СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы по теме "Прием интервью как средство формирования коммуникативных умений"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы по теме "Прием интервью как средство формирования коммуникативных умений"»

«Приём интервью как средство формирования

коммуникативных умений»


Актуальность метода интервьюирования заключается в том, что этот приём позволяет осуществить переход от объяснительно-иллюстративной и репродуктивной методики обучения к рефлексивной модели.

Изучение особенностей метода интервьюирования показало, что интервью – это учебная дискуссия, беседа, участие в которой позволяет ученикам не только получить информацию, но и через вопросно-ответную форму постепенно раскрыть важную тему.

Обмен мнениями, обсуждение проблемы, получение информации ведется в вопросно-ответной форме, а это значит, обучающиеся развивают речь, формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, формируют умение оформлять свои мысли в устной форме. Составляя вопросы и находясь в поиске ответов на них, учащиеся овладевают языковой и читательской культурой как средством познания мира. Деятельность учащихся 5-7 классов имитирует в игровой форме профессиональную деятельность журналиста. Старшеклассники учатся комплексному филологическому анализу текста.

Не секрет, что современные дети не только теряют интерес к чтению, но и с катастрофической скоростью утрачивают навыки живого общения. Диалог на уроке помогает вернуть устную речь в школу. Интервью — один из способов увлечь учеников своим предметом, заставить учащихся не просто работать с информацией, а интерпретировать её, учиться смысловому чтению. Важно, что в той или иной форме этот прием может использоваться на любом уроке в любом классе.

Я использую интервью при изучении биографии писателя, литературной критики. До использования приема интервью я замечала, что уроки по изучению биографии писателей проходят достаточно скучно и однообразно.

Я нашла такую форму, которая отвечала бы запросам современного подростка? Как рассказать о жизни писателя так, чтобы учащийся соприкоснулся с его душой, внутренним миром, мировоззрением? Как сделать урок изучения биографии деятельностным и насыщенным?

Приём интервью не требует особой подготовки со стороны учащихся. Даже работа со статьёй учебника благодаря этому приёму превращается в настоящий творческий проект.

Во-первых, ребята, работая в парах, привыкают распределять роли, формировать ответственное отношение к обучению, учатся рефлексии.

Во-вторых, ни один ученик не остаётся не выслушанным, а его работа всегда оценивается. Ученики, не успевшие выступить перед одноклассниками, сдают письменный вариант своего интервью.

В-третьих, ребята учатся оценивать не только знания, но и умение позиционировать себя в роли выдающегося человека или журналиста. Конечно же, огромное значение имеет развитие культуры устной речи учащихся.

Изучение метода интервьюирования как способа ведения дискуссии на уроках литературы и в школьной практике невозможно без изучения интервью как одного из видов деятельности журналиста. Изучение пособий, посвященных журналистике, позволило выявить несколько основных типов интервью:

информационное интервью,

интервью-конференция,

интервью-расследование,

интервью-портрет.

Каждый из этих типов имеет свою целевую направленность. При ближайшем рассмотрении функций различных интервью стало ясно, что каждый тип может отвечать задачам различных типов уроков, а также разным этапам урока (проверка домашнего задания, создание проблемной ситуации и т.д.).

  1. Что такое информационное интервью? Его особенности.

Информационное интервью – самый оперативный вид интервью. Главное назначение информационного интервью – сбор материала, не требующего комментария. Метод интервью в таком случае опирается на три основных вопроса: что? где? когда?

В каком случае информационное интервью эффективно на уроках литературы?

На первый взгляд, несложная работа – составление типовых вопросов – может стать увлекательным заданием, требующим использования знаний, полученных ранее (например, при чтении дома статьи учебника о биографии писателя, поэта (или же статей из других источников), а также при первичном прочтении художественного произведения). В таком случае информационное интервью становится эффективным и нестандартным способом проверки домашнего задания.

Применение методики интервьюирования

на уроках литературы

Первый вариант проверки домашнего задания с помощью метода интервьюирования.

Учащимся предлагаю дома прочитать статью учебника о жизни и творчестве писателя, поэта, литературного критика, а также составить по статье несколько вопросов, которые они хотели бы задать этому писателю/поэту/критику. Важное условие – ответы на вопросы должны содержаться в прочитанной статье или легко «выводиться» из логики прочитанного текста. На уроке учитель предлагает одному из учеников сыграть роль писателя/поэта/критика, а другому учащемуся – взять интервью у автора изучаемого произведения. Остальные ученики оценивают работу по предложенным учителем критериям (эти критерии могут разработать в дальнейшем и сами ученики).

Данный вид работы применяю на уроках литературы в 5 – 6 классах.

Второй вариант использую в том случае, если обучающиеся имеют опыт работы с приемами интервьюирования. После выполнения домашней работы, представляющей собой знакомство со статьей учебника (или другими источниками) о жизни и творчестве известного литературного деятеля, на уроке учащимся предлагается взять интервью у этого человека, роль которого исполняет один из учеников. В таком случае дается 2 – 3 минуты на подготовку вопросов (возможна работа в парах). Далее так же, как и при первом варианте. Один-два ученика берут интервью, остальные оценивают и, возможно, задают вопросы, которые не были заданы основными интервьюерами. Работа может перерасти в «пресс-конференцию».

