СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пректно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная  работа " Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций "

Просмотр содержимого документа
«Пректно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций»



















Тема эксперимента :Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций.















Автор: Бадма-Церенова Марина Александровна

учитель начальных классов

МБОУ « Саранпаульская средняя общеобразовательная школа » села Саранпауль , Березовский район, ХМАО-Югра













СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.Понятие «ключевые компетенции» в педагогическом процессе

6

2.Проектная деятельность в образовательном процессе

8

2.1.К истории вопроса

8

2.2. Сущность понятия «учебный проект» и «метод учебного проекта», «проектная деятельность»

10

2.3. Проектная деятельность младших школьников как вид

учебной деятельности

12

2.4. Типы и тематика учебных проектов

15

2.5. Условия организации проектной деятельности в начальной школе

20

2.6. Этапы осуществления проектной деятельности

младшими школьниками.

25

3. Система работы учителя по организации проектной деятельности в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

31

3.1.Описание поэтапного внедрения проектной работы в 1,2,3,4 классе

31



Заключение

44





ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития системы образования в России в соответствии с ФГОС НОО характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились . Во-первых, резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. В дошкольном возрасте происходит вымещение коммуникативно-игрового общения и сюжетно-ролевой игры учебными занятиями, направленными преимущественно на умственное развитие ребенка. Локальность деятельности детских общественных организаций лишает детей возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями . В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности.

Одним из вариантов решения перечисленных проблем может стать обращение к проектной деятельности как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь эта деятельность не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность проектной деятельности заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Актуальность проектной деятельности связана и с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Из разнообразия инновационных направлений метод проектов выбран мною по следующим причинам:

-метод проектов позволяет подготовить учащихся, владеющих ключевыми компетенциями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру ( в соответствии с требованиями ФГОС);

– это пространство для самореализации ее участников, для применения и проверки накопленного опыта;

-метод проектов позволяет вовлекать обучающихся в творческую деятельность;

-работа над проектом пробуждает к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности

-является фактором общения, выводит обучающихся на подлинное сотрудничество

-снимает интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением

Цель работы: формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятий «ключевые компетенции», «метода проектов»;

2.Продумать систему работы учащихся по организации проектной деятельности;

3.Создать условия для успешного выполнения проектов в начальной школе;

4.Проанализировать влияние проектного метода на изменение уровня сформированности ключевых компетенций младших школьников.





  1. Понятие «ключевые компетенции» в педагогическом процессе

Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества результатов.

Образовательное учреждение должно “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Ключевые компетенции являются ведущими компонентами учебной деятельности.

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.

Составляющими элементами понятия "компетенция" являются:

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;

  • навыки - это владение средствами и методами;

  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;

  • стереотипы поведения - видимые формы действий;

  • усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Термин «ключевые компетенции», указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Согласно А.В. Хуторскому ключевые компетенции относятся к общему метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

К ключевым компетенциям ученый относит: 

ценностно-смысловые компетенции - связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения; 

общекультурные компетенции, т.е. духовно-нравственные основы жизни человека;

учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.  

информационные компетенции – владение современными средствами информации; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;

коммуникативные компетенции – умение жить и работать в коллективе, взаимодействовать с окружающими, принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию, нести ответственность за принятое решение, умение уходить от конфликтов, понимание социальных ролей (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель), уметь презентовать себя, итоги своей работы, умение задать вопрос, вести дискуссию;

компетенции личностного самосовершенствования  - направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки (умение оценивать свою работу, свои достижения. Здесь очень важен пример, который видит перед собой ребенок: на доступном пониманию младшим школьником тех или иных целей, формировать такие ценности, которые требуют развития на протяжении всей жизни, а именно осознание того, что человек должен учиться постоянно, чтобы самосовершенствоваться).

Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Реализация проектной деятельности является одним из главных средств формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС.

2.Проектная деятельность в образовательном процессе

2.1.К истории вопроса

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П. П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П. П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый- педагог С. Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, С. Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности . Под руководством русского педагога в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать метод проектов в практике преподавания. Однако так как первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века, то многие из них получили политическую окраску («Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!», «Уничтожим кулачество как класс»).

