СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление исследовательской работы "Орфограммы на фантиках"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По статистике, в России ежегодно выпускают более одного миллиона тонн конфет. Представьте, сколько в нашей стране существует названий конфет! Яркие фантики привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Они запоминают названия любимых конфет, и тем самым развивают орфографическую грамотность. Ведь каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и две, и даже три.

Просмотр содержимого документа
«Представление исследовательской работы "Орфограммы на фантиках"»

Исследовательская  работа Выполнила : Калиниченко Карина ученица 4 «а» класса МБОУ Новомирской СОШ Руководитель: Ишутина Оксана Владимировна

Исследовательская работа

Выполнила :

Калиниченко Карина

ученица 4 «а» класса

МБОУ Новомирской СОШ

Руководитель: Ишутина

Оксана Владимировна

Угадай..! Разные ношу одежды,  Но внутри я, как и прежде:  Карамельна, шоколадна,  И сгущённа, мармеладна.  И с изюмом, и с орешком,  Вместе с кремом, вперемешку...   Во всём мире знают дети,  Нет вкусней меня на свете!  Разверните, посмотрите,  И сразу в рот меня кладите.  Тут уж точно нет секрета.  Как зовут меня? …

Угадай..!

Разные ношу одежды, Но внутри я, как и прежде: Карамельна, шоколадна, И сгущённа, мармеладна. И с изюмом, и с орешком, Вместе с кремом, вперемешку...  Во всём мире знают дети, Нет вкусней меня на свете! Разверните, посмотрите, И сразу в рот меня кладите. Тут уж точно нет секрета. Как зовут меня? …

Тема исследования

Тема исследования

Цель исследовательской работы:   доказать, что конфетные фантики достойны не только любования, но они – прекрасные помощники в изучении правил правописания в русском языке   Для реализации этой цели были поставлены следующие  задачи : узнать историю создания фантика; собрать коллекцию фантиков; выявить орфограммы в словах-названиях и распределить их на группы; провести исследование; сделать выводы; составить карточку по теме «Орфограммы в словах-названиях конфет». Предметом исследования   являются фантики от конфет. Объект исследования :  орфограммы в словах-названиях конфет.

Цель исследовательской работы:  доказать, что конфетные фантики достойны не только любования, но они – прекрасные помощники в изучении правил правописания в русском языке

Для реализации этой цели были поставлены следующие  задачи :

  • узнать историю создания фантика;
  • собрать коллекцию фантиков;
  • выявить орфограммы в словах-названиях и распределить их на группы;
  • провести исследование;
  • сделать выводы;
  • составить карточку по теме «Орфограммы в словах-названиях конфет».

Предметом исследования   являются фантики от конфет.

Объект исследования орфограммы в словах-названиях конфет.

 Гипотеза :  если учащиеся будут обращать внимание на фантики не только как на предмет любования, то они могут обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, следовательно, они будут допускать наименьшее количество ошибок в орфографии.     классификация анализ анкетирование Методы изучение эксперимент литературы  наблюдение

Гипотеза : если учащиеся будут обращать внимание на фантики не только как на предмет любования, то они могут обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, следовательно, они будут допускать наименьшее количество ошибок в орфографии.

классификация

анализ

анкетирование

Методы

изучение

эксперимент

литературы

наблюдение

Американский изобретатель  Томас Эдисон   Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году

Американский изобретатель Томас Эдисон  

Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году

1.История создания фантика « Фа́нтик

1.История создания фантика

« Фа́нтик"  (от слова«фант») —произошло от слова «Pfand», заимствованного в немецком языке, что означает «залог»

Над созданием многочисленных «оберточных» сюжетов для крупнейших фабрик («Красный Октябрь», «Бабаевская», «Большевик») работали такие известные художники, как Врубель, Васнецов, Билибин .

«Олимпийские игры. Борьба» Именные

«Олимпийские игры.

