СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: "Предсказания в искусстве"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о знаменитых деятелях различных видов искусства.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Предсказания в искусстве"»

Тема «Предсказания в искусстве»

Цель урока: показать способность произведений искусства предугадывать события истории; формировать навыки анализа художественных и музыкальных произведений.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, репродукции картин Дюрера, Сальвадора Дали, архитектура Антонио Гауди, музыка Эдуарда Артемьева, В.Цоя, В.Высоцкого, И.Талькова, клипы и видео песен.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного материала

Вот уже несколько уроков мы говорим и рассуждаем с вами на очень интересную и в тоже время сложную тему. Какую? Какие знания в этом вопросе вы уже получили? Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке и ответьте на вопрос: «Какие примеры в истории искусства, предсказывающие события будущего вам известны?»

Вспомнить:

  • Жюль Верн, роман «20 тысяч лье под водой»;

  • Художник Сальвадор Дали;

  • Винсент Ван Гог

  • А.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»;

  • Иоганн Себастьян Бах

  • Эдуард Артемьев

Скажите, с какой целью мы рассматривали те примеры предсказания в искусстве, о которых вы только что вспомнили?

Скажите, на какой вопрос, мы искали ответ на предыдущем уроке?

Что этими примерами мы пытались доказать? Какую мысль сформулировать? (Что, искусство не только воздействует на нашу эмоциональную сферу, но и дает, порой, даже научные знания.)

  1. Постановка учебной задачи на урок.

Тема нашего урока «Предсказания в искусстве». Попробуйте сказать, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Мы продолжаем знакомство с произведениями искусства, которые так или иначе предугадывают события будущего или дают свое особое толкование тех событий, которые раскрываются в этих произведениях.

  1. Изучение нового материала

Любое художественное произведение устремлено в будущее, поэтому в истории можно найти множество примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: революциях, войнах и расколах. Такого рода пророчества в искусстве встречались неоднократно, в том числе и в художественных полотнах. Великие творцы могли использовать собственные произведения для предсказания в искусстве. Возможно, что именно в этом и состоит основная сила этого вида человеческой деятельности. Давайте подумаем, друзья, почему именно творческие люди обладают таким даром? (у них особо хорошо развито образное мышление, которое позволяет им домысливать недостающие данные, интуиция, подсознание – Д.Менделеев).

4.1 Обзор картин Сальвадора Дали. Звучит музыка Э.Артемьева «Пикник»

Слайды, изображающие картины Дали.

Комментарий учителя.

    1. 4.2.Архитектурные шедевры Гауди.

Слайды с изображением творений уникального архитектора.

Комментарий учителя.

4.3. Знакомство с гравюрами А. Дюрера.

Ярким примером предсказания в искусстве можно считать творчество немецкого живописца и графика эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Им была создана серия гравюр.

Словарь терминов: гравюра (от франц. gravure) - это печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

Называлась эта серия гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis — откровение — это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света).

Сделаны гравюры на дереве. Всего их 15, они иллюстрируют Откровение Иоанна Богослова. Когда они были впервые опубликованы в 1498 году, получили широкое распространение и популярность как раз потому, что в это время было распространённым ожиданием конца света в 1500 году.

Бытует мнение, что художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Давайте рассмотрим ее, выскажем свое мнение и послушаем сообщение.

СЛАЙД 1. Звучит музыка Эдуарда Артемьева «Слушая Баха»

-Посмотрите внимательно на содержание гравюры. Какое впечатление она производит на вас? Какие эмоции вызывает? Что вы видите?

-Как вы думаете, что могут символизировать эти всадник?

-Почему у вас сложилось такое впечатление?

Сообщение учащегося

Гравюры Дюрера иллюстрируют откровение Иоанна Богослова. Гравюра «Четыре всадника» отражает 6 главу. Вот краткие изречения из этой главы.

«Вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Третье животное - конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

И вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».

Изображено четыре всадника (справа налево): первый — Завоевание с венцом и луком; второй — Война с мечом; третий — Голод с весами; четвертый — Смерть, в отличие от других всадников на неподкованном неосёдланном тощем коне. Дюрер отошёл от привычного представления Смерти в виде ухмыляющегося скелета с косой, он изобразил Смерть в виде худого бородатого старика с трезубцем.



Рассказ учителя

Всадники Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.


5.1 Не случайно просмотр работ Сальвадора Дали, Антонио Гауди, Дюрера сопровождала музыка композитора (какого?). Эдуард Артемьев. Тот, кто в далёких 70-х написал музыку для культового фильма Андрея Тарковского «Солярис». (На экране ролик с фрагментами фильма) Фильм, который как на машине времени перенёс нас в далёкое будущее, причем, с абсолютным ощущением реальности происходящего и участия зрителя в этом парадоксальном действии.

Вообще, время «застоя», как оскорбительно теперь его называют, отличалось творческой активностью «глобальных личностей». Эрнст Неизвестный – художник, скульптор. Церетели, автор памятника Петру на Москва-реке. Игорь Моисеев – легендарный хореограф, который создал великое множество танцевально-хореографических шедевров. Александр Александров – основатель и первый руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии и Военно-морского флота. И ещё много и много гениальных, талантливых людей, прославивших нашу Великую Державу – Советский Союз.


Достаточно сказать, что наши Высшие Учебные Заведения были столь же престижными, каковыми сегодня считаются Гарвардский, Кембриджский Университеты, а образование, полученное в наших ВУЗах, было гарантом прочных и фундаментальных научных знаний. Дипломы выпускников Высших Учебных Заведений котировались за рубежом, в отличие от картины современной истории. Именно в то, так ругаемое всеми сегодня, время с катушечных магнитофонов, каким-то чудом минуя цензуру, рвался голос опального Владимира Высоцкого с его потрясающей энергетикой и неповторимым актёрским талантом.

Ролик с выступлением Высоцкого. «Баллада о книжных героях»

Рассказ учащихся о Владимире Высоцком.

«Жертва телевиденья»

«Посещение Музы или песенка плагиатора»


Пророкам, начиная со времён Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса Христа, почему-то почти всегда уготована трагичная судьба.

Не миновала эта горькая чаша и Виктора Цоя. Двадцать восемь лет прожил он на земле, оставив после себя свои песни, ставшие легендами.

«Группа крови»

Рассказ учащихся.

«Звезда по имени Солнце»

«Перемен»


«Памяти Виктора Цоя» Игорь Тальков

Пророческими оказались слова финала песни, посвящённой Виктору Цою. Игорь Тальков предсказал свою судьбу.

Рассказ учащихся.

«Бал сатаны»

Господа демократы!»

Покажите мне такую страну…»

Звучит музыка Эдуарда Артемьева. На её фоне учитель читает стихи, посвящённые ушедшим творцам.

«Они уходят»


Сегодня мы заново познакомились с авторами и их произведениями, отражающими социальные перемены в обществе, которые порой сопровождались трагедиями, кровопролитием, глобальными потрясениями.


5.Итог урока

Давайте подведем итог нашего урока. Какова была тема урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Интересно ли вам было на уроке?

Спасибо за работу урок окончен.






4