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу. В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана (система индивидуализированного обучения (автор Паркхерст) и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. Но в 1931году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден . Однако «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» . Но полноценно метод проектов в практике советской школы не применялся. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями».

На сегодняшний день метод проектов широко используется и в школах Российской Федерации на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся начальных классов.

2.2. Сущность понятия «проект», «метод учебного проекта», «учебный проект» и «проектная деятельность»

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»;».

По мнению Полат Е.С "Проект"-это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Кандидат педагогических наук А.В. Горячев рассматривает проект как

«специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый

детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ».

Метод учебного проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. По мнению доктора педагогических наук, профессора Е.С.Полат «Метод проектов как технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути».

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их в определенной ситуации. Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

В современной педагогике метод проектов рассматривается как совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе призвана развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка младшего школьного возраста, содействовать развитию творческой исследовательской активности учащихся, формировать у них представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни, стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам; поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; развивать организационно-коммуникационные навыки; развивать познавательные способности и творческое воображение.

2.3. Проектная деятельность младших школьников как вид учебной деятельности

Проектная деятельность учащихся начальных классов протекает внутри образовательного процесса, что накладывает на нее значительный отпечаток, сообщает ей своеобразно качественные особенности: служит для формирования разных сторон развития личности ребёнка; конечным продуктом является либо готовое изделие, либо определённый объём знаний, умений; в качестве средства обучения позволяет управлять как содержанием проекта, так и уровнем его сложности и трудности для ученика, здесь на первое место выходят учебно-познавательные мотивы.

Эти особенности проектной деятельности младших школьников как деятельности, протекающей внутри учебного процесса, заставляют нас обратиться к анализу, с одной стороны, как самостоятельной учебной деятельности и, с другой стороны, как структурной единицы процесса обучения.

Проектная деятельность в качестве одного из видов учебной деятельности также обладает всеми её признаками. Внутри такой деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают ее содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.

Проводя анализ проектной деятельности младших школьников, можно заметить, что в отличие от других видов учебной деятельности, компоненты проектной деятельности (учебные ситуации, учебные действия, учебный контроль, оценка) учащихся начальной школы формируются целенаправленно в процессе выполнения заданий-проектов. Вследствие этого, учитель, используя информационные технологии, имеет возможность тщательно контролировать формирование каждого из компонентов структуры учебной деятельности.

Анализ проектной деятельности как вида учебной деятельности показывает, что на первом этапе её, когда вырабатывается стратегия создания проекта, информационная подготовка к его выполнению, формирование общего смысла, происходит одновременно и усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, аналогичное усвоению учебных ситуаций (задач) в психологической структуре учебной деятельности. На втором этапе реализации проектной деятельности происходит выработка решения, создание композиции: превращение общего замысла в упорядоченную совокупность проектно-конструкторских действий, что соответствует выполнению учебных действий в составе учебной деятельности. Кроме того, учебные действия реализуются и на других этапах проектной деятельности, там, где осуществляются действия с моделью будущего проекта. Учебный контроль позволяет проводить корректировку деятельности. Функции учебного контроля реализуют заключительный этап проектной деятельности, на котором происходит корректировка объекта деятельности, его непосредственное контролирование и испытание. Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы.

Анализ проектной деятельности в начальной школе с точки зрения структуры учебной деятельности показывает, что проектная деятельность представляет собой такой вид учебной деятельности, качественное своеобразие которого состоит в легкости усвоения и осознания структурных элементов учебной деятельности. В то время, как традиционное обучение приводит лишь к стихийному формированию структуры учебной деятельности, проектная деятельность самим своим содержанием и качественными особенностями ставит ученика перед необходимостью полного усвоения всех структурных компонентов учебной деятельности. Данное свойство проектирования приводит к тому, что уже на первых этапах усвоения проектной деятельности школьниками приобретается полная структура учебной деятельности, что по данным В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина характерно лишь для развитых форм учебной деятельности в условиях традиционного обучения. Структура проектной учебной деятельности, всё более осознаваясь и приобретая черты системы умственных действий, начинает принимать обобщенный характер и переносится на другие учебные дисциплины, позволяя осуществлять объединение отдельных актов учебной деятельности в целостные системы, развивать неполноценно сформированные компоненты структуры учебной деятельности1 .

