СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в основную

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы детей при переходе из начальной в среднюю школу

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в основную»

Преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в основную.

Переход детей из начальной в среднюю школу, так называемый «второй адаптационный период», несет много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. Во многом это происходит из-за рассогласования образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетам того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени.

Проблема преемственности обучения на начальной и основной ступенях общего образования, несмотря на многочисленные исследования путей ее решения, до сих пор остается актуальной.

Русский язык - один из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относятся:

- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от школьного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;

- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.
Однако, отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере.

На уроках русского языка продолжается работа по привитию чувства любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа – «цвет его духовной жизни», величайшая сокровищница нации. По словам К. Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка». Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. Задача учителя – филолога – воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь.

В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изученный материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением ( на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильно письмо. Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается – запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке. Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придается большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности. Знания учащихся о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами. На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся ( на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения. В целом программа четвертого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе. Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Учебник русского языка под редакцией Т.А.Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний. Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объем материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»). Однако можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предлагая, что эти сведения уже известны учащимся (упр.2,3).

Основные положения адаптационного периода в основной школе применительно к предмету русского языка могут быть определены следующим образом:

а) на каждом уроке осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к ученику, опираясь на положения личностно-ориентированного обучения, т.е. на уроке русского языка учитывать темп письма каждого ученика, его возможности построить устное высказывание;

б) в период адаптации в 5 классе (1 полугодие) процесс оценивания достижений учащихся должен быть максимально приближен к системе оценивания в начальной школе;

в) продолжить и усовершенствовать методику работы с картой знаний, тетрадями учета ошибок, учета достижений, выполнения творческих заданий и т.п., по усмотрению учителей.

Практика показывает, что благополучно преодоленный адаптационный период способствует дальнейшему развитию функциональной грамотности учащегося, речевой культуры, читательских умений и навыков.

Проблемы преемственности современной школы можно решить путем создания непрерывного курса русского языка, разработанного в едином концептуальном ключе и способного обеспечит органичную связь всех звеньев от начала и до конца изучения предмета.

По мнению педагогов и методистов, решение проблемы успешно при определенных условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города, района.

Итак, для успешной реализации принципа перспективности и преемственности образовательного процесса следует:

  1. Создать в школе творческую образовательную среду, в которой формируется личность свободная, активная, самостоятельная, с высокой самооценкой.

  2. Согласовать изучение учебных дисциплин так, чтобы одна ступень школы готовила основу для последующих. Роль такой основы выполняет система понятий и познавательной деятельности.

  3. Обеспечить преемственность в формировании и интерпретации основных понятий к их усвоению.

  4. Обеспечить общие подходы к формированию у учащихся общих умений и навыков труда, преемственности в их развитии.

  5. Создать условия для раскрытия взаимосвязей и активного применения учащимися способов организации своей деятельности и учебно-познавательных умений при изучении смежных дисциплин на разных ступенях обучения.

  6. Разработать систему заданий и упражнений, требующих от учащихся самостоятельной организации собственной познавательной деятельности.

  7. Организация методической работы в школе по проблеме преемственности.

Подготовительная работа к обучению пятиклассников начинается заранее (примерно за год до встречи с ними).



Литература:

  1. Архипова ,Е.В. О реализации принципа преемственности в программах по русскому языку начальной и средней школы/Е.В.Архипова// Русский язык в школе. _1998._ №3.

  2. Гальперин, П.Я. Общий взгляд на учение о поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /П.Я. Гальперин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 1998. - № 2. - С.3 - 8.

  3. Дубинина, В.Л., Коломиец, Д.Л. Обеспечение преемственности в применении вариативного обучения /В.Л. Дубинина, Д.Л. Коломиец. - Йошкар-Ола: МГПИ им.Н.К. Крупской, 2007. – 104 с.

  4. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. – С.109-110.

  5. Пименова, С.И. Словарно-орфографическая работа в 6 классе / С.И. Пименова // Русский язык в школе. – 1993. - № 5. – С.22.

  6. Разумовская, М.М. Словарная работа в 5-7классах / М.М.Разумовская. – М., 1956. – С.3

  7. Санина, ЛД. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт / Л.Д.Санина // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - № 9. – С. 42 – 48.