СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прект летопись добрых дел

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект летопиь добрых делдля учеников6-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Прект летопись добрых дел»



Проект

Сохраним берег реки Ворона чистым




Авторы:





Руководитель проекта:






с.Корсаевка

Белинского района Пензенской области










Хоренков Максим 9 класс

Гаврилин Владимир 9 класс.








Учитель географии

Фрей Наталия Геннадьевна



Содержание:

Введение…………………………………………………………стр 3

I Этап работы над проектом………………………………… стр 5

II Этап работы над проектом…………………………………..стр 6

III Этап работы над проектом………………………………….стр 11

IV Этап работы над проектом…………………………………стр 12

V Заключение……………………………………………………стр 15

VI Приложение…………………………………………………..стр18






























Введение.


Обоснование работы:

1.Наблюдение за загрязнёнными паводковыми водами, стекающими в реку

Ворона.

2.Бесконтрольный вывоз мусора на деревенскую свалку.


Цель:

Целью проекта является предохранение реки Ворона от загрязнения паводковыми водами, стекающими с деревенской свалки.


Задачи: 1.Изучить состояние свалки и соблюдение жителями и администрацией села правил и законов по организации свалки. 2.Изучение состояния паводковых вод стекающих в реку. 3.Донести результаты работы до жителей и администрации села через средства печати, конференции, уроки.

4.Повысить экологическую культуру местного населения по отношению к природным богатствам.

5.Поставить вопрос о наведении порядка на деревенской свалке и добиться его решения.


Актуальность проекта

В последнее время серьезными экологическими проблемами стали загрязнение планеты, ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Настоящей работой мы бы хотели обратить внимание на такую проблему, как экологическое состояние берегов водоёмов и природных территорий нашего села, а также развитие экологической культуры населения.


Важным компонентом природы является вода, она играет чрезвычайную роль в жизни человека, животного и растительного мира. Особо ценна для человека пресная вода рек. Наши предки поселились на берегу реки Ворона, потому что понимали , там, где вода, там и жизнь. Вода использовалась для полива полей и огородов, для пропитания селян. Сейчас это территория отдыха и зимой, и летом. Всего этого мы можем лишиться, если не пересмотрим своего отношения к нашей реке.

Раньше мы рассуждали так – живём в сельской местности: здесь нет никакой промышленности, железных дорог, автомагистралей кишащих автомобильным транспортом, а значит с экологией в нашем селе и на близ лежащей территории всё в порядке. Но существуют и другие факторы, которые также негативно влияют на природу, как и всё сказанное нами выше – это сам человек. Его воспитание, в частности пренебрежение организацией жизнедеятельности общности, к которой он принадлежит. Чтобы убедиться в этом мы провели работу над долгосрочным проектом: «Благополучие экологического состояния места проживания». Нас очень заинтересовала перспектива самостоятельной работы над проектом. Мы выбрали два предмета для исследования: свалку бытовых отходов, которая находится на удалении 350-400 метров от села и реку Ворона, которая является памятником природы областного значения, местом отдыха местных жителей и гостей приезжающих из прилегающих районов и других областей.

Мы проследили весь цикл губительной деятельности человека по отношению к природе в течение года, тем самым выявили влияние человека на экологическое благополучие места нашего проживания.

Постановление одиннадц

Место реализации проекта: Берег реки Ворона у села Корсаевка , Белинского района, Пензенской области

Сроки работы над проектом:

1.Зима 2017г. (состояние свалки на момент начала работы над проектом).

2.Весна 2017г (состояние свалки на момент таяния снега и путь паводковых вод).

3.Лето 2017г. ( обследование береговой зоны реки Ворона.)

4.Осень 2017г. (обследование береговой зоны на предмет загрязнения )

5.Заключительная часть (вывод).

Описание методов исследования проблемы , методик сбора и анализа информации :

Изучение степени загрязнения берегов реки Ворона проводилось методом наблюдения. При сборе и анализе информации использовалась методика интервьюирования и обобщения.


Основная часть .

I.Этап работы над проектом.

