СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению»

Лекция: Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению


План лекции:


1. Сущность проблемы преемственности в работе по природоведению

2. Преемственность в содержании работы дошкольного учреждения и начальной школы по природоведению.

3. Преемственность в формах и методах природоведческой работы.

4. Формы связи дошкольного учреждения и начальной школы.


Литература дополнительная:


  1. Алиева Б. М. Преемственность в формировании экологической культуры у детей 6—8 лет. М., 1993.

  2. Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования // Начальная школа. 2000. № 1. С. 7—12.

  3. Гриценко М. Е. Условия преемственности формирования ответственного отноше­ния к природе у дошкольников и младших школьников // Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Вологда, 1990. С. 118—125.

  4. Лысенко В. Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведе­нию. Мн., 1975.

  5. Преемственность в образовании: детский сад — школа. М., 1991.

  6. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. М., 1998.

  7. Сабурова Л. Н. Реализация преемственности и перспективных связей в процессе формирования учебных умений на материале природоведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. - Вологда, 1990. С. 108














Вопрос 1. Сущность проблемы преемственности в работе по природоведению


Диалектическое понимание преемственности исходит из того, что новое не уничтожает полностью старое, а сохраняет все лучшее, что в нем имелось. Преемственность дает возможность установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед. В естественнонаучной основе преемственности лежит учение И. П. Павлова о закономерностях ВНД человека, которым было установлено, что в коре головного мозга под влиянием многократно повторяющихся в определенном порядке раздражителей образуется относительно устойчивая система временных связей. Каждая вновь образуемая временная связь включается в сложившуюся ранее систему связей. Это положение обосновывает постоянное усложнение воздействий на детей в воспитательно-образовательном процессе и подтверждает объективную необходимость преемственности. В психолого-педагогических исследованиях (О. С. Богдановновой, Н. А. Ветлугиной, Н.Ф. Виноградовой, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. П. Усовой и др.) настойчиво отмечается необходимость учета в школе того уровня развития, который был достигнут ребенком в предшествующие годы под влиянием дошкольного образования.

Преемственность может создавать условия для реализации в педагогическом процессе дошкольного учреждения и начальной школы единой, динамической и перспективной системы образования, которая обеспечивает неуклонное поступательное формирование личности. Однако сегодня наблюдаются противоречия между теоретически обоснованной диалектической взаимосвязью и практической реализацией преемственности в жизни. Особенно остро проблема преемственности ощущаются в работе по экологическому образованию.



















Вопрос 2. Преемственность в содержании работы дошкольного учреждения и начальной школы по природоведению


Программа для дошкольных учреждений ориентирует педагога на полноценное развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуальности, а программа для начальных классов делает акцент, прежде всего, на формирование определенного объема знаний, умений и навыков. Детальный анализ программ для дошкольных учреждений и начальной школы показал, что:

- программный материал по разделу «Человек и природа» дублируется, в нем отсутствует динамика в более широком и глубоком познании природы. Так соответствующий раздел программы «Пралеска» для старшей возрастной группы включает в себя знания о предметах и явлениях живой и неживой природы, экологическом пространстве. С помощью этих знаний ребенок свободно ориентируется в среде: замечает связь живой и неживой природы, приспособление живых существ к условиям жизни, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Анализ программы для начальной школы показывает, что ее авторы практически не учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит как недооценка возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования.

- наблюдается занижение требований к знаниям и навыкам выпускников дошкольных учреждений. Преимущественно в первом классе не используются знания, накопленные детьми в дошкольном учреждении. Программный материал по разделу «Человек и природа» не усложняется, а наоборот снижается уровень требований к его изучению;

- программа 1 класса недостаточно ориентирует учителя на систематизацию знаний о природе, обобщению закономерностей природных явлений, с которыми дети познакомились в дошкольном учреждении. Если в дошкольном учреждении идет работа по систематизации знаний о природе по трем направлениям, (формирование системы знаний о совокупности растений и животных, занимающих территорию с характерным ландшафтом (лес, луг, водоем, поле и т.д.); классификация растений и животных по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой; формирование системы знаний о сезонных изменениях в природе), то в первом классе эта работа продолжается только по одному направлению – систематизация знаний о сезонных явлениях в природе.







Вопрос 3. Преемственность в формах и методах природоведческой работы


В дошкольных учреждениях основными формами ознакомления дошкольников с природой являются занятия, повседневные и целевые прогулки, экскурсии, праздники и развлечения. Особо место отводится специально организованным занятиям. Они проводятся с детьми старшего дошкольного возраста два раза в неделю на протяжении всего учебного года. В начальной школе предмету «Человек и мир» отводится только одно занятие в неделю. Если учесть, что программа по этому предмету включает три блока: «Человек и общество», «Человек и его здоровье», «Человек и природа», то на изучение последнего отводится только третья часть всех уроков отводимых на изучение данной дисциплины.

К сожалению, и экскурсионная форма работы, часто применяемая в дошкольных учреждениях и очень перспективная в деле воспитания экологической культуры младших школьников, в начальной школе используется крайне неэффективно. Как показывает наблюдение за работой педагогов начальных классов, учителя в процессе организации экскурсий на первый план выдвигают только образовательные задачи. И, кроме того, ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсии и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами, едва ли создает условия для осознанного познания окружающей природной среды.

