Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
№ | Название мероприятия | Сроки | Ответственный исполнитель |
1. Информационно – методическое обеспечение развития патриотического воспитания |
1.1 | Проведение диагностики развития патриотических чувств и социокомпетенций обучающихся (по разработанной и утвержденной программе изучения проявления формирующегося нравственного деятельностно – волевого характера подростков) | Сентябрь | Зам. директора по ВР, педагог -психолог, социальный педагог |
1.2 | Диагностика потребности обучающихся и педагогов в создании детского общественного объединения «Юнармия» в ОО (анкетирование, беседа, мозговой штурм, ящик откровений) | Октябрь | Педагог-психолог, классные руководители 1 – 11 классов |
1.2 | Интернет - опрос педагогов образовательного учреждения с целью оценки готовности к развитию патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание учащихся: мифы или реальность», «Стратегии патриотического воспитания учащихся» | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители 1– 11 классов |
1.3 | Использование сайта образовательной организации для повышения мотивации и компетенции субъектов воспитательной системы в области патриотического воспитания: Электронный справочник «В помощь организаторам детского патриотического воспитания учащихся» Электронный каталог проектов, объединенных по сферам деятельности, инновационных форм гражданско-патриотического воспитания; Электронная презентация инновационных форм гражданско- патриотического воспитания: детские общественные объединения, ученическое самоуправление (история детского самоуправления, модели детского самоуправления (ретро – модель (всеобщее членство), модель – штаб, совет (отождествляется с органами школьного самоуправления), модель - детское объединение на базе класса ((направленность деятельности детского общественного объединения может совпадать с предметной специализацией учителя)) -Виртуальная педагогическая мастерская: «Воспитываем патриотов: моделирование средообразовательных стратегий» | Октябрь – ноябрь Ноябрь – декабрь Январь | Зам. директора по ВР, классные руководители 1– 11 классов |
1.4 | Тематические классные часы «Осваиваем российские культурно – исторические ценности» (5 – 9 классы) | Октябрь | Классные руководители 5-9 классов |
1.5 | Тематические классные часы «Азбука юного гражданина и патриота» (1 – 4 классы) | Ноябрь | Классные руководители 1-4 классов |
1.6. | Реализация занятий курсов внеурочной деятельности «Разговор о важном» (1-11 классы) | Еженедельно | Классные руководители 1-11 классов |
1.7 | Общешкольная деловая ситуативная игра «Патриот – это…» | Декабрь | Зам. директора по ВР, классные руководители 1-11 классов |
1.8 | Общешкольный референдум по вопросу «Считаешь ли ты, что гражданско – патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением работы образовательного учреждения?» | Декабрь | Зам. директора по ВР, классные руководители 1 -11 классов |
1.9 | Социально-педагогическое семейное консультирование «Семья как ресурс гражданско – патриотического воспитания ребенка» | Январь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители 1 - 9 классов |
1.10 | Родительский лекторий: «Здоровье ребенка как ценность» (1 – 4 классы), «Стратегии семейного воспитания: формируем патриотические чувства, патриотическое самосознание ребенка» (5 – 6 классы), «Создание семейного пространства гражданско-патриотического воспитания» (7 – 9 классы) | Декабрь | Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители 1 – 9 классов |
2. Нормативно - правовое обеспечение развития патриотического воспитания |
2.1 | 2.1.1Разработка программ гражданско – патриотической направленности, актуализирующих содержание патриотического воспитания «Юнармия»; 2.1.2. Разработка проектов в рамках общешкольных программ патриотической направленности: «Диалог будущих президентов» (направлен на развитие самоуправления) «Территория моего детства» - направлен на получение и развитие опыта гражданско – нравственной деятельности «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить», «Встреча с Уралом»: направлен на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и Челябинской области | В течение года | Зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания |
2.2. | Внесение корректив в План воспитательной работы школы на 2022-2023 учебный год | Ежегодно | Зам. директора по ВР |
2.3. | Организация заключения договоров о совместной деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся с учреждениями дополнительного образования | В течение года | Зам. директора по ВР |
2.4. | Разработка воспитательных систем классов, комплексно – целевых программ, обеспечивающих целостный и комплексный подход классных руководителей к решению целей и задач гражданско-патриотического воспитания учащихся. | В течение года | Классные руководители 1 – 11 классов |
2.5. | Включение в реализуемые классные воспитательные программы комплекса мероприятий, направленных на совершенствование гражданско- патриотического воспитания | В течение года | Классные руководители 1 – 11 классов |
3. Совершенствования кадрового обеспечения развития патриотического воспитания |
3.1 | Проведение семинаров, интернет – форумов, педагогического всеобуча: Патриотизм как философско-педагогическая проблема. Отечественные педагоги и мыслители о патриотизме Российский патриотизм в третьем тысячелетии Воспитание патриотизма в условиях современной школы Развитие личности обучающихся в условиях реализации ФГОС | Сентябрь-декабрь | Зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания, классные руководители 1 – 11 классов, социальный педагог, педагог - психолог |
