СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Преемственность в работе начальной школы и детского сада, как условие успешной адаптации детей к школьному образованию» (проект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход ребенка - дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в иное культурное пространство, в другую возврастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода - проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. 

Просмотр содержимого документа
««Преемственность в работе начальной школы и детского сада, как условие успешной адаптации детей к школьному образованию» (проект)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа № 37

«Преемственность в работе начальной школы и детского сада как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

(проект)



Автор проекта:

учитель начальных классов

Миннияхметова

Ирина Евгеньевна




г. Сургут

2015 г.

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи

  3. Ожидаемые результаты

  4. Этапы

  5. Направления проекта

  6. Содержание проекта:

- Механизмы реализации проекта

- участники проекта

- сроки проекта

7. Материально – техническое обеспечение

8. Кадровое обеспечение

9. Литература

10. Приложения































Пояснительная записка

Переход ребенка - дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи.

В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

Преемственность должна строиться:

- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;

- на единых целях воспитания и обучения детей;

- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.

Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) был разработан проект преемственности школы и детского сада.

Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных организаций основополагающая цель.


Цели и задачи проекта


Цель проекта: Построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Задачи:

1. Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

2. Совместное сотрудничество должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.

3. Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и образовательной организации, в соответствии ФГОС.

4. Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.

5.Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.


Ожидаемые результаты


1.Повышение уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению.

2. Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.

3. Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной к школе группы.

4. Тематическая подборка консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики, игр для развития познавательных процессов, коммуникативных игр.

Этапы реализации проекта



1. Подготовительный (август - сентябрь).

Подготовка педагогических работников и специалистов к реализации принципа преемственности двух ступеней образования.

2. Практический (октябрь - апрель).

Работа по внедрению в практику работы начальной школы и ДОО методик и технологий, обеспечивающих реализацию принципа преемственности в контексте адаптивного образования.

3. Обобщающий (май).

Обобщение и выводы, внесение изменений в ход и содержание работы образовательной организации по преемственности детский сад – начальная школа.


Направления проекта

Реализация проекта осуществляется по трём направлениям:

1. Взаимодействие специалистов школы и ДОО;

2. Взаимодействие с детьми;

3. Взаимодействие с родителями.


Содержание проекта


План работы по преемственности детский сад – начальная школа


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Содержание организационно-методической работы учителей школы воспитателей детского сада

1.

«Круглый стол» по теме: «Итоги адаптации учащихся 1-х классов к школьной жизни».

сентябрь октябрь

Заместитель директора по УВР, методист, учителя 1-ых классов, педагог - психолог, учитель логопед. (МБОУ НШ № 37)


2.

Практико-ориентированный семинар по теме «Преемственность 

дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС».

декабрь

Воспитатели, сотрудники ДОО


3.




Взаимопосещения воспитателями д/с уроков в 1-ых классах начальной школы и учителями  начальных классов занятий в детских садах.

в течение года

Руководители образовательной организации,

учителя начальных классов, воспитатели.

Содержание работы по ознакомлению детей со школой

1.

Экскурсии воспитанников дошкольной  группы в школу

апрель

Сотрудники МБОУ НШ № 37

2.

Организация предшкольной подготовки по программе «АБВГДЕЙКА»

октябрь-май

Учителя 4-ых классов

3.


Игра-путешествие «Шаг за шагом»


март

Учителя начальных классов, воспитатели, первоклассники и воспитанники подготовительных групп ДОО

Содержание работы по взаимодействию с родителями

1.

День открытых дверей

«В гости к нам мы приглашаем, познакомиться желаем!» 

апрель

Сотрудники МБОУ НШ № 37

2.

Родительский практикум «Как правильно подготовить ребёнка к школе».

ноябрь

Учителя начальных классов

3.

Родительская школа «Роль семьи в подготовке ребенка к школе».

май

Учителя начальных классов и специалисты МБОУ НШ № 37



Участники проекта


  • Педагоги МБОУ НШ № 37;

  • Педагоги и специалисты ДОО: «Снегурочка» № 40, «Лель» № 61, «Мальвина» №

81, Крепыш № 89, МБОУ НШ № 37;

  • Родители подготовительных групп;

  • Учащиеся МБОУ НШ № 37;

  • Воспитанники подготовительных групп;

  • Узкие специалисты начальной школы и ДОО (педагог-психолог и учитель логопед).



Срок реализации проекта

1 год.


Состояние материально – технической базы


Залы, кабинеты, мебель, оборудование, техника

количество

состояние

1

Спортивный зал

1

+

2

Актовый зал

1

+

3

Кабинеты:



3.1

Учебный кабинет

5

+

3.2

Библиотека

1

+

4

Технические средства:



4.1

Классная доска с креплениями для таблиц.

1

+

4.2

Магнитная доска.

1

+

4.3

Персональный компьютер с принтером

1

+

4.4

Интерактивная доска

1

+

4.5

Аудиомагнитофон.

1

+

4.6

СD/DVD-проигрыватель.

1

+

4.7

Проектор для демонстрации слайдов

1

+

4.8

Мультимедийный проектор.

1

+

4.9

Фотокамера цифровая

1

+

5

Экранно-звуковые пособия:



5.1

Аудиозаписи


+

5.2

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы


+

6

Печатные пособия в соответствии с тематикой.


+

7

Мебель


+



Кадровый состав


должность

количество ставок

количественный состав

Педагогический состав ОО № 37

1

Заместитель директора по УВР

1

1

2

Заместитель директора по ВВВР

1

1

4

Методист

1

1

7

Учителя 1, 4-х классов

10

10

9

Педагог-психолог

1

1

10

Учитель-логопед

1

1

Педагогический состав ДОО

1

Воспитатели подготовительных групп

10

10

2

Педагог-психолог ДОО «Мальвина» №81

1

1

3

Учитель логопед ДОО «Мальвина» № 81

1

1



Литература

1. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». Избр. пед. соч.: В 3-х Т. — М.: Педагогика, 1979. — 267с.
2. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. «Программа воспитания и обучения в детском саду — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.

3. Ежова Н. В. «Методическая копилка для педагогов ДОУ».- Ростов на Дону: Феникс, 2009г.

4. Статья Е. Кудрявцевой. «Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур»

5. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 304с.

6. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru.

7. М. А. Марченко. «Преемственность в работе ДОУ и школы».

8. Справочник старшего воспитателя №2 «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием», 2008г.












Приложение 1


Мотивы детей











































Приложение 2



Модель взаимодействия в системе отношений

«Педагоги – дети - родители»