Борьба»

Именные

Серия конфет развлекательных (с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями) и образовательных (с загадками и ребусами) Серия конфет «Сказки» с текстами русских сказок

Серия конфет развлекательных (с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями) и образовательных (с загадками и ребусами)

Серия конфет «Сказки» с текстами русских сказок

В народной энциклопедии «Википедия»  говорится, что

В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что " фа́нтик"   (от слова«фант»)   это народное название обертки конфетной, которая слу-жит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).  

Фантик  (По словарю Ожегова) – конфетная обертка как предмет игры.  Фантик  (По словарю Ефремовой ) –  1) конфетная обертка. 2) особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики.разг. 3) уменьш. к сущ.: фант.   Фантик   (Толковый словарь русского языка Кузнецова)— 1. Уменьш. ласк.к Фант (1 зн.). 2. Цветная обёртка конфеты. 

2.Что такое орфограмма Орфограмма - от греч. orthos - правильный и gramma – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

2.Что такое орфограмма

Орфограмма - от греч. orthos - правильный и gramma – письмо.

Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии,

требующее применения этих правил.

3.Классификация орфограмм, изучаемых в начальной школе   Заглавная буква в начале предложения Заглавная буква в именах собственных Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ) Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ Безударные проверяемые гласные в корне слова Проверяемые согласные в корне слова Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова Раздельное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок Разделительные Ъ и Ь Гласные и согласные буквы в приставках Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных Употребление Ь на конце существительных после шипящих Не с глаголами Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице ед.ч Перенос слов Падежные окончания имен существительных и прилагательных.

3.Классификация орфограмм, изучаемых в начальной школе

Заглавная буква в начале предложения

Заглавная буква в именах собственных

Буквы и, у, а после шипящих (сочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ)

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ

Безударные проверяемые гласные в корне слова

Проверяемые согласные в корне слова

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

Раздельное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок

Разделительные Ъ и Ь

Гласные и согласные буквы в приставках

Гласные буквы после шипящих в суффиксах существительных

Употребление Ь на конце существительных после шипящих

Не с глаголами

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2 лице ед.ч

Перенос слов

Падежные окончания имен существительных и прилагательных.

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ  1. Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях (собрано 90 фантиков)   1)Непроверяемая безударная гласная в корне . 1. Кокос 2. Птичье молоко 3. Орех 4. Хоровод 5. Апельсинки для Иринки 6. Ромашка 7. Колхозница Глаша 8. Прохлада 9. Шоколад 10. Сословные 11. Московская 12. Метеорит 13. Шоколенд 14. Выбери меня 15. Астроном 16. Ананасные 17. Клубничный нектар 18. С Новым годом, страна!

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Орфограммы, обнаруженные в словах-названиях (собрано 90 фантиков)

1)Непроверяемая безударная гласная в корне .

1. Кокос

2. Птичье молоко

3. Орех

4. Хоровод

5. Апельсинки для Иринки

6. Ромашка

7. Колхозница Глаша

8. Прохлада

9. Шоколад

10. Сословные

11. Московская

12. Метеорит

13. Шоколенд

14. Выбери меня

15. Астроном

16. Ананасные

17. Клубничный нектар

18. С Новым годом, страна!

2)Проверяемая безударная гласная в корне слова.   1. Д о брянка — добрый 2. Зв е рята — звери 3. З о л о той орешек — золото, позолота 4. Л е бёдушка — лебедь 5. М о рская зв е зда — море, звёзды 6. М е дунок — мёд 7.З о л о тая лилия — золото, позолота 8. З о л о тая эмблема — золото, позолота 9. В е сёлый мишка — весело 10. М а рсианка — марс

2)Проверяемая безударная гласная в корне слова.

1. Д о брянка — добрый

2. Зв е рята — звери

3. З о л о той орешек — золото, позолота

4. Л е бёдушка — лебедь

5. М о рская зв е зда — море, звёзды

6. М е дунок — мёд

7.З о л о тая лилия — золото, позолота

8. З о л о тая эмблема — золото, позолота

9. В е сёлый мишка — весело

10. М а рсианка — марс

3)Проверяемые согласные в корне слова. 1. Коро в ка - коро ва 2.Ска з ка — ска зо чный 3. Яго д ная — яго да 4. Птичьи ска з ки — ска зо чка 5. Сли в ки – сли во чный 4)Непроизносимая согласная в корне слова . 1. буревес т ник – вес т ь 2. Полёт буревес т ника — вес то чка 3. Де тс кий сувенир – де т и

3)Проверяемые согласные в корне слова.

