СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпрофильная подготовка в современной школе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины и составляющие части предпрофильной подготовки в современной школе.

Просмотр содержимого документа
«Предпрофильная подготовка в современной школе»

Мангутова

Вероника Рустемовна

«Предпрофильная подготовка в современной школе»



Предпрофильное обучение в нашей школе введено с 2004 года в IX классах. Оно позволяет учащимся осознано выбрать профиль обучения. Предпрофильная подготовка предпологает обеспечение школьников информацией о возможных путях продолжения образования. Предпрофильная подготовка – это название учебных программ и мероприятий, призванных помочь ученикам IX классов определить направленность их учебы, продолжить учебу в X классе своей школы, или перейти в специализированную школу, техникум, колледж и другие учебные заведения.

Основная функция курсов по выбору профориентационная. В предпрофильной подготовке к стандартному базисному плану добавляются курсы по выбору на 17 или 34 часа. Курсы ориентированы на расширение знаний по предметам, самоопределению учащиеся выбора профильного обучения.

В 9 классе нашей школы курсы по выбору связаны с реализацией республиканской программы «Здоровье» с 1998 года они направлены на сохранение здоровья детей. Элективные курсы «Здоровье и окружающая среда», «Человек и природа», «Школа здорового питания».

В предпрофильном 9 классе в основном преобладают пробные и ориентационные элективные курсы. Их содержание не должно повторять программу по изучаемым предметам, но при этом их не следует перегружать новым содержанием. Эти курсы призваны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

На занятиях используются активные методы преподавания: семинар, деловая игра, тренинг, практикум, социальная практика, проектная деятельность, исследования. Включаясь в активную деятельность ребенок проявляет свой выбор. Обучение идет в небольших группах, что позволяет осуществить индивидуальный подход, это тоже помогает ребенку определиться с выбором. Набор курсов определяется уже в конце 8 класса, на основе опросов и анкетирования учащихся, собеседований с ними. Выбор предлагаемых курсов носит вариативный характер, их количество избыточно, то есть у ученика есть возможность реального выбора.

Содержание курсов предпрофильной подготовки включает не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомит учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программ и формирования, развития ключевых компетентностей выпускников основной школы. Особое внимание уделяется формированию практических навыков, ОУ располагает компьютерной и другими видами техники, медиатекой, библиотекой и т.д. По утвержденному годовому графику проводятся экскурсии на районные и областные предприятия (компьютерный центр, вертолетная площадка, речной порт, цех по деревообработке и т. д.). В школе по данному вопросу создан совет, в состав которого входят администратор, консультант, классный руководитель. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют специалисты районного центра. Для всех участников образовательного процесса обеспечена полная и своевременная информированность по данному направлению через систему родительских собраний, консультаций, публикаций.

В конце предпрофильной подготовки в апреле – мае для девятиклассников психолог или профориентатор проводит собеседование, консультирование, тестирование, профессиональные пробы.

Предпрофильное обучение выросло на базе классов с углубленным изучением отдельных предметов и из парадигмы личностно-ориентированного обучения, способствующего развитию самопознания, самоопределения, самореализации.

Задача предпрофильной школы заключается в выборе сферы деятельности, в которой учащиеся будут совершенствоваться в старших классах. Школьник избирает не профессию, а лишь профиль, по которому будет обучаться в школе третьей ступени.

Предпрофильная подготовка ведется на протяжении всего обучения ребенка в школе, но целенаправленно, активно – с 7-8 классов. Для 8-х классов существует апробированные программы углубленного изучения отдельных предметов и УМК к ним.

Цель предпрофильного обучения – подготовка к обдуманному выбору профиля в 10-ом классе.

Задачи:

• способствовать профессиональному самоопределению подростков;

• помогать познать самого себя;

• раскрыть потенциальные способности к изучению каких-либо профильных дисциплин.

Предпрофильному обучению способствует увеличение часов на отдельные предметы учебного плана, которые используются на расширение и углубление за счет спецкурсов. Например, таких: «Прикладная математика», «Интернет-технологии», «Компьютерная графика», «Мультимедийные технологии».

Профильные предметы являются обязательными для лицея. Каждый класс должен изучать хотя бы один предмет на углубленном уровне.

Предпрофильное обучение начинается на второй ступени и обязательно должно иметь логическое продолжение в 10-11-х классах.

В преподавании элективных курсов (профильное обучение) используется проектный метод, тренинги, деловые игры, создание проектов, рефератов.

Чаще всего курсы строятся по принципу интегрирования и включают проведение конкурсов и олимпиад. Выбор профиля должен соответствовать возможностям, способностям и потребностям обучающихся.

Углубление может проводиться в группе, собранной из разных классов параллели. В течение первой четверти учащийся может поменять свой выбор. Спецкурсы по углублению предметов остаются за рамками учебного плана. Можно создавать летние предпрофильные группы.

В ходе работы лицея по профильному обучению сложилась следующая система: расширение и частичное углубление программы – углубленное изучение предмета – спецкурсы – профильная программа + элективные курсы.


По организации профильного обучения периодически проводятся:

• собрания для учителей, учащихся и родителей;

• анкетирование родителей и учащихся;

• диагностика;

• консультации по выбору и проведению спецкурсов и элективных курсов;

• олимпиады и конкурсы по профильным дисциплинам.

Личностно ориентированная педагогика предлагает создание условий для раннего профессионального самоопределения школьников. Потенциал механизма раннего профессионального самоопределения кроется в глубине раскрытия личностных и профессионально важных качеств учащегося, благодаря чему процесс обучения приобретает иной эмоционально-смысловой оттенок. Главным преимуществом такого подхода к обучению является выявление способности учащихся осознанно и самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития, что в нынешних условиях выступает в роли основного критерия успешной адаптации будущего специалиста к последующей продуктивной профессиональной деятельности.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе «в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носило массового характера), то теперь по окончании основной школы нормой становятся и переходы из школы в школу. Готовность к «академической мобильности» у выпускников 9-х классов должна существенно повыситься.

Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования.

Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и возможности реализации обучения на данном профиле. В жизни может возникнуть ситуация, когда профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в другом муниципальном округе (районе). Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является “выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта”.

«Концепция профильного обучения»

Таким образом, исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

  • умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;

  • умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;

  • готовность нести ответственность за сделанный выбор;

  • высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, прикладывать усилия для получения качественного образования.















Для того чтобы перечисленные результаты стали целями конкретной школы или муниципальной системы образования, необходимо оценить возможности для их реализации, определить сроки их достижения во времени и по отношению к учащимся. Обычно в формулировках целей указывается, к концу какого учебного года и по отношению к каким школьникам будет получен желаемый результат.

Задачи предпрофильного обучения:

- выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;

- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

- формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

В 9 классе осуществляется предпрофильная подготовка школьников, включающая овладение ими минимальной профессиоведческой компетентностью, способностью получения представлений об "образе Я", а также приобретение необходимого практического опыта для обоснованного выбора профиля образования. Предпрофильное обучение должно включать мощный социально-педагогический и психологический диагностический блоки, предоставляющие школьникам возможность не только выяснить своё отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития.

В связи с этим, предпрофильная подготовка должна:

  • предусматривать усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой, направленной на формирование ключевых компетенций профессионального самоопределения;

  • обеспечивать, в случае необходимости, возможность переориентации школьника с одного профиля на другой;

  • обеспечиваться высоким уровнем оснащения учебного процесса, современными мастерскими, лабораториями, рабочими местами, комфортными условиями и высокой культурой труда.






Содержание предпрофильной подготовки;

Система предпрофильного образования предполагает внедрение различных инновационных изменений в организации и содержании обучения.

Их реализация в практике по существу приведет к коренному изменению учебно-воспитательного процесса, к построению новой системы образования девятиклассников. Данные изменения необходимо рассматривать как системные, т.е. те, которые предполагают введение современной системы, призванной решить основные задачи предпрофильной подготовки.

Все обозначенные изменения необходимо вводить системно.

Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую педагогическую систему образования. Эта система должна создать условия для самоопределения школьников: обеспечить возможность осуществить пробы; предоставить право самостоятельно выбрать профиль обучения; сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.

Предпрофильное обучение в девятых классах планируется как новая для российской школы педагогическая система, которой отводится особое место в целостном учебном процессе. Предпрофильное обучение - это не самостоятельная система. Оно является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Оно нужно для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения девятиклассников.

Прежде всего, это вариативность и свобода выбора учащимися курсов по выбору. Благодаря этим принципам должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор. Предполагается, что система обучения обеспечит школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В течение учебного года, посещая предпрофильные курсы, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что ожидает его на старшей ступени образования. По своему желанию он может пройти курсы, соответствующие разным профилям.

Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Приветствуется также реализация индивидуальных траекторий образования, представляющих собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным учреждениям района.

Еще один обязательный принцип обучения – это активность школьников. Самоопределение относительно будущего профиля обучения будет происходить через конкретные пробы эвристического характера.

Новым для школы принципом функционирования системы является ее открытость. Оценка успешности учащихся будет выполняться независимыми от школы экспертами и подтверждаться документально, например, специальными сертификатами. Комплектование десятых классов также предполагается вывести из ведения школы.


К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

В соответствии с концепцией модернизации образования возможны несколько моделей (вариантов) организации предпрофильной подготовки. Предпочтение, которое отдает образовательное учреждение той или иной модели, обсуждается с педагогическим коллективом и согласуется с районным органом управлении образованием. В процессе выбора обязательно должны быть учтены интересы учащихся и их родителей, имеющиеся финансовые, кадровые, материальные и другие возможности и ресурсы образовательного учреждения.

Модель внутришкольной предпрофильной подготовки предполагает, что образовательное учреждение активизирует собственные ресурсы, опирается на собственный материально-технический и кадровый потенциал. Модель сетевой организации предпрофильной подготовки осуществляется силами нескольких образовательных и профессиональных заведений, учреждений дополнительного образования и культуры на договорной основе.



Информационные аспекты предпрофильной подготовки.


Одной из задач, решаемых перед введением профильного обучения, является организация информационной работы с девятиклассниками. Предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступных им в муниципальном образовании (городе, районе, микрорайоне). Информация необходима всем участникам образовательного процесса и каждому в полном объеме, в соответствии с его потребностями. Информацию об учреждениях, где можно получить или продолжить образование, посетить курсы по выбору, пройти психологическое тестирование, пройти пробу по предметным областям, тестовые или рейтинговые испытания, продолжить обучение по выбранному профилю, учащиеся, родители, педагоги, руководители образовательных учреждений должны получить в муниципальном управлении образования.

В соответствии с этим в каждом муниципальном субъекте, в зависимости от возможностей должны быть определены формы и методы информирования родителей и учащихся о возможных путях и способах организации предпрофильной подготовки во второй ступени общеобразовательной школы.

Одним из наиболее успешных подходов организации информирования учащихся и родителей является «образовательная карта». Образовательная карта - это карта муниципального субъекта (города, района, микрорайона), на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования и другие организации и, на базе которых предполагается осуществлять предпрофильную подготовку и профильное обучение1.

Образовательная карта может быть составлена и издана в виде буклета, брошюры, плаката. Желательно отразить на карте расположение образовательных учреждений с прописанными маршрутами движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения, информацию о центрах или пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации по оптимизации выбора школьником профиля.










1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!