ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ » ДЛЯ 9 КЛАССА МОАУ СОШ № 8
(17 часов)
Учитель: Мазаева Н.Н.
Пояснительная записка
Программа несет естественно - научную направленность, она предназначена для углубленного изучения химии.
Актуальность программы в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач.
Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы
Образовательные :
1.формирование умений и знаний при решении основных задач по химии;
2.формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
3.повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.
Воспитательные:
1. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;
2. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3. содействие в профориентации школьников.
Развивающие :
развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
Предпрофильный курс предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические вещества.
Методическое обеспечение программы
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок, самостоятельная работа, межпредметные занятия, практические занятия, зачет.
Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса: объяснение, работа с книгой, беседа, демонстративный показ, упражнения, решение типовых задач.
Методы : частично – поисковый, лабораторный, индивидуального обучения.
Оборудование: компьютер, презентации по отдельным темам программы, наборы химических веществ по неорганической химии, химическое оборудование и химическая посуда.
Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, пособия для проведения практических занятий.
Ожидаемые результаты:
После прохождения курса школьники должны:
По теме « Решение задач по химическим уравнениям»:
1) иметь представление о химических реакциях, их видах;
2) знать
- основные принципы решения задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке; на выход продукта , примеси, растворы.
3) уметь
- делать вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы (количества вещества) продуктов реакции по массе ( количеству вещества) вступающих в реакцию веществ и наоборот;
- решать задачи по химическим уравнениям, в которых участвуют газообразные вещества, используя закон объемных отношений газов;
- производить расчеты по термохимическим уравнениям;
- производить расчеты по химическим уравнениям ( если одно из веществ взято в избытке, на выход продукта, примеси, растворы и составлять задачи, используя знания о свойствах неорганических веществ.
По теме « Окислительно – восстановительные реакции»:
знать об окислительно – восстановительных ; о понятии окислитель и восстановитель, понятиях окислительный и восстановительный процесс;
уметь
-определять степени окисления химических элементов;
-расставлять коэффициенты в химических реакциях с участием неорганических веществ методом электронного баланса и полуреакций.
По теме Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»:
знать химические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений;
уметь
- записывать реакции «цепочки превращений», с участием неорганических веществ;
- решать и составлять задачи на «цепочки превращений»;
- выделять главное и анализировать ход решения «цепочки превращений».
По теме «Качественные реакции на неорганические вещества»
иметь представление о качественных реакциях;
знать
- и соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием;
- реагенты и методику проведения качественных реакций на основные катионы и анионы неорганических веществ.
3) уметь
- проделывать качественные реакции;
- применять полученные знания при решении и составлении задач на определение веществ в растворе.
Календарно-тематическое планирование курса I полугодие
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 |
Решение задач по химическим уравнениям (10 часов) |
1 | Расчёты по химическим формулам. | 5.09 | |
2 | Нахождение массы (количества вещества) образующихся ве ществ по массе (количеству вещества) вступающих в реакцию веществ | 12.09 | |
3 | Вычисление объема газов по известной массе (количеству веще ства) одного из вступающих в реакцию или получающихся в ре зультате ее веществ | 19.09 | |
4 | Расчеты по термохимическим уравнениям | 26.09 | |
5 | Вычисление массы растворённого вещества, содержащегося в определённой массе ( объёме) раствора с известной массовой долей (молярной концентрацией) | 3.10 | |
6 | Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | 10.10 | |
7 | Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного | 17.10 | |
8 | Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси | 24.10 | |
9 | Нахождение массы (количества вещества, объема) продукта ре акции по исходному веществу, находящемуся в растворе | 7.11 | |
10 | Решение комбинированных задач повышенной сложности | 14.11 | |
Окислительно-восстановительные реакции (2 часа) |
11 | Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэф фициентов методом электронного баланса | 21.11 | |
12 | Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэф фициентов методом полуреакций | 28.11 | |
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений (2часа) |
13 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 5.12 | |
14 | Нахождение массы (количества вещества, объема) по цепочке превращений | 12.12 | |
Качественные реакции на неорганические вещества(2 часа) |
15 | Решение задач на качественнее определение катионов неорганических веществ | 18.12 | |
16 | Решение задач на качественнее определение анионов неорганических веществ | 23.12 | |
17 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 26.12 | |
Календарно-тематическое планирование курса II полугодие
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 |
Решение задач по химическим уравнениям (10 часов) |
1 | Расчёты по химическим формулам. | 16.01 | |
2 | Нахождение массы (количества вещества) образующихся ве ществ по массе (количеству вещества) вступающих в реакцию веществ | 23.01 | |
3 | Вычисление объема газов по известной массе (количеству веще ства) одного из вступающих в реакцию или получающихся в ре зультате ее веществ | 30.01 | |
4 | Расчеты по термохимическим уравнениям | 6.02 | |
5 | Вычисление массы растворённого вещества, содержащегося в определённой массе ( объёме) раствора с известной массовой долей (молярной концентрацией) | 13.02 | |
6 | Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | 20.02 | |
7 | Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного | 27.02 | |
8 | Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси | 5.03 | |
9 | Нахождение массы (количества вещества, объема) продукта ре акции по исходному веществу, находящемуся в растворе | 12.03 | |
10 | Решение комбинированных задач повышенной сложности | 19.03 | |
Окислительно-восстановительные реакции (2 часа) |
11 | Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэф фициентов методом электронного баланса | 2.04 | |
12 | Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэф фициентов методом полуреакций | 9.04 | |
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений (2часа) |
13 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 16.04 | |
14 | Нахождение массы (количества вещества, объема) по цепочке превращений | 23.04 | |
Качественные реакции на неорганические вещества(2 часа) |
15 | Решение задач на качественнее определение катионов неорганических веществ | 30.04 | |
16 | Решение задач на качественнее определение анионов неорганических веществ | 7.05 | |
17 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 14.05 | |