1. Коро в ка - коро ва

2.Ска з ка — ска зо чный

3. Яго д ная — яго да

4. Птичьи ска з ки — ска зо чка

5. Сли в ки – сли во чный

4)Непроизносимая согласная в корне слова .

1. буревес т ник – вес т ь

2. Полёт буревес т ника — вес то чка

3. Де тс кий сувенир – де т и

5)Разделительный Ь. 1. Грил ь яж 2. Птич ь е молоко 3. Заполяр ь е 4. Птич ь и сказки 5. Кур ь ёз 6)Удвоенная согласная в корне слова . 1.Джулье тт а 2.Руза нн а 3.А сс орти 4. Верса лл ь 5. Зачарова нн ые 6. Шокоре лл а 7. Лимо нн ый 8. Э лл ис

5)Разделительный Ь.

1. Грил ь яж

2. Птич ь е молоко

3. Заполяр ь е

4. Птич ь и сказки

5. Кур ь ёз

6)Удвоенная согласная в корне слова .

1.Джулье тт а

2.Руза нн а

3.А сс орти

4. Верса лл ь

5. Зачарова нн ые

6. Шокоре лл а

7. Лимо нн ый

8. Э лл ис

7)Собственные имена существительные . 1. А ленка 2. Н афаня 3. Р узанна 4. В ася -  В асилек 5.  М адагаскар 6.  А нанас  Д енисович 7. Колхозница  Г лаша 8. Кот  Ф едот 9. Кочегар  П етя 10. Конфета  Д жека 11.  Н аташка-первоклашка 12.  Т опитошка 13.  М ашка на  Ю ге 14.  В олгоградская птаха 15. Легенды  Ж игулей

7)Собственные имена существительные .

1. А ленка

2. Н афаня

3. Р узанна

4. В ася -  В асилек

5.  М адагаскар

6.  А нанас  Д енисович

7. Колхозница  Г лаша

8. Кот  Ф едот

9. Кочегар  П етя

10. Конфета  Д жека

11.  Н аташка-первоклашка

12.  Т опитошка

13.  М ашка на  Ю ге

14.  В олгоградская птаха

15. Легенды  Ж игулей

8)Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН. 1. Славяночка 2. Колечко 3. Сливочный сюжет 4. Ласточка 5.Белочкина радость 6. Клубничка 7. Восточный принц 8. Мини-штучка 9. Дама с собачкой 10. Клубничный нектар 9) Ь для обозначения мягкости согласных 1. Трюфел ь 2. Цар ь -птица 3. Миндал ь 4. Богатыр ь 5. Леди ден ь 6. Ванил ь ное 7. Карнавал ь ный вечер 8. Белочкина радост ь 9. Астел ь 10. Школ ь ная любов ь 11. Л ь вёнок 12. Шмел ь кино брюшко 13. Мален ь кое чудо

8)Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН.

1. Славяночка

2. Колечко

3. Сливочный сюжет

4. Ласточка

5.Белочкина радость

6. Клубничка

7. Восточный принц

8. Мини-штучка

9. Дама с собачкой

10. Клубничный нектар

9) Ь для обозначения мягкости согласных

1. Трюфел ь

2. Цар ь -птица

3. Миндал ь

4. Богатыр ь

5. Леди ден ь

6. Ванил ь ное

7. Карнавал ь ный вечер

8. Белочкина радост ь

9. Астел ь

10. Школ ь ная любов ь

11. Л ь вёнок

12. Шмел ь кино брюшко

13. Мален ь кое чудо

10)Буквы И, А, У после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу) 2.  Ча евые 3. За ча рованные 4. Гре ча нка 5. Жи винка 6. Рыжая-пу ши стая 7. Легенды  Жи гулей 8. Ореховая ро ща 9.Хрустящее чу до 11)Правописание гласных в суффиксах имён существительных и прилагательных. 1. Ореш ек 2. Чебурашка друж очек 3. Клюк овк а 4. Льв ёнок 5. Луг ов ая Му 6. Фрут ышк а

