Предпрофильное образование на уроках технологии и занятиях дополнительного образования.
Выступление на городском семинаре учителей технологии Строгановой В. Н. учителя технологии первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
.10.10.2018 г.
Тема семинара- Предпрофильное образование на уроках технологии и занятиях дополнительного образования как процесс дифференциации индивидуализации обучения.
Предпрофильное обучение – основа объективной оценки школьниками способностей к обучению по различным профилям, соответствующим склонностям и интересам, формирования готовности школьников прикладывать усилия для получения качественного образовании, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
Другими словами, предпрофильное обучение – это система специализированной подготовки учащихся в школе, ориентированная на индивидуальное обучение и социализацию обучающихся, в том числе с учетом потребностей рынка труда. Речь не идет о подготовке к конкретной профессии и специальности, а о подготовке деятельности, связанной с использованием знания в предметной области.
Во все времена самым сложным вопросом был, есть и остаётся – вопрос выбора профессии.
Успеха, определённых высот (а, следовательно, и достойной зарплаты) можно добиться лишь в той области, которая действительно по душе, в которую человек действительно будет вкладываться с неподдельным интересом.
За последние несколько лет в нашей стране произошли серьезные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит не в таких условиях, как раньше. Исчезла система pаспpеделения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большее внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планирования карьеры, и этот процесс может начаться еще за школьной скамьей.
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.
Цели прелпрофильной подготовки школьников
- создание условий обучающихся для предварительного самоопределения выбора профиля обучения;
- умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям или определенной профессии;
- осуществление выбора профессии, соответствующим способностям и интересам;
- быть готовым приложить усилия для получения качественного образования.
Для реализации целей прелпрофильной подготовки стоят следующие задачи:
- повышение качества знаний;
- организация деятельности по выбору через дополнительное образование, факультативы, НОУ;
- создание ситуаций выбора на уроках и во внеурочной деятельности;
- воспитание трудолюбивых качеств;
- организация профориентационной работы.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14 -15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10- 15% обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе, их одолевают противоречивые чувства. «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.
Кто может повлиять на выбор Вашей специальности?
Диаграмма

Приведенная диаграмма показывает, кто или что влияет на выбор профессии – специальности. Данные были получены в ходе профориентационного конкурса «Баттл- ринг в бизнес- пространстве», организованные МЭБИК. И как мы видим, учителя находятся в этой диаграмме на втором месте после родителей, то на них лежит большая ответственность компетентно грамотного ввода учащихся в мир профессий. Но ведь зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний. Бесспорно их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет ребенку нужно трезво. Посторонние же люди (учителя) свободны от беспокойства за судьбу учащегося, поэтому дадут более взвешенный совет.
В своей работе по профессиональной ориентации я выделяю следующие направления:
- профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, профессиями и специальностями;
- профессиональное воспитание - воспитание у молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии, а так же сфер трудовой деятельности;
- изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;
- педагогическая профконсультация – совет учащемуся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его личностным качествам, знаниям и склонностям.
Для реализации названных выше направлений работы мною используются следующие педагогические технологии:
- информационные;
- профильного и предпрофильного обучения;
- игровые;
- технологии проектов, развития критического мышления, исследовательной деятельности;
- технологии анализа конкретной ситуации;
- модульного и проблемного обучения;
- здоровьесберегающие.
Принципы предпрофильного обучения
- вариативность в свободе выбора курса;
- педагогическая, психологическая, информационная поддержка;
- содействие самоопределению учащихся.
К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещние и профессиональное воспитание учащихся я отношу:
- урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических занятий, например в ходе изучения темы материаловедения обучающиеся знакомятся с профессиями прядильщицы, ткачихи и художника по тканям. Итог этого блока тем – экскурсия в ООО «Швея».
- профинформационный урок;
- экскурсии в профессиональные учебные заведения;
- выставки лучших работ в классе, окружных, муниципальных, региональных выставках декоративно- прикладного творчества, знакомя обучающихся с профессией дизайнера интерьера.
- встречи с представителями различных профессий;
- дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.
Больше возможностей для профессиональной ориентации у меня есть в дополнительном образовании, где в авторской программе детского объединения «Шитьё - моё хобби» есть раздел «Профессиональные пробы», когда происходит знакомство с профессиями швеи, конструктора, художника, художника- модельера.
Работа в дополнительном образовании. Вывод – из хобби, полученные знания перерастают в будущую профессию (примеры).
Продолжение этой работы.
Для этого была создана авторская программа, имеющая такое же название «Шитье – мое хобби» со сроком реализации 3 года. Ключевые понятия программы: развитие функционально-технологической грамотности (компетентности) обучающихся, предполагающей различные виды созидательной деятельности и ориентированной на подготовку к самоопределению и осознанному выбору предпрофильного образования в общеобразовательной школе, на социальный оптимизм выпускника, главное в которой взаимосвязь преемственность общеобразовательного и дополнительного образования как механизм полноты и цельности. Следует иметь в виду, что дополнительное образование – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Важно заинтересовать ребёнка занятиями, тогда появится возможность превратить деятельность в детском объединении в полноценное пространство воспитания и образования.
