Лекция 2. Предпринимательская деятельность государства. Налоги и бюджетное регулирование
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отно- шений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
В хозяйственной деятельности капиталистических государств веду- щее место занимает частный капитал. Однако немаловажную роль в эко- номике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлечённые в хозяйствен ный оборот, и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится 20 – 25% национального достояния.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непо- средственная предпринимательская деятельность государства, приобретал всё большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Сфера государ- ственной производственной деятельности давно вышла за пределы почто- во-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40% вместо 5 – 10% в начале века. Государственные инвестиции в экономику в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции – до 1/4, Италии и Великобритании – до 1/3, Австрии и Франции – свыше 40% общего объёма капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государства выступают по отношению к ча- стному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одно- временно её покупателя, что придаёт определённую стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 1990-х годов они приблизились к 1 трлн. долларов вместо 9 млрд. долларов в 1929 году (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определённым слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов наряду с другими мерами позволяет проводить соответствующую структурную политику; формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса; стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров. Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и её границ всё больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к сле- дующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлурги- ческой, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, дол- госрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общена- циональных позиций.
3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окру- жающей среды.
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом.
6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Налоги и бюджетное регулирование
Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и на различные выплаты населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путём сбора нало- гов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объёме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. Ушли в прошлое времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90% всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим более 10%. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40% дохода перераспределялось в самом производстве, 15 – 17% составляли расходы на оборону, и только менее четверти направлялось в социальную сферу.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся всё более активным инструментом государственной социальной и экономиче- ской политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выде- лить следующие:
1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объёмы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправ- ленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции нако- пления общественного денежного и производительного капитала, позво- ляют ему брать под свой контроль практически весь совокупный общест- венный спрос.
2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в раз- личных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать цело- стную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесённой в производст- венную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития.
3. В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:
- налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);
- налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на при- быль от капитала, в том числе на процент и др.);
- налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);
- налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);
- налоги с продаж и акцизный налог. Они являются "скрытыми" или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов через более высокие цены (налоги на вино-водочное изделие, табак, соль, на лотереи, скачки и т.д.).
Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимает система налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрес- сивного обложения доходов физических лиц налогообложение корпораций осуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определённом направлении, реализуя при этом общеэкономиче- ские цели. Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изме- нение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменение сферы распро- странения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий пред- ставляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства про- цесса воспроизводства индивидуального капитала.
К основным инструментам инвестиционного стимулирования отно- сятся: система специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной амортизации; налоговые скидки на инвестиции; раз- личного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды. Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах позволил западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроиз- водителей и налоговыми доходами государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается, что предел наступает при изъятии в бюджет более 30% от суммы всех доходов предпринимателей и населения.
Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кре- дитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвести- ционные и кредитные организации заинтересованы в постоянном росте оборота кредитных средств, как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые, по существу, торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под ещё более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот. Для большинства промышленных предприятий, колхозов, совхозов, фермеров ставки процента оказались непосильными, и в производстве продолжается спад. В то же время посреднические фирмы, занятые исключительно перепродажей продукции, и на "дорогом" кредите получают многомиллионные прибыли. Подтверждается историческая истина: разбогатеть можно на расцвете цивилизации, но ещё быстрее и в больших масштабах – на её развале. Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определённых условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства. Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учётную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и размера учётной ставки зависит объём оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учётной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста. Государственное регулирование кредитных отношений выполняет ещё одну важную функцию стабилизации рыночной экономики – защиту накоплений предприятий и населения. Однако в странах СНГ эта задача не решается.
7