СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность формирования математической функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов. В статье говорится  о преемственности формирования математической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность формирования математической функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы»

Преемственность формирования математической функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов. Сегодня мы говорим о преемственности формирования математической грамотности. Вспомним, что же такое преемственность.

2слайд Преемственность в обучении - установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, к формам, методам и приёмам объяснения нового материала и ко всей последующей работе по его усвоению.

В чём же заключаются направления преемственности?

3 слайд Направления преемственности:

  1. Обеспечение решения важных задач начального образования;

  2. адаптация к окружающей природной и социальной среде;

  3. формирование нового социального статуса ученика

  4. овладение разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной и др.);

  5. формирование личностного отношения к окружающему, этических и нравственных норм, самоконтроля и самооценки;

  6. определение уровня общей эрудиции, характеризующей готовность к дальнейшему обучению.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Естесственно, что возникает сложная проблема:

4 слайд Снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднее звено из-за рассогласованности в них образовательного процесса на организационном, содержательном и методическом уровнях

В чём это проявляется:

  • Дети не могут рационально распределить время выполнения заданий, уложиться в урок. В нач.классах мы даём возможность доделать работу, выделяя дополнительное время – сверх отведенных 40 минут – на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не могут быстро включаться в работу (приходя в 5 класс, ребята, еще не начав писать контрольную работу, спрашивают: “А можно будет дописать работу после звонка или после уроков?”).

  • Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних работ (иногда родители, обладая большим запасом знаний, “забегают” намного вперед).

  • Пассивность большинства обучающихся в процессе обучения (дети предпочитают “отсидеться” на уроке тихо, а не активно участвовать в работе).

  • Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса “психологического барьера” – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе.

  • Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач).

- Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).

  • Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание таблицы умножения).

  • Ошибки в письменном делении многозначных чисел, особенно при получении нуля в частном.

  • Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) - дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на рисунке или схеме.

  • Недостаточное развитие графических умений.

  • Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (порой слышишь в ответах действие: плюс или минус, вместо сложения или вычитания, путаница в названии компонентов действий).

  • Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит, что было в начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует постоянного повторения на уроках).

Конечно, всё это следствие, а причины таких проблем заключаются в следующем:
5 слайд Причины возникновения проблемы:
- смена обстановки;

- изменение роли ученика;

- увеличение учебной нагрузки;

- изменение режима дня;

- разность систем и форм обучения;

- нестыковка программ начальной и основной школы;

- различие требований со стороны учителей-предметников;

- изменение стиля общения учителей с детьми;

- кабинетная система.

Поэтому перед учителями нач.классов и предметниками возникает главная методическая цель:
6 слайд: Добиться сохранения качества уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систем.

7 слайд Данная цель достигается следующими путями:

  • ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

  • интенсивная самостоятельная деятельность учеников, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации.

  • коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

  • гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

8– 9 слайды В помощь учителю в современной дидактике представлены самые разнообразные технологии и приёмы – не буду их перечислять, все отображены на слайдах.

10 слайд Исходя из вышеперечисленного, можно сформулировать следующие рекомендации:

- Посещение  уроков  в  выпускных  классах  начальной школы;

- Утверждение графика  проведения  контрольных  работ,  согласование  контрольно-измерительных материалов  по  предметам;

- Посещение уроков в 5-ых классах учителями начальной школы с целью наблюдения  за  детьми  в  адаптационный период;

- Проведение анализа работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов.

На 11 и 12 слайдах вы можете ознакомиться с Памяткой, которая, думаю, будет полезна для использования в работе.




Список литературы

  • 1) Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. В.И. Жохов. М.: Мнемозина, 2012. -31с.

  • 2) Учебник. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – 21-е изд., - М.: Мнемозина, 2007.

  • 3) Чесноков А.С., Нешков К.И.. Дидактические материалы по математике для 5 класс. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

  • 4) Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Изд. 2-е испр. и доп. –М., Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. -56с.

  • 5) Математика 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся. / Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. – М.: Интеллект-Центр, 2004 – 104с.

  • 6) Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

  • 7) Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

  • 8) Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с

  • 9) Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).

  • 10) Малкова Н.Г. Организация групповой работы на уроках математики. //Сайт «ПЕДСОВЕТ.ORG». - http://pedsovet.org/component/option, com_mtree/task,viewlink/link_id,4501/Itemid,118/