3.2 | Проведение практико-ориентированных семинаров по вопросам развития патриотического воспитания обучающихся: Подготовка педагогов – организаторов (из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социального педагога, педагога – психолога) для работы в области патриотического воспитания, создания детских общественных объединений по интересам» Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС: развитие патриотического воспитания школьников» | Сентябрь-октябрь Сентябрь | Классные руководители 1 – 11 классов, учителя истории и обществознания, педагог дополнительного образования социальный педагог, педагог – психолог Зам. директора по ВР |
3.3 | Проведение опытно – экспериментальной работы по направлениям: «Формирование и развитие классной патриотической воспитательной среды» «Формирование гражданских компетенций обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» | В течение года | Классные руководители 1 – 11 классов Учителя предметов гуманитарного цикла |
3.4 | Тематические педагогические советы: «Моделирование условий для получения опыта гражданского поведения» «Воспитательный потенциал современного урока как фактор повышения качества образования» | В течение года | Зам. директора по ВР Классные руководители 1 – 9 классов |
3.5 | Постоянно действующий научно – методический семинар для педагогических работников в рамках заседания МО классных руководителей «Основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в системе образования» | В течение года | Зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания |
3.6 | Организация и проведение институциональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников по патриотическому воспитанию: | В течение года | Зам. директора по ВР |
| Конкурс педагогических проектов «Конструируем классную воспитательную среду: воспитываем патриотов» Конкурс методических разработок на лучшую организацию патриотического воспитания | | |
3.7 | Участие в областных научно – практических конференциях: Развитие личности обучающихся в условиях реализации ФГОС: презентация продуктивного опыта развития личности обучающихся 4-х классов в условиях реализации ФГОС Гражданское воспитание в Челябинской области: проблемы, опыт, перспективы»: представление продуктивного опыта гражданского воспитания в образовательной организации | Сентябрь-декабрь Январь-март | Классные руководители 4-х классов Зам. директора по ВР, руководитель методического объединения учителей истории |
3.8 | Разработка методических рекомендаций: - по организации деятельности детских и молодежных объединений и организаций | В течение года | Руководители детских общественных объединений |
3.9 | Повышение квалификации педагогических руководящих работников в области развития патриотического воспитания | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
4. Совершенствование материально – технического обеспечения развития патриотического воспитания |
4.1 | Создание цифровой электронной библиотеки патриотического воспитания (формирование электронных каталогов, справочников, электронных книг, видеотеки) | В течение года | Зам. директора по АХР |
5. Совершенствование содержания, форм, методов, технологий патриотического воспитания |
5.1 | Реализация общешкольных программ и проектов гражданско-патриотической направленности: «Блокадный хлеб», «Маршрут памяти» | В течение года | Зам.директора по ВР, классные руководители |
5.2 | Разработка и реализация проектов, направленных на развитие патриотического воспитания средствами социально- гуманитарных предметов: «Календарь славных дат отечественной истории» как механизм развития патриотического сознания обучающихся Кино как дополнительный ресурс патриотического воспитания (перечень «Сто фильмов для школьников») - «Читающая школа» (Сто книг для школьников» как средство развития содержания патриотического воспитания) | Ежегодно | Зам.директора по ВР |
5.3 | Отработка различных вариантов совместных акций, мероприятий и долгосрочных проектов с образовательными, культурно – досуговыми организациями и социальными партнерами (реальными и потенциальными) для развития патриотического воспитания. - проведение тренинга личностного роста учащихся 9 классов, направленного на развитие уровня самосознания, в котором чувство собственного достоинство сочеталось бы с уважением к Родине, армии, национальным государственным традициям и обычаям, людям творящим историю и культуру («Рубеж») | В течение года | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители 1-11 классов Учителя-предметники гуманитарного цикла |
5.4 | Реализация годового круга праздников и традиций патриотической направленности | Ежегодно | Классные руководители 1-11 классов |
5.5 | Совершенствование форм патриотического воспитания, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков: - Конференция «Диалог будущих президентов» (направлен на развитие самоуправления)» - Проведение социально – нравственных, общественно – значимых акций «Я – Гражданин России», «Моя малая Родина» | Ежегодно | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители 1-11 классов Учителя-предметники гуманитарного цикла |
5.6 | Использование интернет – ресурсов в развитии патриотического воспитания обучающихся: электронная энциклопедия «Земля отцов – земля детей»: «Прошлое страны, края, которое всегда с нами» (славные даты отечественной истории) | Ежегодно | Зам.директора по ВР |