Двадцать первого февраля мы приступили к освоению проекта. Вооружившись фотоаппаратом, мы направились прямиком на сельскую свалку бытовых отходов, чтобы документально зафиксировать состояние и границы её территории на данное число. До этого дня мы имели слабое представление об этом месте. Считали, что это специальное место для хранения мусора и отходов имеет свои определённые границы, нарушать которые нельзя ни при каких обстоятельствах. Так мы думали до того момента, пока на нашем пути не стали попадаться кучи мусора. Мусор валили не довозя до места, слева и справа простиралась кучи отходов как давно привезённых и уже засыпанных снежной метелью, так и совсем недавно выделяющихся своей чернотой на снегу. Увидев картину человеческой бесхозяйственности, мы ощутили чувство сильной обиды. Ведь отчасти это то, что старшее поколение оставляет после себя нам, под лозунгом «Всё лучшее - детям»! (Приложение 1)

С помощью фотосъёмки мы засвидетельствовали состояние свалки.

На следующий день обсудили свой поход и составили письменное описание посещения предмета исследования, сделали определённые выводы.

II.Этап работы над проектом.

К выполнению второго этапа работы над проектом мы приступили во время весеннего таяния снега, когда чётко прослеживался путь ручьёв, образованных вешними водами. Мы составили план работы второго этапа.

Было решено:

- Привлечь к работе над проектом Мешкова Кирилла, учащегося 9 класса нашей школы.

- Отснять сюжет на тему: «Деятельность человека, влияющая на загрязнения водоёмов».

Пятого апреля мы собрались возле школы для того, чтобы совершить весеннюю экскурсию на сельскую свалку и отснять материал для сюжета, который ляжет в основу проекта.

Дорога за селом отрезком метров 300 – 400 была труднопреодолима, причиной служила весенняя распутица. Местами по дороге встречались небольшие кучи навоза и мусора, видимо кто-то из жителей села не смог преодолеть весь путь целиком, и выгрузил его здесь на обочину дороги.

Считаем, что такие поступки нельзя оправдывать весенней распутицей. прекрасно осознавали последствия совершенного ими действия.

Подойдя к свалке, мы были просто шокированы – широкие ручьи омывали практически всю свалку. Кучи мусора выглядели маленькими островками в море воды, которая сливаясь в широком потоке, несла свои грязные воды в реку Ворона. Мы приступили к выполнению той работы, ради которой сюда пришли.

Отсняв материал на сельской свалке, мы двинулись по пути следования широкого ручья, чтобы отследить весь путь водного потока.

Только сейчас, увидев картину наполнения реки грязными сточными водами, мы в полной мере осознали взаимосвязь «свалка – река». Во время просмотра отснятого материала прекрасно видно движение талых вод между мусорных куч. Особо впечатляет финальная сцена впадения двух гигантских потоков в реку, которая славится красотой не только в пределах нашей области, но и во многих других областях России. (Приложение 2)

После просмотра фотоматериала местными жителями, по их комментариям к увиденному, и искреннему удивлению, можно сделать вывод, что большинство жителей села даже и не подозревают, какие воды питают реку весной.


Мы провели социологический опрос населения.

Вопрос : Нужно ли сохранять водные экосистемы и вести благоустройсво побережий реки? Опрошено 50 человек.

Из 50 опрошенных человек -95% , -5%








Вопрос: Окажете ли вы посильную помощь в очистке берегов реки от мусора?

Из 50 опрошенных человек: «да»-98%, «затрудняюсь ответить» -2%

.



Ввиду частого упоминания названия реки считаем необходимым дать более подробную информацию о реке Ворона , чтобы окончательно дать понять, что она из себя представляет и почему для нас имеет такое огромное значение. Воро́на — река в Пензенской, Тамбовской и Воронежской областях, правый приток реки Хопёр (бассейн Дона). Длина — 454 км, площадь бассейна — 13 200 км². Исток на Керенско-Чембарской возвышенности. Правый берег высокий, левый — низкий. В долине реки лиственные леса, много озёр. Питание реки снеговое. Средний годовой расход в устье 41,5 м³/сек. Ледостав с начала декабря по начало апреля. В верхнем течении принимает левый приток Чембар.

