Роль педагога-психолога в сопровождении адаптационного периода в группах раннего возраста ДОО
Добрый день, уважаемые коллеги! Я педагог-психолог ДОУ Теремок Шумилова Э.А. Тема моего выступления «Роль педагога-психолога в сопровождении адаптационного периода в группах раннего возраста ДОО»
Приход в детский сад - важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка от 2 лет до 2, 5-3 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Исследования психологов показали, что только 18% детей готовы к посещению детского учреждения, 6% - не готовы, 76% - условно готовы. В связи с этим процесс адаптации, привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей, нарушением психического здоровья.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. В конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду. Перед психологом дошкольного учреждения стоит задача - обеспечить психологическое сопровождения ребёнка и семьи на всех этапах адаптации, так организовать адаптационный период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка. Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического
развития. В этот острый период дети и родители как никогда нуждаются в психологической поддержке.
Психолог «Посмотрите на шарики в моей коробке. Это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я попрошу выйти ко мне одного из Вас. Сейчас я буду давать вам шарики.
Я даю Вам:
-незнакомую обстановку;
-незнакомых взрослых,
-незнакомых мальчиков и девочек;
-неразвитые навыки самообслуживания (неумение кушать, неумение проситься на горшок, неумение одеваться и раздеваться);
-сильную привязанность к маме;
-отсутствие опыта разлуки с близкими;
-неумение занять себя самостоятельно;
-неумение разговаривать и определить свою просьбу;
-новый режим дня.
Удобно ли вам держать столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают?
Давайте вместе назовем те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
Итог «Ребенок, поступая в дошкольную среду, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, напряженное состояние, он попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.»
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный период и для самого ребёнка, и для его родителей. С началом посещения детского сада в жизни ребёнка происходит множество изменений, к которым необходимо приспособиться ещё не окрепшей детской психике. Поэтому и родителям, и педагогам необходимо понимать, насколько ответственно нужно относиться к поступлению ребёнка в детский сад. Для того чтобы сделать процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособление к её условиям наиболее безболезненным в дошкольном учреждении необходимо выработать комплексный подход к организации адаптационного периода. При этом необходимо учитывать, что работа с детьми раннего возраста не ограничивается только уходом за детьми, кормлением и выполнением гигиенических процедур. Педагогу необходимо обладать знаниями и навыками организации деятельности в группах раннего возраста с учётом личностных, индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.
В организации адаптационного периода в нашем дошкольном учреждении обязательно участвует педагог-психолог, деятельность которого направлена на создание условий для гармоничного становления личности каждого ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание помощи воспитателям и родителям.
Целью своей работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада считаю организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, способствующего сохранению и укреплению психического здоровья каждого ребёнка.
Задачи:
способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе;
способствовать формированию у детей доверительных взаимоотношений с новыми людьми;
оказывать помощь детям в установлении контактов со сверстниками с учётом возрастных и индивидуальных возможностей;
оказать содействие в преодолении стрессовых состояний у детей в период адаптации;
оказывать помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.
В последнее время наблюдается повышенный спрос на воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и наш детский сад не является исключением.
В условиях сопровождающего развития детей раннего возраста в нашем детском саду были определены направления моей деятельности:
1. Работа по адаптации, а также развивающая работа с детьми групп раннего возраста.
2. Координирующая работа со специалистами, воспитателями групп раннего возраста.
3. Работа с родителями (законными представителями) воспитанников ясельных групп.
Для осуществления комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода групп раннего возраста мной ежегодно разрабатываются план работы по сопровождению адаптационного процесса в ДОУ. При разработке планов учитываются: анализ информации о детях и их семьях, собранной в ходе анкетирования или индивидуальных консультаций с родителями детей раннего возраста, готовящихся к поступлению в ДОУ; анализ протекания адаптационного периоду в группах раннего возраста в предыдущие года; возрастные и, при наличии необходимых сведений, индивидуальные особенности детей. В план включены мероприятия для работы с воспитателями и родителями, что является неотъемлемой частью комплексного подхода.
