СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Преемственность работы педагогов-психологов в работе в ДОУ и школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Преемственность работы педагогов-психологов в работе в ДОУ и школы"»

Выступление педагога – психолога

на методическом объединении

на тему

«Преемственность работы педагогов - психологов в работе в ДОУ и школы»


Преемственность между дошкольными и начальными звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразовании при переходе на следующую ступень.

Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов. Это дает основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.  

Что же такое преемственность? 

В психолого-педагогической литературе преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Преемственность - двусторонний процесс.

С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет “радость детства” (Н.Н. Поддьяков), сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.

С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Преемственность в психолого-педагогическом аспекте – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса. 

Актуальность преемственности работы педагогов- психологов ДОУ и школы, произошла в связи с введением ФГОС ДО, так как произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуального на личностную, произошло изменение парадигмы педагогического образования, а именно в превращение педагогического образования в психолого-педагогическое.

Актуальность преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение и развитие качественного преобразовании при переходе на следующую ступень.

Основным принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития. По мнению А.В. Запорожца, «в дошкольном возрасте воспитываются и формируются те качества личности, которые войдут в «золотой фонд» зрелой личности», а именно способность детей к моделированию в познании, наглядно-образное видение мира, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.

Основанием преемственности дошкольного и начального образования является

  • формирование психологических качеств дошкольника, которые в последствии служат основой для формирования психологических качеств школьника.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

В соответствии с ФГОС воспитатель и учитель обязаны обеспечить индивидуальную образовательную траекторию. Это невозможно сделать без знаний индивидуально-психологических особенностей детей. Такие данные, как правило, предоставляет педагог-психолог.

Из этого следует, что целью обеспечения преемственности в работе ДОУ и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только стремление к единству содержания и методах обучения, а одинаковое положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности поведения, развития.

Таким образом, преемственность в работе педагога-психолога школы и ДОУ предусматривает проведение различных специальных мероприятий по подготовке детей к переходу из одной образовательной среды в другую, созданию условий для их успешной дальнейшей адаптации

Основными задачами преемственности в работе педагога-психолога ДОУ и школы являются:

- улучшение подготовки 6-7 летнего возраста. Для этого я использую программу психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой.

Цель программы:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи психологического курса для детей 6-7 лет:

  1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

  4. Способствовать формированию самосознания и адекватности самооценки.

  5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.

  6. Формировать этические представления.

  7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.

  8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

  9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.

  10. Способствовать формированию учебно – познавательного мотива.

- обеспечение естественного перехода из ДОУ в школу;

- углубление интереса к жизни в школе;

- обеспечение единства воспитательного влияния школы, ДОУ и семьи, психологическая помощь семьи до поступления в школу и в новой ситуации, возникающей при поступления ребенка в школу,

- помощь в выборе школы, с целью предотвратить негативные последствия;

- психологические и коммуникативные тренинги для педагогов ДОУ и школы;

- проведение диагностики по определению готовности детей в школу;

- организация встреч родителей с будущими учителями;

- анкетирование и тестирование родителей будущих первоклассников, для изучения самочувствия семьи;

- консультации и рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Ключевым моментом в своей работе педагога-психолога в ДОУ по реализации преемственности между двумя звеньями образования дошкольной и школьной является готовность ребенка к обучению в школе.

Это является для меня и приоритетным направлением работы психологической службы в дошкольном образовательном учреждении.

Из опыта работы с детьми 6- 7 летнего возраста можно с уверенностью сказать, что психологическая преемственность способствует снятию психологических трудностей адаптационных «переходных» периодов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит в новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент адаптации – «подушкой безопасности» и является работа педагога-психолога ДОУ.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым и первостепенная задача педагогов психологов помочь детям и родителям.

Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:

  • В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;

  • Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованными и любопытными;

  • Был тревожным и имел низкую самооценку;

  • Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;

  • Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.

Большое внимание в своей работе, как педагога-психолога ДОУ уделяю:

  • проведению психодиагностике по готовности детей к школьному обучению;

  • профилактике и психологической коррекции детей;

  • консультированию семейных отношений для родителей старших и подготовительных групп;

В настоящее время приоритетом является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программе начальной школы. Поэтому в совместной работе педагога-психолога ДОУ и педагога-психолога школы очень важно иметь информацию о результатах диагностики по подготовке к школьному обучению воспитанников детского сада. Педагог-психолог школы помогает учителю выстраивать свою работу, основываясь на достижениях дошкольника, на динамике его индивидуального развития, а так же выстроить реализацию мероприятий по преодолению трудностей, что будет являться одним из компонентов обеспечения преемственности работы педагога-психолога ДОУ и школы.

Очень важно, реализуя преемственность работы педагога-психолога ДОУ и начальной школы сохранить самоценность периода детства, активно использовать игровые технологии в классно-урочной модели обучения для младших школьников, учитывая ведущие типы деятельности дошкольников.

Таким образом, взаимная работа педагогов психологов ДОУ и школы становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результатом преемственности работы этих двух специалистов предполагает оценку качества усвоения образовательной программы детского сада и школы.

Выигрывают от этого все, особенно - дети.

Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.