Данный вид работы применяю на уроках литературы в 7 – 8 классах.

Третий вариант использую, когда интервью берется у главных героев произведения, которое ученики прочитали к уроку, но еще не обсуждали. Используется та же схема работы, что и в интервью с писателем.

После прочтения дома произведения один ученик выходит к доске. Можно усложнить задание, тогда ученик не знает роль героя, которого он будет представлять. Затем, большая часть класса придумывает вопросы, которые они хотели бы задать одному из героев прочитанного произведения. Несколько человек будут оценивать вопросы и ответы. После небольшой двух-трехминутной подготовки класс задает составленные вопросы. Так я проверяю не только знание текста произведения, но и умение понять героя, начать думать, как он, соблюдая стилистику речи.

Информационное интервью позволяет выявить степень подготовленности учащихся к уроку, позволяет создать творческую атмосферу для дальнейшей работы.


  1. Что такое пресс-конференция? Её особенности.

Пресс-конференция – это вид интервью, проводящийся с участием каких-либо знаменитых (необязательно) личностей, желающих дать комментарий по поводу последних новостей, журналистам и т.п.

В каком случае пресс-конференция эффективна при изучении литературного произведения?

Главное назначение пресс-конференции – выяснение интересующих вопросов, обсуждение сложившейся ситуации. Пресс-конференция эффективна при анализе произведения.

Ответы на вопросы не всегда должны содержаться в прочитанном произведении или легко «выводиться» из логики прочитанного, они должны обсуждаться.

На уроке учитель предлагает одному из учеников сыграть роль героя изучаемого произведения, а другим группам учащихся – взять интервью у данного героя изучаемого произведения. Одна группа постарается задать пять-шесть наиболее корректных вопросов, волнующих дворянскую интеллигенцию. Вторая – вопросы, волнующие современных читателей, то есть учеников. Остальные же оценивают работу по предложенным учителем критериям (эти критерии могут разработать в дальнейшем и сами ученики).

Данный вид работы будет иметь наибольшую эффективность на уроках литературы в 8 – 11 классах.

3) Что такое интервью-расследование? Его особенности.

Интервью-расследование – вид интервью, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации, то есть сбор материала, информации и их интерпретация.

В каком случае интервью-расследование эффективно при изучении литературного произведения? (У каких героев и писателей его можно взять?)

Главное назначение интервью-расследования – изучить произведение, понять его идею и главный смысл.

Интервью-расследование эффективно при глубоком анализе литературных произведений.

Ответы на вопросы не всегда должны содержаться в прочитанном произведении или легко «выводиться» из логики прочитанного, они должны обсуждаться, анализируя те или иные эпизоды произведения, факты из биографии писателя или же факты написания, издательства и существования в обществе самого произведения.

Во время изучения произведения какого-либо писателя на уроке учащиеся узнают об интересном случае из жизни автора. После проведенного анализа произведения на уроке учитель предлагает им следующее домашнее задание: они должны представить ситуацию из истории, в которой будто бы оказались, и задать интересующие их вопросы государственному лицу, деятелю, политику, главнокомандующему, ученому, полководцу и придумать ответы на них, а затем записать вариант получившегося интервью-расследования.

Данный вид работы будет иметь наибольшую эффективность на уроках литературы в 5 – 6 классах.

  1. Что такое портретное интервью? Его особенности.

Портретное интервью – это вид интервью, проводящийся с участием какого-либо человека/героя/персонажа, описывающего, дающего характеристику обсуждаемому герою, обсуждаемой личности.

В каком случае портретное интервью эффективно при изучении литературного произведения? (У каких героев его можно взять?)

Главное назначение портретного интервью – выяснение отношения одного человека/персонажа к другому. Герой/человек, у которого берется интервью, выражает свои чувства, эмоции, свое отношение к другому, анализируя первую встречу или ряд встреч с ним/ней, а также высказывает свое мнение по поводу данного человека.

Портретное интервью эффективно при анализе характера героев, обсуждения их портрета.

Анализ портрета одного героя с помощью его обсуждения другим героем.

Учитель дает на уроке домашнее задание, связанное с анализом конкретного эпизода изучаемого произведения. Учащиеся должны задать два-три наиболее корректных вопроса, касающиеся данного эпизода одному герою для того, чтобы выявить отношение того к другому.

Данный вид работы будет иметь наибольшую эффективность на уроках литературы в 8 – 11 классах.

Важно отметить, что применение приёма интервью развивает универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— распознавать невербальные средства общения,

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

2) Совместная деятельность:

— использовать преимущества парной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— проявлять готовность планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

3) Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость себе и другим;

С точки зрения формирования коммуникативной культуры интервью способствует отработке таких коммуникативных умений, как

− умение задавать вопросы с определенной установкой: тематической, с учетом адресата, повода обращения;

− умение высказывать свое собственное мнение;

− умение спорить с критиком, выявлять чужую точку зрения, соглашаться или не соглашаться с ней.

Кроме того, работа над интервью помогает сделать восприятие биографических статей учебника эмоциональным, личностным.

Еще одно достоинство этой формы работы проявилось в том, что интервью продемонстрировало особенности личности ученика- «журналиста», его манеры общения. В классе не бывает одинаковых работ, каждый проявляет свой уровень развития читательских и коммуникативных умений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!