Для достижения поставленных задач, провожу следующие мероприятия с детьми:
Систематические наблюдения за поведением детей в ходе адаптационного процесса.
Осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса: заполнение листов адаптации на каждого ребёнка.
Наблюдение за эмоциональным состоянием детей, их включенности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Анализ течения процесса адаптации детей к ДОУ (данные «Листов адаптации»).
Анализ причин эмоционального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ отдельных детей.
Индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности в адаптации, с целью торможения негативных эмоциональных состояний, формирования чувства доверия к новым взрослым и сверстникам.
Разработка и реализация мер индивидуальной помощи дезадаптированным детям.
Развивающая работа с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста включает в себя два этапа:
- Этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период). На этом этапе создается безопасная психологическая обстановка для малышей: объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками. На этом этапе также присутствует заполнение адаптационных карт совместно с воспитателем, что позволяет наглядно фиксировать особенности привыкания ребенка к ДОУ.
- Этап после адаптационный. На этом этапе малышам предлагаются развивающие встречи со специалистами, налаживается ритм их жизни в ДОУ.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на этом этапе следующие:
- Преодолеть стрессовое состояние малышей и их родителей.
- Формировать активную позицию родителей к дальнейшему сотрудничеству в процессе воспитания детей в детском саду;
- Помочь воспитателям, их помощникам в подборе методов и приемов профилактики нежелательных проявлений у малышей.
При планировании занятий по адаптации детей раннего возраста пользуюсь программой Роньжиной А.С. «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
Учитывая важность адаптационного периода, мои занятия с малышами начинаются постепенно: первые встречи с психологом намечаются на 2-3-ю неделю их пребывания в группе. Эти кратковременные встречи – 5-7 минут. Они проходят в групповом помещении: я прихожу к малышам в установленное время. Мой приход в группу сопровождается «сюрпризом»: приношу с собой мягкую игрушку, воздушные шары, мыльные пузыри, большую яркую книгу, сенсорную коробку и др. Дети проявляют интерес и желание все посмотреть, потрогать.
Первый эмоциональный контакт налажен. От лица игрушки общаюсь с теми детьми, которые подбежали и готовы к игре, с остальными малышами находится воспитатель. Такие кратковременные встречи походят 1-2 раза в неделю до тех пор, пока дети не привыкнут к моему появлению и не начнут проявлять радость от желания поиграть с игрушкой или с “волшебным” мешочком. Обычно через 2-3 недели малыши при моём появлении в группе бегут на встречу или усаживаются на коврик, проявляя радость и желание играть.
После успешной адаптации малышей к условиям жизни в группе, примерно с января месяца начинается второй этап моей работы: развивающие занятия с детьми.
Цель: налаживание ритма жизни малышей в детском саду через встречи на развивающих занятиях со специалистами. Способствовать сенсорному, речевому, коммуникативному, социальному развитию.
Занятия проходят через игровую деятельность детей, как универсальное средство профилактики и компенсации психо – эмоциональных проблем у малышей.
В течение учебного года провожу с детьми групп раннего возраста фронтальные занятия, направленные на:
- снятие эмоционального напряжения у детей, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных группах;
- обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в адаптационный период, направленных на формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои результаты: обеспечена “легкая” степень адаптации детей при переходе их в дошкольные группы детского сад, комфортное пребывание, эмоционально положительный настрой.
Работа педагога-психолога с педагогами
Основными задачами педагога-психолога в работе с воспитателями групп раннего возраста считаю:
выявление и повышение уровня психолого-педагогической компетентности воспитателей в работе с детьми раннего возраста;
знакомство с возрастными особенностями и принципами организации педагогического процесса с детьми раннего возраста;
оказание содействия в организации образовательного пространства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
оказание психологической поддержки (профилактика эмоционального выгорания).
Свою деятельность с педагогами я веду в следующих направлениях:
- психологическое просвещение: консультации, семинары, выпуск информационных листков, памяток;
- психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги (обучение методам саморегуляции и упражнениям по снятию психо-эмоционального напряжения), дискуссии;
- исследовательская работа: анкетирование, экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;
- консультационная работа: тематические консультации, индивидуальные консультации по запросу.
