Предпринимательская среда
Выполнила
Студентка 4 курса 1 группы
Столярова Екатерина
- Предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайнерискованным.
Виды предпринимательской среды
Внешняя Внутренняя
Внешняя предпринимательская среда
Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства .
К внешней среде относится:
- экономическое положение в стране и регионах;
- политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;
- правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;
- государственное регулирование и поддержка предпринимательства;
- социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы;
- культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса;
- научно-техническая, технологическая среда;
- наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;
- физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций;
- отсутствие проявления природных катаклизмов;
- институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т. д.
Внутренняя среда предпринимательства
- Внутренняя среда предпринимательства — это совокупность внутренних условий и факторов, в которых осуществляется предпринимательская деятельность.
К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие факторы:
- наличие необходимого объема собственного капитала, правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;
- выбор предмета деятельности;
- подбор команды партнеров;
- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
- подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование;
- механизм сохранения предпринимательской тайны и др.
На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты:
- уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком России;
- уровень инфляции;
- число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок;
- уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм);
- уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий;
- недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках.
Рынок как среда существования предпринимателя.
- Рынок является формой взаимоотношений между отдельными самостоятель-ными, принимающими решения хозяйствующими субъектами. Рынок – это слож-ное и многостороннее экономическое явление; это соединение спроса и предло-жения; это форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями.
Современный рынок классифицируется по различным категориям:
- а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг; рынок средств производства; рынок промежуточных товаров; рынок ноу-хау; сырьевой рынок; рынок труда; рынок ценных бумаг; рынок вторсырья; рынок информационных технологий и др.;
- б) по географическому положению – местный, региональный, националь-ный, мировой;
- в) по степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополи-стический, монопсонический, свободный, смешанный;
- г) по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной, газовый и др.;
- д) по характеру продаж – оптовый, розничный.
Положительные стороны рынка
- - посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг);
- - рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономи-ческой информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, ко-личестве производства;
- - высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления;
- - участники рынка оптимально используют результаты научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя техно-логию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами;
- - предприниматель и потребители обладают свободой выбора
- и действий. Они независимы в принятии решений, заключении различных сделок (договоров), найме рабочей силы и т. д.;
- - рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей.
Негативные стороны рынка:
- - рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
- - рынок не имеет действенной экономической защиты окружающей среды; только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;
- - рынок не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу);
- - в рынке не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;
- - рынок не гарантирует право всех граждан на труд и доходы;
- - рынок не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке;
- - рынок не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие деньги;
- - рынок подвержен нестабильному развитию в связи с инфляционными процессами. Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя государство.
- https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0&p=1&pos=38&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fkonspekta.net%2Finfopediasu%2Fbaza7%2F2062711968772.files%2Fimage004.jpg
- https://infopedia.su/19x486e.html
- https://www.anews.com/p/117082543-rynok-v-ehkonomike-ehto-priznaki-rynka-i-rynochnoj-ehkonomiki /
- Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Зарубина Ж. Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 130 с.