СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление опыта работы учителя изобразительного искусства Урсаевой Марины Геннадьевны Национально-региональный компонент в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотизма.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Представление опыта работы учителя изобразительного искусства Урсаевой Марины Геннадьевны Национально-региональный компонент в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотизма.»

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЧЕБАРКУЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ВАРЛАМОВО

ИМЕНИ Л.Н.СЕЙФУЛЛИНОЙ


Представление опыта работы учителя изобразительного искусства Урсаевой Марины Геннадьевны


Национально-региональный компонент

в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотизма.


Село мое не самое большое,

Особою не блещет красотой

Живет оно, утративши покой

А с ним и я забыла о покое.

Уходят люди, ведавшие совесть,

Творившие добро и красоту.

Чем мне заполнить эту пустоту?

Как дописать оборванную повесть?

Друзья мои, я обращаюсь к вам!

Глазами ясными тепло на мир взгляните

Не дайте пересохнуть родникам

Водой живою травы напоите...

Искусство - свет.

И пусть всего свеча

Но трепетна, жива и горяча.


Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека... Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребячьей души, и с нею, с этой отдаленной и личной Родиной, он приходит с годами к малой Родине. Которая для всех одна: свет, отчего дома и тепло родного очага согревает человека и освещает его путь всю жизнь.

Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у школьников, основ гражданской позиции. Ведь школьный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Поэтому

Тема моего опыта:

Национально-региональный компонент

в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотизма.

Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам.

23 января 2012 г. В.В.Путин опубликовал в «Независимой газете» статью «Россия: национальный вопрос», в которой объяснил, почему национальный вопрос для нашей страны носит фундаментальный характер. «Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях.: «….для нашей страны с её многообразием языков, традиций этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения носит фундаментальный характер… Гражданская задача образования, системы просвещения дать каждому тот абсолютно обязательный объём гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа»

В дальнейшем последовало в законе образования нормативные основания для внедрения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в системе ФГОС.


Работая по программе Б. М. Неменского«Изобразительное искусство и художественный труд», введение национального компонента в свои уроки было несложно. Так как цели и задачи программы это предусматривают.

Цель регионального образования:

воспитание молодого человека, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своём регионе.

А наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.

Изобразительное искусство предоставляет большие возможности мне для реализации регионального компонента в работе со школьниками через решение следующих задач:


- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни;

-формирование эстетического вкуса;

-развитие детского творчества и воображения;

-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов;

-воспитание уважения к людям, к их традициям и обычаям.

В 2013 году я являлась экспертом для проведения апробации методических рекомендаций по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке и реализации основных образовательных программ общего образования в ЧИПКРО. За эти три года накоплен опыт, который принёс значительные результаты в работе.

Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность школьников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.

Стимулировать творчество мне помогает применение разных инновационных технологий и техник развития творчества детей
  1. Это проектная технология в изобразительном искусстве

  2. Нетрадиционное технологии в рисовании ( монотипия,

дудлинг, зентангл, правополушарное рисование и т.д.

Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения во внеурочной деятельности не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Самостоятельная деятельность детей сопровождается спокойной музыкой.

  1. Технология развития креативного мышления и активных форм обучения (технология успеха, кроссенс, синквейн и др.)

  2. Также компьютерные технологии открываю мне новые возможности, и позволяют решать различные образовательные задачи.

Хорошей информационной базой для познавательного развития школьников  является инновационная площадка в нашей школе, основанная на посещении краеведческого музея.

Музейные уроки воспитывают уважение к людям нашего села, к их традициям и обычаям.

Глядя на экспонаты школьного музея дети воочию видят предметы быта нашего края, которые легко могут применить в рисовании.

На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках ИЗО интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный или графический ), придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.


Таким образом, содержание заданий, основанных на современных технологиях развития творческого мышления, способствует созданию внешней и формированию устойчивой внутренней мотивации к творчеству, изучению  искусства, что в конечном итоге формирует жизнетворческие компетентности учащихся.

Анализируя свою деятельность, наблюдается динамика   результативности показателей достижений обучающихся.

На протяжении 3-х лет мои учащиеся принимают активное участие в районных научно-исследовательских конференциях, где занимают призовые места.

В юбилейном 2015 году под моим руководством учащиеся 9 класса выполнили исследовательскую работу по теме «История создания памятника в селе Варламово. Результатом исследовательской работы было участие в патриотической акции издательства «Просвещения». Сейчас материал опубликован на сайте Мемориал « Карта памяти»

Учащиеся занимают призовые места на Всероссийских конкурсах презентаций и видео «Верим в село. Гордимся Россией!»

19 человек моего класса приняли участие в Международном конкурсе проекта Кругозор «Безопасный мир», где 10 человек заняли 1,2 и 3 места.



В областном конкурсе 2016 года в конкурсе рисунков «Село моё родное», посвящённом переписи населения 2016 года двое учащихся заняли 2 и 3 место.

Результаты участия во всероссийских творческих конкурсах рисунков и олимпиад вы видите на слайдах.

В международной дистанционной олимпиаде по изо результат 1 и 3 место.

На районных творческих конкурсах наши учащиеся показывают лучшие результаты.



Делая выводы можно сказать, что:

1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития школьников, так как несёт в себе национальный колорит.

2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы среда, окружающая ребенка, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

3. Ведь именно Предметное окружение, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.

4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.

5. Народное творчество – источник чистый и вечный. Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле которой мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.



И я верю, что когда
Каждый кисть свою возьмёт,
С наших окон доброта
В настоящий мир войдёт.
И наступит долгий век
Без обид и слёз в глазах.
Где ты, добрый человек?
Это всё в твоих руках! Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!