнителей

+Д**

**По возможности


10

Атласы музыкальных инструментов

 


 

11

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

 


Дидактический раздаточный материал:


12

Карточки с признаками характера звучания

 


 

13

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

 


 

14

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

 


3. Игры и игрушки


1

Театральные куклы

+П**

**По возможности


4. Информационно-коммуникационные средства

1

Мультимедийные обучающие программы

Д**

**По возможности


2

Электронные учебники

Д**

**По



 

 

 

возможности

3

Электронные библиотеки по искусству

Д**

**По возможности

 

4

Игровые компьютерные программы по музыкальной тематике

Д**

**По возможности

5. Технические средства обучения (ТСО)

1

Музыкальный центр

 

2

Видеомагнитофон

+Д**

**По возможности

3

CD / DVD-проигрыватели

+Д**

**По возможности

4

Мультимедийный компьютер со звуковой картой

+Д**

**По возможности

5

Телевизор с универсальной подставкой

+Д**

**По возможности

6

Мультимедиа-проектор

+Д**

**По возможности

7

Слайд-проектор

Д

 

8

Экран (на штативе или навесной)

 

6. Экранно-звуковые пособия

1

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

 

 

2

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

+Д**

**По возможности

 

3

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

+Д**

**По возможности

 

4

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

+Д**

**По возможности

 

5

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

+Д**

**По возможности

6

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

+Д**

**По возможности

 

7

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

+Д**

**По возможности

8

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

+Д**

**По возможности

 

Слайды (диапозитивы):


 

9

произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений

+Д**

**По возможности

 

 

10

эскизы декораций к музыкально- театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений)

+Д**

**По возможности

11

нотный и поэтический текст песен;

 

 

12

изображения музыкантов, играющих на различных инструментах;

+Д**

**По возможности

 

13

фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

+Д**

**По возможности

7. Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты:

1

Фортепиано (пианино, рояль)

 

2

Баян /аккордеон

Д**

**По возможности

3

Скрипка

Д**

**По возможности

4

Гитара

Д

 

5

Клавишный синтезатор

 

6

Детские клавишные  синтезаторы

Д**

**По возможности

Комплект детских музыкальных инструментов:


7

блок-флейта,

 

8

глокеншпиль /колокольчик,

 

9

бубен

 

10

барабан

 

11

треугольник

 

12

румба,

П

 

13

маракасы,

 

14

кастаньетты

 

15

металлофоны

 

16

ксилофоны;

 

17

народные инструменты:

 

18

свистульки,

 

19

деревянные ложки,

 

20

трещотки и др.;

 

21

дирижерская палочка

 

22

Аудиторная доска с магнитной

Д**

**По

 

 

поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций

 

возможности

 

Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)

Д**

**По возможности

Расходные материалы:

24

– нотная бумага

 

25

– цветные фломастеры

 

26

– цветные мелки

 

8. Специализированная учебная мебель:

1

Индивидуальные столы и стулья для учащихся

 

2

Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.

 

3

Станки для школьного хора

Д**

**По возможности

 

4

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

 

5

Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля

+Д**

**По возможности



6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием

Организация учебного помещения начальных классов должна предусматривать его оснащение комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации по каждой образовательной области, входящей в программу начальных классов (русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, история, художественный труд).

7. Варианты или проекты ПРС (фото кабинета)