Анализ воды реки Ворона проведён химической лабораторией СЭС.

Качество воды соответствует 3 классу ( умеренно-загрязненный).

Состав воды: ИЗВ - 1,15. Среднегодовая концентрация: нефтепродукты - - 1,1 ПДК 0,05 мг\дм.куб., фосфор фосфаты - 1,1 ПДК -0,22 мг\дм.куб., БПК - - 1,25 ПДК - 2,5 мг\дм.куб. Увеличились по железу общему с 1,8 до 2,1 ПДК - или с 0,18 до 0,21 мг\дм.куб. По классификации природных вод по жест- - кости данная вода относится к мягким водам (содержание ионов Mg+Ca ме- - нее 1,5мг экв/л) . (Данные взяты из Википедии.)

Одно из главных природных богатств Пензенской и Тамбовской области составляют водно-рекреационные зоны расположенные в долине реки Вороны на востоке и юго-востоке области. Река Ворона общепризнанна в качестве одной из наиболее экологически чистых водных артерий европейской части России. Ежегодно множество самоорганизованных отдыхающих и туристов приезжают на Ворону, чтобы провести незабываемый активный отдых в лоне природы средней полосы России.

С лёгкой руки тамбовского поэта Илешина за Вороной утвердилось название Реки золотых зорь. Многоликая и прекрасная – так можно охарактеризовать самую протяжённую и полноводную реку Ворону. Река берет свой исток в Пензенской области, вбирает в себя множество ручейков речушек и, наконец, многоводная и мощная, впадает в реку Хопёр в Воронежской области.

О богатстве и уникальности природного мира поймы реки Ворона свидетельствуют множество разнообразных ландшафтов, населённых самыми редкими в нашей местности видами птиц и животных. В средней части реки организован единственный в регионе государственный природный заповедник.

Одним из наиболее популярных видов отдыха на реке Ворона является водный сплав. При плавании по Вороне требуется соблюдать тишину и относиться к природе особенно бережно. ( Приложение3)
Общая протяженность маршрута от поселка Поима до города Борисоглебска 380 км, продолжительность 20 дней. На левом берегу Вороны, у моста, широкая площадка для сборки лодок, проверки и упаковки оборудования.. До села Корсаевки река течет ближе к левому склону долины среди обширных заливных лугов, на склонах 30-летние посадки сосны. . Близкое расположение реки к населённым пунктам способствует массовому притоку отдыхающих на берега реки в выходные и праздничные дни. Помимо природных богатств путешественников привлекает сюда интересная и своеобразная история края. До революции вдоль красавицы - Вороны располагалось множество дворянских усадебных поместий


Птицы.

Ряд редких видов птиц гнездятся на водоемах - тростниковая ин- дийская камышевка, белощекая крачка, серощекая и черношейная поганки, лебедь - шипун (оз. Рамза, оз. Кипец). На пролете встречается скопа, на зимовке отмечена оляпка. (Большая советская энциклопедия под ред.А.М.Прохорова)

Рыбы.

В настоящий момент в реке установлено обитание 29 видов рыб. Среди выявленных, встречаются редкие, охраняемые виды: миноги - представители одной из примитивных групп в типе хордовых, Подуст волжский. . Рыба средних размеров, достигает длины 35 см и массы 400 г. В настоящее время очень редок. Рыбец- обычные размеры 24 -0 26 см, масса 250 - 350 г. Держится в придонном слое воды и питаются ракообразными, моллюсками. (Пензенская энциклопедия / гл.ред.К.Д.Вишневский)




.



III . Этап работы над проектом.

К реализации третьего этапа проекта мы приступили десятого июня. В этот день мы провели обследование береговой зоны целью, которого было дать оценку загрязнения берега различными бытовыми отходами. Это необходимо для сравнения чистоты берега со временем начала курортного сезона и его завершением. Обследуемый участок береговой линии составил в длину около километра, на котором было обнаружено пятнадцать пластиковых бутылок различной ёмкости и двадцать семь полиэтиленовых пакетов, часть присыпанных песком, часть, возможно задуло ветром. В целом, обстановку оценили хорошо. Считаем, что следствием благополучной обстановки является инициатива Корсаевской школы, которая ежегодно проводит акцию под названием «Чистый берег», и заключается в уборке территории от мусора, который оставляют после себя нерадивые отдыхающие.