Уровень сформированности структуры учебной деятельности определяет такую важную характеристику субъекта учебной деятельности, как отношение к учению. Наличие всех компонентов структуры учебной деятельности приводит к появлению положительного осознанного и положительного личностного отношения к учению.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников не только формирует систему компонентов учебной деятельности, но и влияет на формирование положительного отношения к учению.

Проектная деятельность как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта.

Особенности проектной деятельности:

1. При организации проектной деятельности учащийся из объекта обучения становится субъектом деятельности;

2. Учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели;

3. Учитель - носитель готовых знаний, авторитетный источник информации становится организатором познавательной деятельности, соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся;

4. Формирует у учащихся систему интеллектуальных и (или) общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и (или) услуги, способствует развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.

5. Проектная деятельности является средством развития ключевых компетенций младших школьников.

2.4. Типы и тематика учебных проектов

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах.

Типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.

2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта 2

Рассмотрим более подробно каждый тип проекта:

1.Доминирующие проекты

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов и методов обработки результатов. Эти проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа и пр.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры.

Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал, проект зимнего сада школы, словарь обиходной школьной лексики и т. п.)

2.Предметно –содержательные проекты

- Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

-Межпредметные. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта3.

3.По характеру организации

с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей;

со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам) В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…) .

4.По продолжительности выполнения

  • краткосрочные проекты – это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;

  • среднесрочные проекты – это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;

  • долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Отличие проекта от самостоятельной творчес­кой работы

Про­ект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа — более свободный вид деятельности, чем проек­тирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре. В проекте предусмотрен обязательный первый шаг-обозначение проблемного поля, выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ре­зультате работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена про­блема, а просто дано задание изготовить некий объект, то последующий процесс нельзя считать проектной деятельностью. Но это может быть самостоятельной творческой работой. Выполнение проектного задания для школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы и осущест­влением обоснованного выбора из ряда альтернативных вариантов с последую­щей рефлексией. В этом заключается принципиальное отличие проекта.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.

2.5. Условия организации проектной деятельности в начальной школе

Однозначных требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности, предложенные Е. С. Полат:

  • проект должен быть посильным для выполнения;

  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);

  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. Для того, чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой деятельности, обучающимися необходимо:

1.Учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы.

– Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?

– Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?

– Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?

– Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

2.Сформировать специфичные знания и умения для проектной деятельности

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны»

Что касается успешности организации проектной деятельности в начальных классах, то здесь могут помочь следующие рекомендации:

-формирование умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий (в первом классе основное внимание нужно уделить развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привить интерес к познавательной деятельности, расширять детский кругозор);

  • использовать проблемное введение в тему урока, постановку цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, выдвижение идеи (мозговой штурм), постановку вопроса; формулировку предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа выполнения задания; составление аннотации к прочитанной книге, поиск дополнительной литературы; подготовку сообщения, самоанализ и самооценку, рефлексию, поиск альтернативных способов решения проблемы;

  • начинать реализовывать практические проекты с 1 класса на уроках технологии, где повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности. Со 2 класса наряду с практическими проектами использовать учебные, творческие, информационные с элементами исследования. К 3 – 4 классу переходить к групповым, а затем к индивидуальным проектам;

3. Создавать группу не более 5-6 человек.

Для работы над проектом класс можно разбить на 4 группы. Оптимально создавать группу не более 5–6 человек. Каждая из этих групп работает над одним «проблемным вопросом»;

4.Помощь в самооценке проекта

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта:

- Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям;

-Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т. п.

  • На заключительном этапе необходимо оценить не только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало в реализации проекта, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе, оценить вклад в работу каждого участника, поблагодарить детей за работу. Всегда помнить, что успех и желание рождается от успеха;

5.Учитывать возможности учебных предметов

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект;

6. Обеспеченность проекта

  • каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные ресурсы (каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.), информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением) .

Таким образом, успешность проектной деятельности в начальных классах напрямую зависит от условий её организации.

2.6. Этапы осуществления проектной деятельности младшими школьниками под руководством учителя.

