Сл 1 Рада приветствовать вас, уважаемые коллеги и гости.
Для начала представлюсь – зовут меня
Донская Марина Викторовна, педагог – психолог
«Детский сад № 2 г. Черемхово»
Мой Мастер – класс называется «Путь к гармонии»
Сл 2 я хотела бы поговорить о проблеме профессионального выгорания, которое приобретает все большую актуальность на сегодняшний день в связи с возросшими требованиями общества к качеству образования. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Педагоги, в том числе и педагогические работники дошкольного образования наиболее подвержены эмоциональному выгоранию. К обуславливающим факторам относят: ежедневную психическую нагрузку, самоотверженную помощь воспитанникам и семьям воспитанников, высокую ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей, дисбаланс между интеллектуально – энергетическими затратами и морально – материальным вознаграждением, а так же поведенческими проявлениями воспитанников.
Сл 3 Проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из актуальных и в нашем учреждении. Усугубляется положение тем фактором, что в нашем учреждении работает 67 % педагогов со стажем работы с детьми более 15 лет. Отмечается профессиональная усталость педагогов, что снижает эффективность образовательной деятельности. Данные факторы послужили основой для составления программы коррекционной работы с педагогами «Путь к гармонии». Наша программа рассчитана на 3 года и состоит из 60 занятий, 1 занятие в неделю.
Новизна программы заключается в интеграции применяемых форм и методов коррекции физического и психоэмоционального состояния педагогов.
Направлена программа на создание условий способствующих сохранению и укреплению физического и психологического здоровья.
Содержательная часть включает различные формы работы с педагогами с применением:
элементов телесно - ориентированой терапии (вегетотерапия, образовательная кинестетика, асинхронная гимнастика),
элементов позитивной психотерапии (притчи, сказки),
элементов арт-терапии (мандалы, фототерапия, песочная терапия)
Педагоги нашего Учреждения отмечают, что применение методов телесно-ориентированной терапии помогают исследовать всевозможные формы своего поведения. Это новое открывается каждому и позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию и самоизменению.
Сл 4 Сегодня хочу представить опыт коррекционной работы с педагогами на примере упражнений для глаз по методике телесно - ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Данные упражнения способствуют эффективному устранению соматических блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым мышечные блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии.
Мышечные блоки бывают двух видов.
1. Мышцы напряжены, сжаты.
2.Мышцы расслаблены, расхлябаны, это встречается реже.
С помощью данных упражнений мы можем «распустить» мышечный панцирь двумя способами одновременно:
- непосредственного воздействия на напряжённую мышцу, добиваясь снятия мышечного зажима (сжатием - до наступления запредельного торможения);
- принятия и осознанного переживания той эмоции, которая была скрыта и упрятана в мышечный зажим, тем самым завершая механизм воздействия.
Сл 5 Приступим к выполнению упражнений.
Упражнение «весы»
Это упражнение проводится с целью диагностики наличия мышечных зажимов и их устранения.
Для того чтобы выполнять это упражнение потребуются два предмета: стул, весы напольные механические.
Взвесьтесь на весах и узнайте свой вес.
Сядьте на стул следующим образом: прямо, на край стула, ноги, согнуты под прямым углом (в идеале без обуви).
Посмотрите, сколько весят одни ваши ноги. Их вес в среднем всегда равен от 10 до 20 процентов от общего веса тела. Если больше — вы сидите неправильно.
Без помощи рук, медленно, встаём со стула на весы (Вы помните — наши ноги с самого начала стоят на весах). Следим за показаниями весов.
Что обычно происходит? В момент вставания у человека, имеющего мышечные зажимы, стрелка «прыгает» до недопустимых значений (превышая реальный на 15-20 кг). Но тревогу нужно бить тогда, когда вес при вставании превышает реальный на 30-40 килограммов. Как показала практика, такое случается довольно часто. Телесно-ориентированные терапевты даже вычисляют своеобразный КПД человека. Для этого они делят его реальный вес на тот, что показали весы во время вставания со стула без помощи рук.
Заковывается в мышечный панцирь ребёнок снизу. Снизу - вверх. Расковывается уже взрослым человеком, наоборот - сверху - вниз. Потому, что детские блоки на мышцах всегда связаны с глубинными интимными травмирующими переживаниями. Их развязать - труднее всего.
А взрослые блоки на мышцах (верхние) они всегда связаны с социальными травмами. Они не глубинные и не интимные и излечиваются проще всего. Потому они и излечиваются первыми. И поэтому мы с Вами начинаем всегда с глаз.
Сл 6 упражнение состоит из 6 частей и выполняется сидя на стуле. Нужно сесть так, чтобы стопы упирались в пол. Заземление - это первое требование телесно-ориентированной психотерапии. Не перекрещивайте ноги! Расстегните туго застёгнутые застёжки!
Выполнять упражнения нужно до появления болевых симптомов - иначе блок не разобьётся.
При выполнении упражнения может кружиться голова, появиться тошнота. Это говорит о том, что у Вас очень сильный блок на глазном сегменте. Поэтому начинайте это упражнение с выполнения только его первой части, постепенно прибавляя остальные. Выполнять нужно упражнения очень медленно и плавно, не применяя силу.
Первая часть упражнения
Зажмурьтесь изо всех сил и немного помассируйте (постукивающими и прижимающими движениями) веки и кожу вокруг век, виски. Расслабьте эту зону. Зажмурьтесь из всех сил (до болевых ощущений) на пять-шесть секунд. Затем, так же с максимальным напряжением открыли глаза «вытаращите» глаза. Тоже на пять-шесть секунд.
Проделайте это упражнение три раза.
Вторая часть упражнения
В этом и последующем упражнениях работают только глазодвигательные мышцы, головой крутить нельзя. Отведите глазные яблоки влево до упора. Потом вправо. Потом опять влево. Делайте это максимально медленно и плавно. Это упражнение выполняется до десяти раз.
Третья часть упражнения
Сделайте то же самое движение глазными яблоками в направлении «вверх-вниз». Упражнение выполняем до боли в мышцах до 10 раз.
Четвёртая часть упражнения
Плавно, по всей окружности глазницы, максимально отводя глаза к векам, вращаем глазами. Делаем это упражнение десять раз по часовой стрелке и столько же - против часовой.
Пятая часть упражнения
Повторяем первое упражнение (зажмуриваем и сильно открываем, «вытаращиваем» глаза).
Шестая часть упражнения
Сидим с закрытыми глазами и наблюдаем за своими ощущениями. Релаксация. Пусть вас не пугают, появившиеся головокружение, либо дискомфорт в челюстных мышцах, в горле. Это происходит от того, что все мышечные зажимы взаимосвязаны и, разбивая один, мы затрагиваем и другие. Это упражнение - целенаправленно воздействует на конкретные мышечные блоки и зажимы. Иначе избавиться от них практически невозможно.
Сл 7 расскажите, какие чувства, ощущения вы испытываете
Сл 8 При работе с мышечным панцирем происходит освобождение зажатых мышц. Мы можем ощущать тепло или холод, покалывание, зуд или эмоциональный подъем.
Сл 9. Вильгельм Райх полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии. Он говорил: «Можно выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться из тюрьмы, нужно понять, что ты в тюрьме. Ловушка - это эмоциональная структура человека, его характерная структура. Мало пользы в изобретении систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что нужно, чтобы выбраться - знать ловушку и найти выход!»[1].
Сл 10. Если данная практика вас заинтересовала, то необходимо запомнить лишь эти слова – маркеры.