СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение в 11 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ. В связи с этим сегодняшние выпускники учебных заведений должны получить не только образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах.

Просмотр содержимого документа
«Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение в 11 классе»

Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение в 11 классе

Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ. В связи с этим сегодняшние выпускники учебных заведений должны получить не только образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах.

Одна из приоритетных задач предпрофильной подготовки - это подготовка выпускников к труду по осознанно выбранной профессии, а при необходимости - и к перемене профессии, рода деятельности; их социализация и профессиональное самоопределение. Ученик сейчас должен быть подготовлен в соответствии с запросами современного информационного общества При этом увеличивается степень его ответственности как будущего работника, активность, гибкость мышления, способность к постоянному обучению и т.д. Принять правильное решение непросто. В этот возрастной период у подростков возникают определенные эмоциональные состояния, стремление уйти от решения проблемы выбора, откладывая его на неопределенное время, или перекладывая ответственность на родителей, учителей. Предпрофильная подготовка ученика является одним из значимых этапов профилизации.

Цель профориентационной работы – активизация процесса самопознания, самоопределения. При этом совершенно необязательно, чтобы юноша или девушка сразу выбрали узкую профессиональную сферу, важно, чтобы они ориентировались в более широких профессиональных направлениях (гуманитарном, техническом, экономическом, естественно-научном и т.д.), чтобы понимали, какая деятельность близка им по интересам, способностям, особенностям характера.

Подростки сами начинают строить свою временную перспективу, планировать своё будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Проблематично для старшеклассников и совмещение ближней и дальней перспективы. Одна из задач – помочь подросткам в решении этого вопроса. Каждый подросток сегодня - это будущий взрослый завтра. И именно от его социально-психологической адаптированности зависит выбор его будущей профессии, а в дальнейшем - будет ли он творческим, преуспевающим работником или безработным с массой материальных и психологических проблем На каждом занятии планировалось либо тестирование, либо тренинги, либо игровая ситуация и др.   Компьютерное тестирование по профессиональному самоопределению

Компьютерное тестирование по профессиональному самоопределению, выявляющее потенциал и ведущую направленность человека в профессиональной сфере, показывая его интересы, способности и склонности к тем или иным видам деятельности. Психологическая служба МГОУ помогла ребятам разобраться в полученных результатах.


Цель предпрофильной подготовки: самоопределение учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11-х классах или дальнейшего пути получения профессии, т.е. предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

- умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;

- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям и интересам;

- готовность нести ответственность за сделанный выбор;

- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.


Задачи предпрофильной подготовки:

- Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.

- Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.

- Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

- Формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

- Расширение представлений учащихся о рынке труда в Нижегородской области, об архитектурно-строительном университете, программах подготовки в университете, о современном состоянии ряда отраслей: строительство, архитектура, дизайн, прикладная информатика и информационные системы и др.

- Развитие умения соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данным отраслям.


Один из путей формирования профессионального самоопределения школьников проведение предпрофильной подготовки. Миссия подготовки заключается в приобщении учащихся к разнообразному миру профессий, в создании ситуации, которая помогает учащимся  научиться делать самостоятельный выбор. В качестве примера –работа в этом направлении с учениками 11Акласса.: -активное сотрудничество с учебными заведениями города(МГОУ, ЧГУ, ЧГПУ, Московский кооперативный институт) Содержание занятий, экскурсий предполагало последовательное расширение и углубление представлений о себе и о будущей взрослой жизни. Программа предполагала не только самопознание учащихся, но и знакомила их с основными направлениями подготовки в высших учебных заведениях. Учащиеся сдавали пробные ЕГЭ, посещали мастер-классы, участвовали в Днях открытых дверей, принимали участие в викторинах, олимпиадах. -Ученики данного класса - талантливые ребята с разносторонними интересами, и в развитии их способностей использовались разные формы приобщения к труду: посетили выставочный зал картинной галереи, знакомились с творчеством Пикассо, в Литературном музее узнали много о биографии К.Иванова, Бичурина, часто присутствовали на премьерах спектаклей Русского театра. Театра оперы и балета. После представлений побывали за кулисами театра, где познакомились с нелегким трудом постановщиков, декораторов. В Национальной библиотеке приняли участие в мастер-классе по дизайну одежды, оценили рукоделие чувашских мастериц. Апроськин Д. и Ефимова А. (участники школы актерского мастерства) –неоднократные участники и победители, лауреаты творческих конкурсов в городе и стране. Привлечение к физической культуре тоже является необходимой частью данного процесса. Ребята понимают значение и роль физической культуры и спорта. Мы были активными участниками всех спортивных мероприятий города, республики: В классе мастер спорта по фристайлу (Горбунов А), победители соревнований по армреслингу (Мут П), гиревому спорту, футболу.

Знакомство учеников с разнообразными видами жизнедеятельности помогает определиться в своих интересах, помогает ориентироваться в более широких профессиональных направлениях (гуманитарном, техническом, экономическом, естественно-научном и т.д.), помогает понимать, какая деятельность близка им по интересам, способностям, особенностям характера.



Мастер-класс в Чебоксарском экономико-технологическом колледже



Научно-практическая конференция ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, с докладом выступает Ю. Федорова

Участие в научно-практической конференцией юных синологов в музее И. Бичурина (п.Кугеси)



Встреча с главным художником Чувашского государственного театра опера и балета, заслуженным художником Российской Федерации В. Федоровым

За театральными кулисами






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!