В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • планирующий подготовительный (формулируется проблемный вопрос, определяются тема и цели проекта, ставятся задачи, вырабатывается план действий, выявляются источники информации, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)

При выполнении проекта выделяют следующие этапы.

  1. Погружение в проект.

  2. Организационный этап.

  3. Осуществление деятельности.

  4. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

  5. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Рассмотрим более детально каждый этап реализации проекта.

1. Погружение в проект Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Важно помнить, что в этом возрасте у школьника очень велика степень фантазии и от учителя потребуются умения, которые позволят и «не убить» тему проекта, и в то же время максимально приблизить учащегося к окончательной реальной цели проектной деятельности, которой для младшего школьника является проектное изделие. Таким образом, распределение (выбор) тем проектов происходит на добровольных началах, что должно усиливать интерес учащихся к выбранной ими самими теме .

Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться при работе над проектом на понятии «проблема» более подробно. Проблемные ситуации и подходы к их решению можно представить в виде таблицы.

Итак, на первом этапе, предполагающем формирование исследовательских умений, перед педагогом стоит достаточно сложная задача по постановке проблемных вопросов по выбранной теме, выдвижению гипотез .

2. Организационный этап При формировании рабочей группы важно, чтобы учащиеся дополняли друг друга по своим способностям. Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы, и не подавлялась инициатива любого члена группы. Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются следующие критерии.

  • Все члены команды равны.

  • Команды не соревнуются.

  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров» .

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

  • для чего создается данный проект?

  • чем вызвана необходимость его создания?

  • существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

  • как в дальнейшем будет использоваться данный проект?

  • найдет ли он своих потребителей

 Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта . 

Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:

    • поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;

    • анализ проблемы, с которой связан проект;

    • материально-техническое обеспечение выполнения проекта;

После того как сформулированы идея, цель, задачи проекта следует обсудить следующие вопросы:

  1. каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?

  2. какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?

  3. как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

Таким образом, успешность реализации организационного этапа является залогом успешности всего проекта .

3. Осуществление деятельности – третий этап, который ещё называют практическим, предполагает не участие со стороны учителя, а лишь консультации и ненавязчивый контроль, активную и самостоятельную работу учащихся, их консультации с учителем .

В процессе выполнения практических операций учащиеся при совместной деятельности с учителем подбирают необходимую информацию, изучают теоретические положения, необходимые для решения поставленных задач, работают с соответствующей литературой, а также осуществляют промежуточный контроль качества выполненной деятельности, вносят изменения в процесс проектной деятельности, корректируют последовательность операций.

При поиске и сборе информации учащиеся определяют, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой. 

Таким образом, этот этап один из самых непредсказуемых – найденная информация, полученный в ходе эксперимента промежуточный результат или выявленные в ходе опроса противоречия могут повлиять на весь процесс и на конечный результат проекта в целом.

4. Обработка и оформление результатов проекта На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.  В основе этого этапа:

а) анализ информации;

б) создание продукта

в) формулирование выводов.

Учащимся необходимо систематизировать полученные данные, объединить в единое целое полученную каждой группой (или каждым участником) информацию, оформить результаты исследования, выстроив общую логическую схему, подвести итог работы, сделать выводы. Учителю необходимо наблюдать за анализом информации, советовать возможное представление результатов исследования .

Когда проекты будут согласованы с учителем, нужно предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты, возможно, с помощью компьютера: набрать и отформатировать текст, вставить нужные рисунки, схемы, подготовить презентацию. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. Следовательно, подготовка к защите проекта может включать в себя: оформление портфолио, подготовку стендовой защиты, разработку электронной презентации, подготовку публичного выступления.

Защита проекта происходит в школе. На защиту выносится описательная часть проекта и само изделие (если проект практический). Защита проекта происходит в виде четырехминутного выступления автора или авторов проекта. Акцент в данном выступлении должен быть сделан на самые сильные стороны проекта. После краткой речи автора проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие могут задавать ему вопросы.

Таким образом, обработка и оформление результата проекта сложная работа для учащихся начальных классов, поэтому на этом этапе необходим не только контроль, но и помощь учителя .

  1. Обсуждение полученных результатов (рефлексия)

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. 