10)Буквы И, А, У после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

2.  Ча евые

3. За ча рованные

4. Гре ча нка

5. Жи винка

6. Рыжая-пу ши стая

7. Легенды  Жи гулей

8. Ореховая ро ща

9.Хрустящее чу до

11)Правописание гласных в суффиксах имён существительных и прилагательных.

1. Ореш ек

2. Чебурашка друж очек

3. Клюк овк а

4. Льв ёнок

5. Луг ов ая Му

6. Фрут ышк а

12)Падежные окончания имён существительных и прилагательных . 1. Мишка на север е 2. Батончик в шоколад е 3. Орешек в шоколад е 4.Сказки Пушкин а 5. Мишки на ватрушк ах 6. Апельсинки для Иринк и 7. Белки с мишк ой 8. Вишня в шоколад е 9. Дама с собачк ой 10. Полёт буревестник а 11. Конфета Джек а 12. В стран е  лилипут ов 13. История восток а  13)Правописание сложных слов . 1.  Черн о слив  — чёрная + слива 2. Наташка- перв о клаш ка 3.  Топ и тош ка — топать + Тоша

12)Падежные окончания имён существительных и прилагательных .

1. Мишка на север е

2. Батончик в шоколад е

3. Орешек в шоколад е

4.Сказки Пушкин а

5. Мишки на ватрушк ах

6. Апельсинки для Иринк и

7. Белки с мишк ой

8. Вишня в шоколад е

9. Дама с собачк ой

10. Полёт буревестник а

11. Конфета Джек а

12. В стран е  лилипут ов

13. История восток а

13)Правописание сложных слов .

1.  Черн о слив  — чёрная + слива

2. Наташка- перв о клаш ка

3.  Топ и тош ка — топать + Тоша

14)Разделительное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок . 1. Йогурт  с к лубникой 2. Мишки  на в атрушках 3. Апельсинки  для И ринки 4. Белки  с м ишкой 5. Вишня  в ш околаде 6. Дама  с с обачкой 7. Мишка  на с евере 8. Батончик  в ш околаде 9. Орешек  в ш околаде 10.  Со в кусом клубники 11.  С Н овым годом, страна! 12.  Про хлада 13.  По лёт буревестника 14.  За полярье 15.  Вы бери меня 15)Гласные и согласные буквы в приставках Пр о хлада 2.  П о лёт буревестника 3.  З а полярье 4.  В ы бери меня

14)Разделительное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок .

1. Йогурт  с к лубникой

2. Мишки  на в атрушках

3. Апельсинки  для И ринки

4. Белки  с м ишкой

5. Вишня  в ш околаде

6. Дама  с с обачкой

7. Мишка  на с евере

8. Батончик  в ш околаде

9. Орешек  в ш околаде

10.  Со в кусом клубники

11.  С Н овым годом, страна!

12.  Про хлада

13.  По лёт буревестника

14.  За полярье

15.  Вы бери меня

15)Гласные и согласные буквы в приставках

Пр о хлада

2.  П о лёт буревестника

3.  З а полярье

4.  В ы бери меня

Вывод :    Если обращать внимание на написание слов-названий любимых конфет, можно развить орфографическую грамотность, ведь практически каждое из этих слов содержит какую- либо орфограмму, а иногда и не одну.

Вывод :  Если обращать внимание на написание слов-названий любимых конфет, можно развить орфографическую грамотность, ведь практически каждое из этих слов содержит какую- либо орфограмму, а иногда и не одну.