Учитель начальных классов должен прийти к пониманию необходимости серьезных пересмотров педагогически организованных выходов детей в природное окружение. Важнейшей особенностью восприятия природы в естественных условиях (а не на картине) является ее целостный характер. Ведь живая природа одновременно воздействует на все органы чувств ребенка, он воспринимает зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и, возможно, вкусовые ощущения, которые, сливаясь воедино, создают в сознании целостный, взаимосвязанный образ природы.

Наиболее сложным оказывается установление преемственности в области методов работы по природоведению. В целях выявления методов, используемых в современной практике экологической работы с младшими школьниками, мы провели беседу с учителями начальных классов. Анализ результатов собеседования показал существенное преобладание словесных методов, таких как объяснение нового материала, разъяснение, вопросы. Эти методы широко используются в работе дошкольных учреждений. Но в работе со старшими дошкольниками можно шире использовать вопросы, требующие не просто воспроизведение информации, а умение обобщать, выделять главное, рассуждать, сравнивать, обосновывать, аргументировать свое мнение, решение. Однако такой вербальный метод как проведение бесед о природе является редким как на уроках в начальной школе, так и во внеурочное время. Именно участие в беседе дает ребенку возможность понять целесообразность выбора того или иного образца поведения в природе, мотивы своего или чужого поступка по отношению к объектам природы. Процесс формирования осознанного, гуманного отношения ребенка к окружающему достаточно сложен и проблематичен, поскольку он зависит не только от современных нравственных ценностей, содержания образования, но и от реального жизненного опыта. В этой связи остро ощущается противоречие между крайне ограниченным использованием в массовой практике начального образования методов, обеспечивающих ребенку позитивный опыт непосредственного взаимодействия с природой и преобладанием вербальных технологий. Принципиально новым методом в начальной школе является работа с учебной книгой под руководством учителя и самостоятельно. Этот метод дает ребенку возможность самостоятельного приобретения знаний. Однако он не в коей мере не должен исключать важность игр природоведческого и экологического содержания. В дошкольном учреждении широко используются и настольно-печатные, и словесные, и предметные, и подвижные, и с природными материалами игры, и игровые обучающие ситуации. В процессе беседы с учениками начальной школы дети не могли вспомнить ни одной игры, используемой учителем на уроке по природоведению. Также не находит в начальной школе своей преемственной связи такой метод познания природы, как труд в природе. Если в дошкольном учреждении дети приучались к уходу за комнатными растениями и животными уголка природы, участвовали в посеве семян и посадке растений на грядках, выращивали цветы на цветниках, то в начальной школе работа в данном направлении не только не усложняется, а даже и не используется.

Обобщив все ранее сказанное, можно предположить, что основная задача в осуществлении преемственности должна состоять не только в том, чтобы обеспечить взаимосвязь между отдельными методами и приемами, но и в необходимости нахождения диалектических связей между методическими системами работы по экологическому образованию. С нашей точки зрения, необходимо сосредоточить внимание на выявление, разработку и апробацию методик, предполагающих непосредственный контакт с обитателями природной среды. Эта идея не нова. Еще двести лет назад И.Г. Песталоцци в своей работе «Как Гертруда учит своих детей» писал: «Детям до пяти лет дают возможность полностью наслаждаться природой; любому впечатлению от природы позволяют на них действовать, дети ощущают силу природы, они успели уже насладиться ее непринужденностью и всеми ее прелестями… И после того как дети целых пять лет наслаждались блаженством чувственной жизни, заставляют вдруг исчезнуть всю окружающую их природу… как овец, сбивают их в кучу в вонючей комнате; целыми часами, днями, неделями, месяцами и годами неумолимо заставляют рассматривать жалкие, неинтересные и однообразные буквы и, словно цепью, приковывают детей к образу жизни, столь отличному от их прежних, что можно сойти с ума».



Вопрос 4. Формы связи дошкольного учреждения и начальной школы.


Одним из важных условий практической реализации преемственности в работе д/у и начальной школы является установление делового сотрудничества между педагогами старшей возрастной группы и учителями 1 класса.

Можно выделить две линии, по которым идет установление связи д/у и начальной школы:

- тесный контакт педагогических коллективов д/у и школы

- непосредственное общение дошкольников и первоклассников. Формы: экскурсии, участие в конкурсах знатоков, в концертах, развлечениях, в процессе труда в природе, выставок поделок из природного материала и т.д.

Педагоги д/у знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

Формы связи между педагогическими коллективами д\у и школы разнообразны:

- совместное обсуждение и изучение программ 1 класса и программы дошкольного образования в д/у, глубокое осмысление их преемственности

- ознакомление учителей с формами работы в старшей возрастной группы, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста. С этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в д/у (в начале, середине, конце учебного года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными их них, посещение педагогических совещаний, проводимых в д/у по итогам работы в старших группах.

- наблюдение педагогов д/у за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявили себя в новом коллективе, как усваивают программу 1 класса, какие встречаются трудности, посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся 1 классов.

В результате таких контактов педагогов д/у и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы д/у, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.