СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность предметных областей ОРКСиЭ и ОДНКНР

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на тематическом педсовете.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность предметных областей ОРКСиЭ и ОДНКНР»

Тема «Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР»

Л.Н. Толстой говорил: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Писатель высоко оценивал нравственное воспитание.

И на сегодняшний день одной из важных задач образования является формирование нравственной, духовно богатой, толерантной личности, обладающей целостным представлением о мире, идентифицирующей себя с историей и традициями Отечества.

В этой связи актуальным становится изучение культурологических курсов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в 5 классе, имеющих комплексный характер, знакомящих школьников с основами различных мировоззрений и опирающихся на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель комплексных учебных курсов - формирование у обучающегося «мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений».

Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» указывает, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

В преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется принцип преемственности, позволяющий решить задачу, связанную с расширением образовательного кругозора школьника, воспитанием личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Предметы объединяют фундаментальные культурологические понятия: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность и нравственность», составляющие общую духовную основу многонационального народа России. Все их модули и разделы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых должен обеспечить образовательный процесс.

ОРКСЭ - это учебный предмет в четвертом классе (по 1 часу в неделю), введенный с сентября 2012 года в школах России, после апробации 2010- 2012 годов.

Предмет состоит их шести модулей, четыре модуля - об основах традиционных для России религиозных культур - православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом.

Если говорить о расширении в рамках модуля межпредметных связей, то они уже существуют. Вся мировая художественная культура неразрывно связана с историей христианства: и архитектура, и литература, и музыка. Возьмите Гоголя, Лескова, Пушкина. В их произведениях мы много черпаем о православной жизни. Сюжеты полотен мировых художественных галерей основаны на библейских сюжетах. Музыка Чайковского, Рахманинова, Баха содержит христианские мотивы. Не раз знания полученные, при преподавании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР используются, на уроках истории и обществознания.



Формы контроля знаний и умений используются все в начальной школе, за исключением – портфолио.

В нашей школе по выбору родителей изучается модуль «Основы религиозных культур и светской этики». (учитель Бакаева Т.В. и Сергеева С.А.) на этом уроке идёт приобщение ребёнка к нравственным и культурным ценностям.

В 5 классе предметная область ОДНКНР является логическим продолжением ОРКСЭ. Это обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования (5-9 кл.) - с сентября 2015 г. Обе предметные области являются системным нововведением, соответствующим целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах. В учебном плане нашей школы в 5 классе на предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отводится 35 часов в год, 1 час в неделю. (учитель Адамова Л.Г.)

Мотивация учебного процесса способствует нетрадиционным формам урока. Например, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений - миниатюр, рассказов. Особенности изучения в содержании.

Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, направлены на освоение учащимися личностных результатов, связанных с чувствами гордости за свою Родину, понимания и уважения к духовным ценностям родной культуры. Способностью учащихся соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, умение применять правила делового сотрудничества.

Изучение курса ОРКСЭ и ОДНКНР даёт свои положительные результаты. Вопросы нравственности, духовности подрастающего поколения всё больше волнуют родителей, педагогов, да и общество в целом. Понятия добра и зла, совести, милосердия никогда не потеряют своей ценности, а совместные поиски ответов на вопросы учебника, связанные с традициями, устоями, духовными и культурными ценностями сплотят между собой детей и родителей, помогут каждому взглянуть на привычные вещи другими глазами.

Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению школьников к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.