СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в  жизни школьника. В данной  статье можно найти советы по  адаптации пятиклассников.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в образовании»

8




1


Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в жизни школьника. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель - учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно, несогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога - все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4-5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).


Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника - стать субъектом собственной учебной деятельности. Для этого необходимо понять смысл учения для себя, научиться осуществлять волевые учебные усилия, регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Собственно познавательный учебный мотив становится ведущим;

По отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе - это, прежде всего, ответственная, осознанная позиция пятиклассника. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным;

По отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во

взаимоотношениях для того, чтобы занять статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.


Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости и специально организованных тренинга.


Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников.


Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, "разочарование" в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.


Второй возможной причиной сложностей, возникающих у школьников в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание заставить себя постоянно заниматься.

Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении

и внешних, и тем более, внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.


В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.


В целом, выделяют следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в средней школе:

• в интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;


• у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;


• не развита познавательная потребность как потребность в приобретении новых знаний;


• многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности: умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;


• у значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформировано умение планировать свою деятельность и отсутствует мотивация учения.


Важно использовать различные формы работы для создания условий, способствующих успешной адаптации пятиклассников.

У младших подростков, с одной стороны, очень сильное желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничество в новом классном коллективе.

Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установление норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.

До сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей является помощь детям в осознании требований преподавателей.

Родительское собрание - это основная форма совместной работы родителей. Здесь обсуждается и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельсности класса, воспитания обучающихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий для развития духовно богатой и физически здоровой личности ребенка.

Очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.

Например, такое мероприятие, как «День именинника» – это удобный случай для повышения самооценки и укрепления чувства собственного достоинства ребенка. Именинник на некоторое время оказывается в центре всеобщего внимания и получает возможность поддержать позитивное представление о себе.

Экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы.

Игры необходимы для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.

В игре есть возможность понять себя и других, увидеть и почувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны. Игра выступает как средство познания и развития.

Особое место в развитии межличностных отношений между детьми занимают классные часы по таким, например, темам как «Мы – это много я!», «Мы – вместе». Классный час - это самое замечательное время общения классного руководителя с детьми. На классном часе возможно совместное творчество, обоюдный обмен мнениями. Они помогают в повышении самооценки учащихся, в снижении социальной тревожности, способствуют сплоченности коллектива, развитию толерантности, развивают коммуникативные умения, формируют убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие одноклассника, вне зависимости от его учебных успехов.

Основной задачей классных руководителей пятиклассников и учителей предметников является продолжать создавать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения. Поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с одноклассниками и преподавателями.



Использованная литература

1. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 под ред. Н.А.Алексеевой.- М.: ТЦ Сфера, 2010
2. Мир детства. Подросток./ Под ред. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982
3. Максимович О. Советы на весь год.// Учительская газета, № 35, 29 августа 2020

4. Низова А. Трудный подросток.// Календарь для родителей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!