Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа № 37
«Преемственность в работе начальной школы и детского сада как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»
(проект)
Автор проекта:
учитель начальных классов
Миннияхметова
Ирина Евгеньевна
г. Сургут
2015 г.
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Этапы
Направления проекта
Содержание проекта:
- Механизмы реализации проекта
- участники проекта
- сроки проекта
7. Материально – техническое обеспечение
8. Кадровое обеспечение
9. Литература
10. Приложения
Пояснительная записка
Переход ребенка - дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.
Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.
Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи.
В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.
Преемственность должна строиться:
- на учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
- на единых целях воспитания и обучения детей;
- на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) был разработан проект преемственности школы и детского сада.
Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.
Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных организаций основополагающая цель.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.
Задачи:
1. Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
2. Совместное сотрудничество должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.
3. Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и образовательной организации, в соответствии ФГОС.
4. Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.
5.Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.
Ожидаемые результаты
1.Повышение уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению.
2. Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
3. Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной к школе группы.
4. Тематическая подборка консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики, игр для развития познавательных процессов, коммуникативных игр.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (август - сентябрь).
Подготовка педагогических работников и специалистов к реализации принципа преемственности двух ступеней образования.
2. Практический (октябрь - апрель).
Работа по внедрению в практику работы начальной школы и ДОО методик и технологий, обеспечивающих реализацию принципа преемственности в контексте адаптивного образования.
3. Обобщающий (май).
Обобщение и выводы, внесение изменений в ход и содержание работы образовательной организации по преемственности детский сад – начальная школа.
Направления проекта
Реализация проекта осуществляется по трём направлениям:
1. Взаимодействие специалистов школы и ДОО;
2. Взаимодействие с детьми;
3. Взаимодействие с родителями.
Содержание проекта
План работы по преемственности детский сад – начальная школа
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Содержание организационно-методической работы учителей школы воспитателей детского сада |
1. | «Круглый стол» по теме: «Итоги адаптации учащихся 1-х классов к школьной жизни». | сентябрь октябрь | Заместитель директора по УВР, методист, учителя 1-ых классов, педагог - психолог, учитель логопед. (МБОУ НШ № 37) |
2. | Практико-ориентированный семинар по теме «Преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС». | декабрь | Воспитатели, сотрудники ДОО |
3. | Взаимопосещения воспитателями д/с уроков в 1-ых классах начальной школы и учителями начальных классов занятий в детских садах. | в течение года | Руководители образовательной организации, учителя начальных классов, воспитатели. |
Содержание работы по ознакомлению детей со школой |
1. | Экскурсии воспитанников дошкольной группы в школу | апрель | Сотрудники МБОУ НШ № 37 |
2. | Организация предшкольной подготовки по программе «АБВГДЕЙКА» | октябрь-май | Учителя 4-ых классов |
3. | Игра-путешествие «Шаг за шагом» | март | Учителя начальных классов, воспитатели, первоклассники и воспитанники подготовительных групп ДОО |
Содержание работы по взаимодействию с родителями |
1. | День открытых дверей «В гости к нам мы приглашаем, познакомиться желаем!» | апрель | Сотрудники МБОУ НШ № 37 |
2. | Родительский практикум «Как правильно подготовить ребёнка к школе». | ноябрь | Учителя начальных классов |
3. | Родительская школа «Роль семьи в подготовке ребенка к школе». | май | Учителя начальных классов и специалисты МБОУ НШ № 37 |
Участники проекта
Педагоги МБОУ НШ № 37;
Педагоги и специалисты ДОО: «Снегурочка» № 40, «Лель» № 61, «Мальвина» №
81, Крепыш № 89, МБОУ НШ № 37;
Родители подготовительных групп;
Учащиеся МБОУ НШ № 37;
Воспитанники подготовительных групп;
Узкие специалисты начальной школы и ДОО (педагог-психолог и учитель логопед).
Срок реализации проекта
1 год.
Состояние материально – технической базы
№ | Залы, кабинеты, мебель, оборудование, техника | количество | состояние |
1 | Спортивный зал | 1 | + |
2 | Актовый зал | 1 | + |
3 | Кабинеты: | | |
3.1 | Учебный кабинет | 5 | + |
3.2 | Библиотека | 1 | + |
4 | Технические средства: | | |
4.1 | Классная доска с креплениями для таблиц. | 1 | + |
4.2 | Магнитная доска. | 1 | + |
4.3 | Персональный компьютер с принтером | 1 | + |
4.4 | Интерактивная доска | 1 | + |
4.5 | Аудиомагнитофон. | 1 | + |
4.6 | СD/DVD-проигрыватель. | 1 | + |
4.7 | Проектор для демонстрации слайдов | 1 | + |
4.8 | Мультимедийный проектор. | 1 | + |
4.9 | Фотокамера цифровая | 1 | + |
5 | Экранно-звуковые пособия: | | |
5.1 | Аудиозаписи | | + |
5.2 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | | + |
6 | Печатные пособия в соответствии с тематикой. | | + |
7 | Мебель | | + |
Кадровый состав
№ | должность | количество ставок | количественный состав |
Педагогический состав ОО № 37 |
1 | Заместитель директора по УВР | 1 | 1 |
2 | Заместитель директора по ВВВР | 1 | 1 |
4 | Методист | 1 | 1 |
7 | Учителя 1, 4-х классов | 10 | 10 |
9 | Педагог-психолог | 1 | 1 |
10 | Учитель-логопед | 1 | 1 |
Педагогический состав ДОО |
1 | Воспитатели подготовительных групп | 10 | 10 |
2 | Педагог-психолог ДОО «Мальвина» №81 | 1 | 1 |
3 | Учитель логопед ДОО «Мальвина» № 81 | 1 | 1 |
Литература
1. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям». Избр. пед. соч.: В 3-х Т. — М.: Педагогика, 1979. — 267с.
2. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. «Программа воспитания и обучения в детском саду — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
3. Ежова Н. В. «Методическая копилка для педагогов ДОУ».- Ростов на Дону: Феникс, 2009г.
4. Статья Е. Кудрявцевой. «Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур»
5. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 304с.
6. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru.
7. М. А. Марченко. «Преемственность в работе ДОУ и школы».
8. Справочник старшего воспитателя №2 «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием», 2008г.
Приложение 1
Мотивы детей
Приложение 2
Модель взаимодействия в системе отношений
«Педагоги – дети - родители»