Во время летнего сезона было зафиксировано такое нарушение, как игнорирование пятидесяти метровой охранной зоны реки. Автомобили подъезжали к самому берегу, что запрещено законом, отдыхающие разводили костры, пренебрегая всеми мерами безопасности и не всегда их тушили, уезжая. Мусор бросали здесь же. Особенно совестливые – мусор относили подальше, складывали в ямы либо в промоины, образованные весенними ручьями.

Полностью вину за загрязнение берега перекладывать на плечи отдыхающих будет несправедливо, так как нет специальных ёмкостей для мусора, Также одним из действенных методов является инструктаж отдыхающих. Это основная причина большого количества мусора и бытовых отходов, наблюдаемых на берегу реки в конце лета. Выбросить его просто некуда.


IV.Этап работы над проектом.


Осень, начало нового учебного года. Летний сезон давно позади. . Начался четвёртый этап проекта - обследование береговой зоны на момент ежегодной акции «Чистый берег», Организатором которой является наша школа и проводится при поддержке сельской администрации.

Администрация сельского совета оказывает поддержку в виде денежных средств, на которые приобретаются резиновые перчатки и мусорные мешки, предоставляет транспорт для погрузки и вывоза мусора.

Акция «Чистый берег» состоялась 9 сентября. В ней приняли участие учащиеся с седьмого по девятый классы под руководством классных руководителей. Было решено разделиться на две группы, после того, как классные руководители раздали резиновые перчатки и мешки под мусор,

двинулись в противоположном направлении, с намерением встретиться, идя, на встречу друг к другу.

В течение трёх часов учащиеся школы убирали территорию берега. Рейс совершил трактор по вывозу мусора и бытовых отходов. Массовое загрязнение мусором составляла береговая полоса. С неё было загружено и вывезено много мусора. Основную массу мусора составили стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, различные консервные банки но это не беда – убрали, вот только берег остался изрыт ямами, которые с каждым годом количественно увеличиваются, и зарастая травой, увеличивают опасность травматизма. (Приложение 4)

После окончания работы по очистке берега, классные руководители выразили благодарность водителю, а также поблагодарили учащихся школы за проявленную ответственность и качественную работу.

Было высказано множество мнений на тему безответственности в адрес местного населения и приезжих отдыхающих. В пылу неожиданно возникшей дискуссии, прозвучало предложение провести в школе конференцию, с присутствием учителей и учащихся школы, жителей села, а так же пригласить главу администрации Козловского сельского совета для разъяснения позиции руководства муниципального образования, и спросить существуют ли планы по поддержанию порядка и облагораживания участка берега, принадлежащего нашему муниципальному образованию.

Предложение о конференции оказалось удачным и прекрасно вписывалось в концепцию нашего проекта.

Конференция состоялась шестого октября, на неё были приглашены учителя школы, учащиеся, жители и в качестве лица имеющего реальную власть - глава администрации сельского совета С.В.Балашов.

Ребятами заранее были продуманы и подготовлены вопросы касающиеся:

  • состояния мусорной свалки и введение её в чёткие границы.

  • экологического состояния реки

Ворона

  • возможность установки на летний период специальных ёмкостей для мусора и регулярный вывоз его к месту его хранения (свалка).

  • разработка правил поведения при нахождении на территории памятника природы

  • перспектива мер административного воздействия к нарушителям порядка.

И другие вопросы, касающиеся экологии села в целом.

В самом начале конференции был представлены фотоснимки, на которых было показано, как паводковые воды омывают свалку.