Цель проводимой работы – повышение уровня теоретических и практических знаний в области возрастной психологии, профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей.
Работа педагога-психолога с родителями
Основными задачами работы педагога-психолога с родителями, детей раннего возраста, считаю:
познакомить с организацией адаптационного периода в ДОУ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста;
дать представление о необходимости подготовки детей к поступлению в ДОУ и особенностях её проведения;
проинформировать о возможных трудностях, с которыми могут столкнуться родители в период адаптации детей к условиям детского сада;
способствовать созданию ситуации сотрудничества между участниками образовательного процесса;
способствовать повышению психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах развития, воспитания и адаптации детей раннего возраста;
познакомить с рекомендациями по взаимодействию с детьми раннего возраста.
В своей работе с родителями (законными представителями) и воспитателями использую следующие формы и методы работы:
беседы
индивидуальные и групповые консультации
мастер-классы
семинары-практикумы
круглые столы
выход в группы
проектная деятельность
подготовка методических материалов (памятки, буклеты, картотеки, печатные консультации и т. п.)
Считаю, что работа с родителями является главной при налаживании адаптационного процесса, ведь их эмоциональный посыл напрямую отражается на ребенке.
На первом этапе важно оказать родителям эмоциональную поддержку и познакомить их с условиями жизни детей в группе. Родители, как правило, с интересом вступают в диалог, успокаиваются, интересуются.
Выявляя запрос родителей на просветительскую и развивающую работу с ними, отметила, что многие из них хотят научиться конструктивному общению со своими детьми и готовы к сотрудничеству.
Заключение. Проводя работу в группах раннего возраста, я пришла к выводу: метод сопровождающего развития детей первых трех лет жизни - эффективный в условиях детского сада.
Педагогам дошкольного образовательного учреждения важно вовремя оказать помощь и поддержку семье, не имеющей специальных знаний и необходимого опыта в воспитании маленьких детей. Таким семьям помогут только люди, имеющие специальное образование и пользующиеся доверием у родителей. В ходе работы важно отобрать такие формы и методы работы с детьми и их родителями, которые были бы интересны и вызывали положительные эмоции.
Используя в практике данную систему организации работы педагога-психолога, адаптационный период детей проходит легче, меньше волнуются и родители.
Результатами своей работы в данном направлении считаю достаточно высокий уровень организации в нашем детском саду комплексного подхода к созданию условий для успешного прохождения детьми раннего возраста периода адаптации к новым условиям. Благодаря согласованной работе сотрудников детского сада, нам удаётся сделать первые дни пребывания детей в группе максимально комфортными, благоприятными для их эмоционального благополучия, что значительно сокращает период привыкания каждого ребёнка к новым условиям.
Большим достижением совместной работы педагогов является тот факт, что родители детей раннего возраста придерживаются рекомендаций специалистов детского сада как на этапе подготовки детей к поступлению в детский сад, так и во время всего периода прохождения ребёнком адаптации к ДОУ, охотно сотрудничают с воспитателями и узкими специалистами.
Анализируя результаты диагностического обследования детей в группах раннего возраста, проводимого с целью исследования уровня их адаптированности к условиям дошкольного учреждения за последние учебные года, можно отметить увеличение числа детей с высоким уровнем адаптированности.
Считаю, что достижению таких результатов способствовали согласованная работа всех сотрудников детского сада при организации адаптационного периода и индивидуальный подход к каждому ребёнку и его семье.
Шумилова Э.А., педагог-психолог
МБДОУ « Детский сад №14
«Теремок»
Литература
1.Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка- Пресс, 2003 г.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов.- М.: “Издательство АСТ”,2002 г.
3.Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,,1984 г.-Т. 4.
4.Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком. – С – П, 2005 г.
5. Мухина В. Детская психология. Учебник для пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
6. Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
7.Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего возраста. 1992 г.