Оценка результатов и процесса (рефлексия) включает: оценивание путём коллективного обсуждения и оценивание путём самооценок.

Учащимся необходимо сделать самоанализ своей работы и оценить работу участников своей группы, а учителю – оценить усилия учащихся, креативность, использование источников.

Рефлексия может быть организована как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповая рефлексия – это организованный и сознательно направляемый процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения. Задача рефлексии – вносить возможные упрощения в рабочие процедуры, устранять неэффективные действия, способствовать совершенствованию навыков совместной работы всех членов группы.

Рефлексию может осуществлять и один ученик. В этом случае он анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: «Я делал так, потому что считал, что …» – в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: «А я считаю так же или иначе?» .

Таким образом, каждый этап имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для начальных классов с учётом возрастных, психологических особенностей младших школьников, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.

3. Система работы учителя по организации проектной деятельности как средства формирования ключевых компетенций младших школьников



3.1.Описание поэтапного внедрения проектной работы в 1,2,3,4 классе

В условиях современной школы выделяем два ключевых направления реализации проектной деятельности:

- учебный проект (по предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология): построение уроков в логике системно-деятельностного подхода, режиме проектного обучения, применение приемов технологии проблемно-диалогического обучения;

- проекты внеурочной деятельности (социальные, интернет-проекты, семейные, исследовательские).

Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Проект в начальных классах - это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов.

Учащиеся только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с большим объемом информациии, выделять главное и делать обобщения.

Обучение проектированию должно строиться, поэтапно усложняясь при переходе из класса в класс. Рассмотрим более детально внедрение проектной деятельности отдельно в каждом классе.



1 класс

Первый год обучения предполагает подготовку к проектной деятельности: привитие интереса к познавательной деятельности, расширение детского кругозора. Необходимость такой длительной подготовки определяется практическим отсутствием у большинства первоклассников необходимых ЗУН для проектной деятельности.

Проблемное поле: низкий уровень сформированности

  • общеучебных компетенций;

  • информационных компетенций;

  • коммуникативной компетентности;

  • неадекватная самооценка

Программа диагностики:

1.Диагностика уровня сформированности общеучебных компетенций проводилась по методики «Диагностика общеучебных умений», автор Е. М. Куликова;

2.Изучение уровня развития информационных умений проводилась с помощью метода педагогического наблюдения;

3. Изучение уровня развития коммуникативных умений проводилась с помощью методики «Рукавички», автор Г. А. Цукерман;

4. Изучение уровня развития самооценки проводилась с помощью методики «Лесенка»

В связи с этим мною была поставлена цель для 1 класса: развивать умения и навыки проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), прививать интерес к познавательной деятельности, расширять детский кругозор. Эти умения затем будут, совершенствоваться в последующих классах. Обучение в 1 классе предполагает подготовку к проектной деятельности.

Формирование ОУУН осуществляла в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В рамках традиционных учебных занятий использовала:

•    проведение уроков с использованием технологии проблемно-диалогического обучения;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•     постановку проблемного вопроса;

•     мозговой штурм;

  • выдвижение идеи (поиск гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

Задания, которые помогут учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска (внеурочная деятельность):

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон):

а) задание «Посмотри на мир чужими глазами». Учитель читает детям неоконченный рассказ.

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;

б) задание «Тема одна – сюжетов много».

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.);

в) задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

«…Так я и не выучил стихотворение».

«…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».

2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное):

а) задание «Давайте вместе подумаем»

Почему у белого медведя нос чёрный?

Гипотезы (предложенные детьми).

- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?

-Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?

- Предположим, чтобы медвежата его видели;

б) упражнения на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон;

в) задания типа «Найди возможную причину события»: машина резко затормозила, молоко прокисло.

3. Развитие умений задавать вопросы:

а) задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?);

б) задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет»;

в) игра «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

Например: на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Данные задания можно адаптировать для любого класса начальной школы, и они послужат прекрасной подготовкой к введению проектной деятельности.



В ходе собственной педагогической деятельности выстроилась система, которая позволяет последовательно формировать ключевые компетенции. 

