СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в рамках реализации ФГОС»

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в рамках реализации ФГОС

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком. Л. С. Выготский


Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании. Поэтому невозможно не согласиться с мнением учёного, педагога-психолога Е. Е. Кравцовой: «Если по каким-либо причинам развитие ребёнка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого перехода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьёзные трудности, и его развитие будет идти искажённым путём».

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования и необходимость тесного сотрудничества детского сада и начальной школы очевидна, особенно в связи с нововведениями в законодательство РФ «Закон об образовании в РФ», ФГОС дошкольного и начального образования.
Ключевым приоритетом при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться. И решение этой задачи возможно только  при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. ФГОС дошкольного образования одной из задач декларирует «формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности», необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Преемственность это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность  ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Именно такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, готов ли дошкольник к изучению предметных областей как русский язык, математика, окружающий мир, а как развиты у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли предпосылки деятельности учения.

Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду (многие из которых посещают детский сад нерегулярно), других – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. У детей различные индивидуальные возможности и способности, разный уровень подготовки. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако многолетний опыт подсказывает, что "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.

Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребёнку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться со сверстниками, организовывать свою деятельность.

На вопрос «На  что  необходимо  обратить внимание при подготовке  детей  к  школе, уделить  больше  внимания?», учителя отметили:

- учить ориентировке в пространстве;

- развивать мелкую моторику руки, научить правильно держать ручку (карандаш);

- развивать речь, память, воображение;

- формировать способность управлять своим поведением;

- развивать коммуникативные навыки и навыки самообслуживания.


Поэтому в качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

  3. Умственные и нравственные способности учащихся.

  4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.



Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный процесс, участниками которого являются и воспитатели, и родители, и учителя школы. В результате совместной работы можно достичь взаимопонимания всех участников образовательных отношений. Воспитатели яснее осознают требования школы. Учителя, в свою очередь, вникнут в задачи, содержание и методы работы детского сада, что поможет нам установить преемственность в методах воспитательного взаимодействия.

Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.

Для решения данной проблемы необходимо последовательное выполнение следующих этапов:

  1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.

  2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.

  3. Проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения.

  4. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей).

  5. Проведение педсоветов или заседаний с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, завучи).

  6. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

  1. методическая работа;

  2. работа с детьми;

  3. работа с родителями.

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: “Психологическая готовность ребенка к школе”, “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе”, “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе”.

Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ый класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей.

Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”. Учителя будущих первоклассников школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.

И, конечно, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея, школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – все это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Акбашева О.А.,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ с. Белое Озеро