2% 2.Орфограммы в названиях конфет 3% 3% 3% 4% 5% 5% 7% 7% 10% 10% 11% 9% 12%

2%

2.Орфограммы в названиях конфет

3%

3%

3%

4%

5%

5%

7%

7%

10%

10%

11%

9%

12%

 «Сравнение по количеству орфограмм»  Вывод : Проанализировав и сравнив, я пришла к выводу, что почти все орфограммы, изучаемые в начальной школе, присутствуют в названиях различных конфет. 15 16

«Сравнение по количеству орфограмм»

Вывод : Проанализировав и сравнив, я пришла к выводу, что почти все орфограммы, изучаемые в начальной школе, присутствуют в названиях различных конфет.

15

16

Анкета Распределив слова-названия конфет на группы по видам орфограмм, провела анкетирование среди учащихся 3-4-х классов (34 анкеты). В анкету включила два вопроса: 1. Любите ли вы конфеты? 2. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет? Результаты анкетирования 88 % учащихся любят конфеты, и лишь 12%  учащихся конфеты не любят. 30 % учащихся ( 10ч .) иногда обращают внимание на правописание слов-названий конфет. 70 % учащихся ( 24 ч ), съедают конфеты, не обращая внимание на правописание их названий.

Анкета

Распределив слова-названия конфет на группы по видам орфограмм, провела анкетирование среди учащихся 3-4-х классов (34 анкеты). В анкету включила два вопроса:

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

Результаты анкетирования

88 % учащихся любят конфеты, и лишь 12%  учащихся конфеты не любят.

30 % учащихся ( 10ч .) иногда обращают внимание на правописание слов-названий конфет.

70 % учащихся ( 24 ч ), съедают конфеты, не обращая внимание на правописание их названий.

Результаты орфографического диктанта   В него включили 15 слов – названий конфет с разными орфограммами:   марсианка, метеорит, сливки, полет Буревестника, курьез, ассорти, Нафаня, клубничка, миндаль, живинка, львенок, вишня в шоколаде, чернослив, апельсинки для Иринки Обращают внимание  Кол-во ошибок Не обращают внимание 10 Без ошибок 1-2 ошибка 24 0 3-4 ошибки 2 0 2 6 5 и более ошибок Кол-во детей 5 6 13

Результаты орфографического диктанта

В него включили 15 слов – названий конфет с разными орфограммами:   марсианка, метеорит, сливки, полет Буревестника, курьез, ассорти, Нафаня, клубничка, миндаль, живинка, львенок, вишня в шоколаде, чернослив, апельсинки для Иринки

Обращают внимание

Кол-во ошибок

Не обращают внимание

10

Без ошибок

1-2 ошибка

24

0

3-4 ошибки

2

0

2

6

5 и более ошибок

Кол-во детей

5

6

13

Кол-во детей в % Вывод:   Сравнивая результаты анкетирования и результаты орфографического диктанта,   мы видим, что учащихся, которые не обращают внимание на правописание слов-названий конфет ,допустивших максимальное количество ошибок, больше, чем учащихся, которые запоминают правописание этих же слов и допустивших 1-2 ошибки.

Кол-во детей в %

Вывод:   Сравнивая результаты анкетирования и результаты орфографического диктанта, мы видим, что учащихся, которые не обращают внимание на правописание слов-названий конфет ,допустивших максимальное количество ошибок, больше, чем учащихся, которые запоминают правописание этих же слов и допустивших 1-2 ошибки.

КАРТОЧКИ-ПОМОЩНИЦЫ

КАРТОЧКИ-ПОМОЩНИЦЫ

Карточка-фантик №4 Карточка-фантик № 5

Карточка-фантик №4

Карточка-фантик № 5

Карточка-фантик № 6 Карточка-фантик № 7

Карточка-фантик № 6

Карточка-фантик № 7

Заключение   Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карточек по русскому языку) и развила интерес.

Заключение

Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карточек по русскому языку) и развила интерес.

Фантик я, хоть и бумажный, Все же очень-очень важный! Ведь без фантиков конфет Не бывает вкусных, нет! Очень вас прошу, смотрите, Фантиками не сорите!

Фантик я, хоть и бумажный,

Все же очень-очень важный!

Ведь без фантиков конфет

Не бывает вкусных, нет!

Очень вас прошу, смотрите,

Фантиками не сорите!