СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предупреждение суицида среди учащихся

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использованна для проведения семинара для учителей в рамках работы по профилактики суицидального поведения школьников

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение суицида среди учащихся»

Семинар для учителей Предупреждение суицида среди учащихся Составитель: педагог-психолог МАОУ Линдовской СШ Петричева Т.В.

Семинар для учителей

Предупреждение суицида среди учащихся

Составитель: педагог-психолог МАОУ Линдовской СШ Петричева Т.В.

Понятие суицидального поведения Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушение и т. п. Суицид – это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека смысл.

Понятие суицидального поведения

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушение и т. п.

Суицид – это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека смысл.

Типы суицидального поведения Демонстративное – чаще всего проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения. Аффективное суицидальное – при таком типе поведения подростки чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинное суицидальное – при данном типе поведения чаще прибегают к повешению.

Типы суицидального поведения

Демонстративное – чаще всего проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное – при таком типе поведения подростки чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное – при данном типе поведения чаще прибегают к повешению.

Причины суицидального поведения состояние депрессии, вызванное потерей объекта любви, разрывом романтических отношений; чувство вины, страха, враждебности; тяжелое переживание неудач, в частности в личных отношениях; эмоциональное, психическое или сексуальное насилие; стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, развод или разлука); ранее совершенные попытки покончить с собой; давление со стороны педагогов, родителей, других взрослых; давление со стороны сверстников; смерть близкого человека; потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения; боязнь ответственности за совершенный поступок; слабое физическое развитие или приобретенный физический дефект (например, вследствие автокатастрофы) и т.д.

Причины суицидального поведения

  • состояние депрессии, вызванное потерей объекта любви, разрывом романтических отношений;
  • чувство вины, страха, враждебности;
  • тяжелое переживание неудач, в частности в личных отношениях;
  • эмоциональное, психическое или сексуальное насилие;
  • стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, развод или разлука);
  • ранее совершенные попытки покончить с собой;
  • давление со стороны педагогов, родителей, других взрослых;
  • давление со стороны сверстников;
  • смерть близкого человека;
  • потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения;
  • боязнь ответственности за совершенный поступок;
  • слабое физическое развитие или приобретенный физический дефект (например, вследствие автокатастрофы) и т.д.
Дети, составляющие группу суицидального риска Депрессивные подростки Подростки – алкоголики и наркоманы Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой, или подростки, у которых в семье имел место суицид Одаренные подростки Подростки с плохой успеваемостью в школе Девушки в состоянии беременности Подростки – жертвы насилия

Дети, составляющие группу суицидального риска

Депрессивные подростки

Подростки – алкоголики и наркоманы

Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой, или подростки, у которых в семье имел место суицид

Одаренные подростки

Подростки с плохой успеваемостью в школе

Девушки в состоянии беременности

Подростки – жертвы насилия

Поведенческие признаки суицидального поведения Уход в себя, депрессия Капризность, привередливость, эмоциональные колебания Саморазрушающее и рискованное поведение Агрессивность   Потеря самоуважения Изменение аппетита, режима сна Изменение успеваемости Внешний вид Раздача подарков окружающим Психологическая травма

Поведенческие признаки суицидального поведения

Уход в себя, депрессия

Капризность, привередливость, эмоциональные колебания

Саморазрушающее и рискованное поведение

Агрессивность  

Потеря самоуважения

Изменение аппетита, режима сна

Изменение успеваемости

Внешний вид

Раздача подарков окружающим

Психологическая травма

Общие рекомендации 1) Доверьтесь своей интуиции, если чувствуете суицидальные наклонности в подростке. Не игнорируйте предупреждающие знаки. 2) Не обещайте подростку то, что вы не в состоянии гарантировать, например: «Конечно, твоя семья тебе поможет». 3) Дайте ему знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность. 4) Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы. 5) Постарайтесь узнать, есть ли у подростка план действий. Конкретный план – знак реальной опасности. 6) Убедите подростка в том, что наверняка есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью. 7) Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, наутро ты почувствуешь себя лучше». 8) Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Общие рекомендации

1) Доверьтесь своей интуиции, если чувствуете суицидальные наклонности в подростке. Не игнорируйте предупреждающие знаки.

2) Не обещайте подростку то, что вы не в состоянии гарантировать, например: «Конечно, твоя семья тебе поможет».

3) Дайте ему знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

4) Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.

5) Постарайтесь узнать, есть ли у подростка план действий. Конкретный план – знак реальной опасности.

6) Убедите подростка в том, что наверняка есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

7) Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, наутро ты почувствуешь себя лучше».

8) Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Снизить риск возникновения суицидальных намерений ребенку помогут: Творческие планы и замыслы, определенная сфера компетентности и мастерства (в спорте, музыке, ремесле, учебе, и т.п.), что обеспечивает основы для реальной уверенности в себе. Чувство долга, обязательность. Ответственность за других (членов команды, младших братьев и сестер и пр.) помогает подростку определить приоритеты и выстоять жизненные испытания. Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинить себе физических страданий или ущерба. Эстетические критерии мышления (нежелание выглядеть некрасиво даже после смерти). Морально-этические установки, религиозные предпочтения и мировоззренческие позиции, препятствующие суицидальному намерению.

Снизить риск возникновения суицидальных намерений ребенку помогут:

Творческие планы и замыслы, определенная сфера компетентности и мастерства (в спорте, музыке, ремесле, учебе, и т.п.), что обеспечивает основы для реальной уверенности в себе.

Чувство долга, обязательность. Ответственность за других (членов команды, младших братьев и сестер и пр.) помогает подростку определить приоритеты и выстоять жизненные испытания.

Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинить себе физических страданий или ущерба.

Эстетические критерии мышления (нежелание выглядеть некрасиво даже после смерти).

Морально-этические установки, религиозные предпочтения и мировоззренческие позиции, препятствующие суицидальному намерению.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!