Преемственность работы детского сада и школы как фактор
Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
Психолого-педагогические требования к ребёнку, поступающему в первый класс.
1. Общие знания. Осведомлённость ребёнка в разных областях:
я (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания);
моя семья (Ф.И.О. родителей, состав семьи, профессии);
окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т.д.).
2. Математические представления:
цвета и их оттенки;
знание числовой последовательности в пределах 20;
сложение и вычитание в пределах 10;
понятия больше – меньше;
основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и составление из них более сложной фигуры по образцу;
ориентировка в пространстве (правый – левый, верх – низ, свободное владение предлогами над, под, между, перед) и т.д.
измерение предметов при помощи линейки.
3. Речь:
умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки, рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать;
умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение – на слова. А вот уметь читать или писать письменными буквами – совершенно не обязательно.
4. Внимание, память, мышление:
все интеллектуальные функции (внимание, память, мышление) должны достичь определённого уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определённое время работать, сосредоточившись на задании.
5. Мелкая моторика:
ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.