СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпосылки формирования личности в раннем детстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует 5 предпосылок развития личности в раннем возрасте. Возникающие в процессе развития и особым образом прочувство­ванные в условиях кризиса новообразования готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Просмотр содержимого документа
«Предпосылки формирования личности в раннем детстве»

Предпосылки формирования личности в раннем детстве

Предпосылки формирования личности в раннем детстве

 5 предпосылок развития личности в раннем возрасте :    освоения предметных действий путем повторения, подражания;  изменение отношения к взрослому (взрослый - образец для подражания); осознание себя и стремление реализовать собственное «Я»; необходимость активного участия в жизни взрослых; кризис трех лет. Возникает противоречие между желанием ребенка «Я хочу быть как взрослый» и возможностями ребенка.

5 предпосылок развития личности в раннем возрасте :  

  • освоения предметных действий путем повторения, подражания;
  • изменение отношения к взрослому (взрослый - образец для подражания);
  • осознание себя и стремление реализовать собственное «Я»;
  • необходимость активного участия в жизни взрослых;
  • кризис трех лет. Возникает противоречие между желанием ребенка «Я хочу быть как взрослый» и возможностями ребенка.
Воздействия ,влияющие на ребёнка Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. (Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей.) Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями - наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки.

Воздействия ,влияющие на ребёнка

  • Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. (Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей.)
  • Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями - наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки.
В первые 3-5 лет жизни формируется личность ребенка, т.е. идет формирование базовых личностных новообразований. Именно в период раннего детства ребенок особенно уязвим и несамостоятелен, он полностью зависим от семьи (и физически, и социально). Из этого следует, что от того, каково будет отношение к ребенку со стороны матери и отца, сестер и братьев – от этого будет зависеть и отношение ребенка к себе. Мера самоуважения и самопринятия находится в тесной связи с самооценкой.
  • В первые 3-5 лет жизни формируется личность ребенка, т.е. идет формирование базовых личностных новообразований. Именно в период раннего детства ребенок особенно уязвим и несамостоятелен, он полностью зависим от семьи (и физически, и социально). Из этого следует, что от того, каково будет отношение к ребенку со стороны матери и отца, сестер и братьев – от этого будет зависеть и отношение ребенка к себе. Мера самоуважения и самопринятия находится в тесной связи с самооценкой.
Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка из узкого круга близких ему людей. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с их интересами и мнением. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка. Теперь к нему предъявляют высокие требования, особенно к умению организовать свое поведение.

Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка из узкого круга близких ему людей. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с их интересами и мнением.

На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка. Теперь к нему предъявляют высокие требования, особенно к умению организовать свое поведение.

Постепенно, шаг за шагом, формируется личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
  • Постепенно, шаг за шагом, формируется личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
Две стороны развития личности 1ая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развитие чувства и воли.

Две стороны развития личности

1ая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

Другая сторона - развитие чувства и воли.

Особенности поведения.   Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумыва­ясь , под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка, тем, что попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить - дать вза­мен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Особенности поведения.  

  • Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумыва­ясь , под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка, тем, что попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить - дать вза­мен игрушки, которой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.
  • Миша, играя в саду, завладел мячом другого ребенка и никак не хотел с ним расстаться. Вскоре ему предстояло идти домой ужинать. В какой-то момент, когда вни­мание ребенка было отвлечено, мяч удалось убрать, а ребенка - унести в дом. Во время ужина Миша вдруг пришел в сильное волнение, начал отказываться от еды, капризни­чать, пытался выбраться из креслица, срывал с себя салфетку и т.п. Когда его пустили на пол, он сразу успокоился и с криком «мя... мя!» отправился сначала в сад, а затем к дому того ребенка, которому принадлежал мяч. (Из наблюдений Л. И. Божович.)
  • Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, менее зависимым от кон­кретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т.е. выполнения действий, направленных на словесно обо­значенные цели.
  • Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, кото­рые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соот­ветствии с требованиями взрослых.
  • Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям - матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ре­бенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.
Внешний образ.   В раннем возрасте ребенок открывает себя как от­дельную персону . Он начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: он ползет, идет, бежит, принимает разнообразные позы, свойственные взрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключи­тельно пластике малолетнего ребенка. Он повисает на стуле вниз го­ловой, смотрит на мир сквозь свои ноги, согнувшись пополам, радо­стно ощущая гибкость своего тела и произведенную им переверну­тость мира. Ребенок пристально наблюдает все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства, которые возникают при всяком новом движении или замирании. Прислушива­ясь к себе внутреннему, ребенок изучает и себя внешнего.

Внешний образ.  

  • В раннем возрасте ребенок открывает себя как от­дельную персону . Он начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: он ползет, идет, бежит, принимает разнообразные позы, свойственные взрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключи­тельно пластике малолетнего ребенка. Он повисает на стуле вниз го­ловой, смотрит на мир сквозь свои ноги, согнувшись пополам, радо­стно ощущая гибкость своего тела и произведенную им переверну­тость мира. Ребенок пристально наблюдает все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства, которые возникают при всяком новом движении или замирании. Прислушива­ясь к себе внутреннему, ребенок изучает и себя внешнего.
Возникновение стремления к самостоятельности.   Общение взросло­го с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как от­дельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Разумеется, это случается не в «один прекрасный момент», а постепенно. Выделения своего «Я» можно наблюдать в раннем возрасте. Бла­годаря особенностям общения со взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем лице: «Дай Пете!»; «Петя хочет!» Однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь насту­пает тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обо­значения самого себя среди других. Осознание себя как «Я» может произойти раньше или позже. Здесь много зависит от того, как обща­ются с ребенком близкие.

Возникновение стремления к самостоятельности.  

  • Общение взросло­го с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как от­дельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Разумеется, это случается не в «один прекрасный момент», а постепенно.
  • Выделения своего «Я» можно наблюдать в раннем возрасте. Бла­годаря особенностям общения со взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем лице: «Дай Пете!»; «Петя хочет!» Однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь насту­пает тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обо­значения самого себя среди других. Осознание себя как «Я» может произойти раньше или позже. Здесь много зависит от того, как обща­ются с ребенком близкие.
Вывод Возникающие в процессе развития и особым образом прочувство­ванные в условиях кризиса новообразования (развивающаяся и осозна­ваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Вывод

  • Возникающие в процессе развития и особым образом прочувство­ванные в условиях кризиса новообразования (развивающаяся и осозна­ваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.