Класс

Название проекта

Формируемые компетенции

2 класс

Энциклопедия одного слова

Коммуникативные: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы

Информационные: умение определять источник информации под руководством учителя, отбирать нужную информацию, интерпретировать и представлять информацию на бумажном носителе

Учебно-познавательные: целеполагание, планирование, действие по алгоритму, рефлексия совместно учителем;

Личностного самосовершенства: освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания

2 класс

Состав слова. Словообразование

Коммуникативные: -понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков учебного сотрудничества;

Информационные: привитие навыков исследовательской работы; поиск и выделение необходимой информации из различных источников при выполнении заданий в соответствии с заданной целью; интерпретировать и представлять информацию

Учебно-познавательные: целеполагание, планирование, умение работать по алгоритму, анализ, рефлексия – совместно с учителем;

Личностного самосовершенства: освоение начальных форм самооценивания и взаимооценивания,

3 класс

Глаголю о глаголе

Коммуникативные: навыки коллективного планирования, навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач, навыки делового партнерского общения, умение находить компромисс

Информационные: навыки исследовательской деятельности, умение получать информацию из различных источников (словари, учебная и дополнительная литература), использование начальных форм поиска, сбора и обработки, анализа информации; представление продукта в виде презентации.

Учебно-познавательные: самостоятельное целеполагание, планирование, умение работать по алгоритму, анализ, рефлексия;

Личностного самосовершенства: самооценка, взаимооценка, работы других команд, развитие мотивации к получению новых знаний; развитие самостоятельности и ответственности; освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания

4 класс

Тайна двух точек над буквой Ё

Коммуникативные: - навыки учебного сотрудничества, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Информационные: навыки исследовательской деятельности, получение информации из различных источников (справочная литература, словари, Интернет),

Учебно-познавательные: самостоятельное целеполагание, планирование, умение работать по алгоритму, анализ, рефлексия;

Личностного самосовершенства: самооценка, развитие мотивации к получению новых знаний; развитие самостоятельности и ответственности; освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания

Рассмотрим ряд проектов, которые построены на тематике, эмоционально близ­кой каждому ребенку.

Класс

Название проекта

Формируемые компетенции

2 класс

Моя семья

(Окружающий мир)

Коммуникативные: содержательное общение с другими членами семьи

учится задавать целена­правленные вопросы.

первый опыт интервьюирования (понимание социальной роли)

Информационные: подбор материала в виде семейных фотографий,

преобразование полученной информацию разными способами (составление ленты времени, герба своей семьи, генеалогического древа) на бумажном носителе

Учебно-познавательные: целеполагание, планирование, рефлексия под руководством учителя;

Личностного самосовершенства: освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания, расширение кругозора

3 класс

Война глазами моей семьи

(Окружающий мир)

Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Информационные: привитие навыков исследовательской работы; поиск и выделение необходимой информации из различных источников при выполнении заданий в соответствии с заданной целью (работали с фотографиями, военными письмами, орденами и медалями, документами из личных семейных архивов, находили информацию, соответствующие подтверждающие документы, пользуясь интернет-ресурсами)

Развитие умения представлять материал в виде электронного документа, презентации в программе Power Point

Учебно-познавательные: целеполагание, планирование, умение работать по алгоритму, анализ, рефлексия – совместно с учителем;

Личностного самосовершенства: самооценка, формирование основ нравственно-патриотических качества, расширение кругозора

4 класс

(внеурочная деятельность)

Сетевой Интернет -проект 

"Мы помним"


Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме;

Информационные: поиск, анализ и отбор необходимой информации, представление в виде компьютерной презентации, первоначальное представление о размещении информации на сайте в сети Интернет

Учебно-познавательные: самостоятельное целеполагание, умение работать по алгоритму, анализ, рефлексия;

Умение планировать деятельность, время с помощью взрослого

Личностного самосовершенства: самооценка, формирование основ нравственно-патриотических качества

Интернет-проект «Наши семейные реликвии


Коммуникативные: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме;

удалённое взаимодействие с координаторами проекта по средствам Интернета

Информационные: Получать информацию из различных источников (музей, интернет).