Учащиеся задавали вопросы, вели серьёзный диалог с представителем местной власти, указывали на недостатки в организации порядка во время курортного сезона. А также на безынициативность, а порой обычное равнодушие, которое наносит непоправимый ущерб экологии месту нашего проживания. Масштаб загрязнения берега реки мусором мы продемонстрировали во время школьной акции

В диалоге могли участвовать все участники конференции, чем активно пользовались учащиеся.

Так поделились своими впечатлениями о походе на природу учащиеся седьмого класса. Вместо того, чтобы прийти на берег и организовать культурный отдых – им пришлось для начала этот берег убрать от мусора, оставленного отдыхающими.

В ответ на свои прямые вопросы ребятам хотелось получить столь же прямые и полные ответы. Отвечать на вопросы приходилось и самим учащимся. Высказывать свою точку зрения тем или иным проблемам, искать сообща пути выхода из сложившейся ситуации вокруг сельской свалки бытовых отходов и загрязнения берега реки.

В своём выступлении перед аудиторией глава администрации С.В.Балашов обещал исправить ситуацию в положительную сторону, а именно: заложить в бюджет на новый год дополнительную статью расходов на обслуживание сельской свалки, Выступление главы сельской администрации было встречено с одобрением учащимися школы, ведь река - это природное богатство, которое остаётся в пользование не только нам, но и нашим потомкам, которые через много лет будут оценивать наши поступки и очень не хотелось бы, что бы эти оценки были отрицательными.

V.Заключение.

*В ходе проекта было выявлено, что место под сельскую свалку для мусора и бытовых отходов изначально было выбрано неправильно, так как находится на пути движения паводковых вод, что приводит к полному подтоплению свалки и наносит вред экологическому состоянию реки.

*Низкий уровень культурного самосознания населения, живущего выгодой, пренебрегающего общепринятыми моральными ценностями. Не осознающих, и не пытающихся осознать свою роль в мире природы.

Результат проекта.

Результаты по итогам реализации проекта:

- Обучили правилам, сбора бытового мусора детей школьного и дошкольного возраста и очистили береговую территорию реки от мусора. - Привлекли к добровольческой деятельности в рамках проекта около 20 родителей .
- Проинформировали о состоянии экологии реки и об экологически ответственном поведении 60% населения села. .
-Очистилии зону отдыха на берегу реки Ворона .
- Призвали соблюдать нормы экологического и культурного воспитания и бережного отношения к природе родного края.
- В сельском Доме Культуры учащиеся школы прочли лекцию на тему бережного отношения к природе, к её здоровому экологическому состоянию.

 Практическая значимость проекта

Практическая значимость нашего проекта огромна. Благоустроенная береговая территория стала самым популярным местом в летнее время для ребятни. Сюда приходят отдыхать и купаться в жаркие летние дни со всего села. Учащиеся и взрослые жители села стали более бережно относиться к водоему и меньше захламлять берега.



Перспективы развития проекта

Реально осуществив проект, мы увидели положительные сдвиги в проблеме бережного отношения к нашей реке Ворона. Ребятами школы было решено продолжить осуществлять данный проект два раза в год по очистке берега реки : весной и осенью, поставить емкости для сбора мусора. В будущем планируется задействовать большее количество участников.

Мы живём на удивительной планете, единственной планете – матери, рождающей жизнь. И как любящие дети - мы обязаны относиться к ней с любовью, заботиться и всячески её беречь







Список использованной литературы:

  • Ворона (река, правый приток Хопра) // Большаясоветскаяэнциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А.М.Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

  • Ворона // Словарь современных географических названий / Рус.геогр.о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В.М.Котлякова. ИнститутгеографииРАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006

  • Пензенская энциклопедия/ гл.ред. К.Д.Вишневский г.Пенза

























Приложение


По ходу нашего продвижения повсюду попадались кучи мусора, засыпанные метелью

Приложение 1





Весной ручьи омывали свалку. сливались и несли широким потоком мусор в реку Ворона.

Приложение 2

Приложение 3






Члены клуба совершают сплав по реке Ворона


(Фотографии из архива музея с.Поим)









Приложение 3. Сплав по реке



Приложение 4

В течение трех часов учащиеся школы убирали территорию берега


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!