Этапы программы:
1 этап (1 год обучения) - формирование интересов к своему внешнему виду и одежде женщины, ее роли в общении и успехе на работе и в личной жизни, к процессу изготовления одежды; освоение универсальных способов получения и применения знаний (общеучебные умения), функционально-технологической грамотности и проектной деятельности).
2 этап (2 год обучения) - развитие способностей моделирования и художественного оформления одежды, овладение универсальными способами получения и применения знаний (общеучебные умения), функционально-технологической грамотностью и проектной деятельностью.).
3 этап (3 год обучения) - раскрытие и реализация творческого потенциала личности + самообразование. Методы и специфика художественного
проектирования костюма как объекта дизайна, использование творческих
источников при моделировании, а также современные тенденции и
направления в моделировании.
Итогом освоения программы обучающимися является - создание коллекций одежды, который включает следующие этапы:
- выполнение эскизов (фото)
- изготовление, поузловая обработка (фото). Причем обработка изделия осуществлялась в 5 классе по темам, которые изучаются по основной общеобразовательной программе по технологии в 6-х, 7- х классах.
Репетиции (фото)
Выход на подиум - конкурсы (фото).
Итоги – городской конкурс Гран- при 2 года, областной фестиваль «Я вхожу в мир искусства»- лауреат, ЮЗГУ «Шаг на подиум»- диплом 1 степени, специальный диплом 3-его Международного конкурса «Сарафан» ЮЗГУ, диплом 2-й степени Всероссийского конкурса «Открытое сердце».
Все эти успехи не возможны без заинтересованности детей, помощи администрации, классных руководителей, учителей, родителей обучающихся (спонсорская помощь на приобретение ткани и обуви).
В рамках методической недели было проведено занятие по профориентации обучающихся на тему « Профессии в индустрии моды», где обучающиеся подготовили выступления по профессиям, связанным с изготовлением коллекций, знакомым ими и новыми в т. ч. Рефлексией мероприятия стало оформление цветка, где каждый в своей профессии выделил главное качество, которое важно в профессии, а центр заполнил лепесток - главное личностное качество - быть порядочным, а профессиональное- компетентность- мастер своего дела в любой профессии.
Большую помощь в работе мне оказывают заранее составленные карточки профессий, с помощью которых я включаю информацию о профессиях в урок. Так же знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией. Итогом бесед по основным профессиям являются экскурсии в школьную столовую, чтобы ознакомиться со специальностями повара, повара- кондитера, в ЮЗГУ, посещение мастер- классов кафедры дизайна (во время конкурсов), чтобы познакомиться с профессиями дизайнера, швеи. Во время этих тренингов обучающиеся понимают чтобы получить модную профессию дизайнера одежды, они прежде всего должны освоить основы конструирования и моделирования одежды, т. е. узнать основы профессии с самого низа, с профессии швеи.
На своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы. Успех всей профориентационной работы зависит от знаний учителем психологии личности, способов ее изучения, умения найти на основе этого изучения индивидуальный подход к каждому ученику.
Исходя из всего выше сказанного, модель выпускника предпрофильной школы выглядит следующим образом:
- умеет осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям;
- готов нести ответственность за сделанный выбор;
- имеет высокий уровень учебной мотивации на обучение по выбранному профиля;
- оценивает объективно свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям.
Рефлексией предпрофильного обучения мы заканчиваем с учащимися составлением профессионального плана, который состоит из трех составляющих: «хочу», «могу», «надо».
На этом же этапе, мы обсуждаем типичные ошибки при выборе профессии:
- незнание мира профессий - устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии, обсуждения в отношении престижности профессии;
- незнание себя - необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья, неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии;
- незнание правил выбора профессии - отождествление учебного предмета с профессией, перенос отношения к человеку на профессию, выбор профессии за «компанию», неумение определить пути получения профессии.
Итак, профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство социализации в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества, а адекватное профессиональное самоопределение учащихся - это главное в достижение успеха в профессиональной деятельности и для нахождения своего места в обществе.
Литература
Е.А.Климов «Как выбирать профессию» М.:Знание,1988г.
Е.А.Климов «Психология профессионального самоопределения», издательский центр «Академия» М., 2010г.
В.Ф.Сахарова «Система профессиональной ориентации учащихся средней школы» - М.,1980г.
А.Ю.Тужилкин «Продуктивное обучение как средство профессионального самоопределения школьников: на примере предметной области «Технология» (Введение в диссертацию) Н.Новгород, 2001г.
Журнал «Практика школьного воспитания» №4(89) 2013г. Статья Е.Ю.Пряжникова, А.Ю.Тужилкин «Исторические предпосылки возникновения и становления профориентации в России и тенденции её развития на современном этапе».
А.В.Хуторской «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Источник – http://www.eidos.ru/joura|2005/1212.htm
С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев «От учёбы к профессиональной карьере» (учебное пособие) издательский центр «Академия» М., 2012г.
Социальная сеть работников образования http://www.nsportal.ru/