Представлять информацию новыми способами: Лента времени об исторических реликвиях, ментальная карта – это особый способ систематизации знаний при помощи схем- представления в сжатой форме большого количества информации; создавать гугл-карту – в сети Интернет; умение анализировать информацию

Учебно-познавательные: самостоятельное целеполагание, умение работать по алгоритму, анализ, рефлексия;

Умение планировать деятельность, время, ресурсы

Личностного самосовершенства: самооценка, взаимооценка, коррекция деятельности на основе рекомендаций координатора и учителя, формирование основ нравственно-патриотических качества, расширение кругозора


Б ольшую значимость, на мой взгляд, имел проект «Они защищали Родину», посвящённый 77-летию Победы в ВОВ. Ребята не только работали с фотографиями, военными письмами, орденами и медалями, документами из личных семейных архивов, но и находили информацию, соответствующие подтверждающие документы, пользуясь интернет-ресурсами. Конечный продукт – книга «Они защищали Родину». Ребята приняли участие в школьном конкурсе « Дни наук », заняли 2 место и в районном конкурсе « Мудрый совенок » тоже заняли 2 место. Также ребята с индивидуальными проектами принимали участие в школьном конкурсе « Дни наук » и районном « Мудрый совенок » и тоже заняли призовые места.

Также реализовывались проекты по различным учебным дисциплинам.





































  





















 













Выше мы говорили о том, что придя в первый класс, дети не владеют ключевыми компетенциями, которые предусматривает ФГОС.

В конце 4 класса была проведена диагностика уровня развития ключевых компетенций. Результаты диагностики представлены на диаграмме.

По результатам исследований и педагогических наблюдений можно отметить, что у учащихся формируются следующие компетенции:

1.Учебно-познавательные компетенции:

  • умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

  • умение находить несколько вариантов решения проблем

  • умение устанавливать причинно-следственные связи

  • умение выдвигать гипотезы

  • умение планировать деятельность, время, ресурсы

  • умение проектировать процесс (изделие)

  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

2.Коммуникативные компетенции:
• навыки коллективного планирования
• умение взаимодействовать с любым партнером
• навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• навыки делового партнерского общения

  • понимание социальных ролей

  • умение вести дискуссию

  • умение отстаивать свою точку зрения

  • умение находить компромисс

  • навыки интервьюирования, устного опроса

  • навыки монологической речи

  • умение уверенно держать себя во время выступления

  • артистические умения и т.д.

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении
    • умение отвечать на незапланированные вопросы и т.д.
    3. Информационные компетенции:

  • умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

  • умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

  • умение анализировать информацию в соответствии с целями и задачами

  • навыки преобразования информации

  • умение сохранять и передавать информацию
    4. Личностного самосовершенствования:

• навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

  • мотивация к получению новых знаний;

  • навыки самостоятельности и ответственности;

навыки самонаблюдения и самооценивания

Учащиеся участвуют в олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах, смотрах для младших школьников на муниципальном, региональном и международном уровнях. В 2014 году ученики 3 класса заняли 2 место в школьном проекте «Большое кулинарное путешествие». В 2014-2015 учебном году ученица Горохова Мария заняла призовые места по русскому языку и математике в международной дистанционной олимпиаде для учащихся начальной школы. Гладышев Илья занял призовое место в городском конкурсе «Хрустальный олень» (творческая работа «Подарите праздник детям»). Ученица Борзенкова Варвара заняла 1 место в районной конференции исследовательских работ младших школьников  "Старт в науку" среди учащихся начальных классов школ Ленинского района

с работой бизнес-проект прокатная станция «Выращивание кисталлов соли и медного купороса в домашних условиях».

Проектная деятельность сказывается и на уровне успеваемости – 100% и высоком качестве обученности учащихся (более 84,6%).

Заключение

Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи, с чем одним из аспектов современного образования является развитие ключевых компетенций по средствам вовлечение младших школьников в проектную деятельность. Проблема организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся, то есть ключевые компетенции.

Проектная деятельность– деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при необходимости – коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта.

Проведя теоретический анализ особенностей проектной деятельности, можно сделать вывод, что она является видом деятельности, достаточно сложным для овладения младшими школьниками, поэтому необходимо помочь учителям адаптировать такой вид деятельности под возрастные особенности младших школьников.

В своей работе я постарались учесть все особенности проектной деятельности в начальных классах.









1

2

3



20