- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества;
-формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание;
- уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов России, осмысление их социального, духовного, нравственного опыта;
- анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Используемая технология : ИКТ- технология ,развитие критического мышления, . Форма учебного занятия – групповой практикум на основе работы с различного вида источниками (дифференцированные группы, работа по принципу «Снежного кома») Оборудование и средства обучения: -мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем; - дидактический материал (рабочие листы для групп с фрагментами источников и заданий к ним, задания с поиском информации с помощью ресурса Интернет); - презентационные листы для спикеров групп; - листы оценивания выступления групп, листы самооценки.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Метапредметные |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой на работу. (Добрый день, ребята! То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. (А.С.Пушкин) - Кому посвящены эти слова? -Действительно, А.С. Пушкин посвятил эти строки Петру. Эпоха Петра I – время реформ, охвативших все российское обществ (слайд 2) 13.16 | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, включаются в деятельность | Коммуникационные УУД.: - формировать умение слышать; - планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (повторение изученного материала) | Давайте вспомним, какие преобразования были проведены Петром I (Откройте на рабочем столе папку «История 8 класс», перейдите по ссылке «Повторение» и выполните задание). Группа, выполнившая работу первой, получает балл. Правило «Сменный лидер» 13.18 | Отвечают на вопросы. Выполняют тест. | Коммуникационные УУД: - умение отвечать на вопросы; - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |
3.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (создание проблемы, постановка учебной задачи) | Выполняя задание, вы определили -В каких сферах российской жизни произошли изменения? Мы можем составить полную картину российской жизни этого времени? Какая сфера нами еще не изучена? Какова цель урока? Узнать, Какие изменения произошли в культуре в правление Петра I? (На этот вопрос мы ответим в конце урока) (слайд 1) Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока. 13.20 | Формулируют тему и цели урока. «Культура России в I четверти XVIII в.» Записывают тему в тетрадь. | Регулятивные УУД: - постановка учебной цели и темы урока; Познавательные УУД: - моделирование изучаемого содержания; Коммуникационные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, целеполагание; |
4 Актуализация знаний. (Изучение нового материала) | Скажите, а что такое культура? 1.Культура - многогранное явление. Работая в группах, вы познакомитесь с основными направлениями развития культуры России в I четверти XVIII. На столах у вас лежат папки с рабочими листами, фрагментами источников и заданий к ним. Кроме того, презентационный лист, который вы оформляете, используя иллюстративный материал и маркеры. Время работы-10 минут. (Во время работы звучит клавикорд) --Какой музыкальный инструмент звучал во время вашей работы? 13.31 | Работают в группах. 1 группа – Образование 2 группа – Наука 3 группа – Художественная культура 4 группа – Перемены в быте Структурируют материал. Работают с текстом учебника, фрагментами источников. Выполняют задания. Составляют презентационный лист. | Познавательные УУД: - умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, ее преобразование, оценивание информации; - владеть смысловым чтением; Регулятивные УУД: - умение организовать свою деятельность; Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение работать совместно, слушать собеседника; - выражать свои мысли; |
5. Первичное усвоение новых знаний. | 2. Время закончилось. Спикер каждой группы представит результат вашей работы. В процессе работы мы составим на доске кластер, который вы перенесете в тетрадь. Регламент выступления - 3 минуты (Члены группы могут дополнить спикера, если он упустил что-то значимое) По мере выступления групп на экран выносится рабочий лист группы (слайд3-6) Оцените работу каждой группы в оценочных листах, которые лежат на столах. А перед этим отметьте, как бы вы оценили работу своей группы (знаком + или-) Сдайте листы оценки выступления групп. --Какой музыкальный инструмент звучал во время вашей работы? 13.45 | Спикер группы публично представляет результат работы. Оценивают выступление групп. Составляют и фиксируют кластер. | Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации; Коммуникативные УУД: -умение работать совместно, слушать собеседника; - выражать свои мысли; - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; Регулятивные УУД: -определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи и решать их. |
6. Проверка полученных результатов. Коррекция. | Ответим на вопрос, поставленный в начале урока - Какие изменения произошли в культуре в правление Петра I? -Можно ли утверждать, что в культуре усиливались светские начала? (Откройте на рабочем столе папку «История 8 класс», перейдите по ссылке «Проверка знаний» и выполните задание). Группа, выполнившая работу первой, получает дополнительный балл. Правило «Сменный лидер» 13.43 На слайде представлено две точки зрения на значение Петровских реформ в области культуры. Какое мнение вам ближе и почему? (слайд 8) Оценивание: С учетом баллов, выставленных другими группами (ранжированное выставление оценок), выполнением тестирования 13.44 | Работа в паре. Ответы на вопросы. Формируют полилог. Выполняют работу с тестом. | Коммуникативные УУД: - умение отвечать на вопросы; Регулятивные УУД: умение контролировать и оценивать работу; |
7. Домашнее задание. | Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Параграф 18-19 Дополнительно (по выбору) (слайд 9) Подготовьте слайд-экскурсию (не более 10 слайдов) по памятникам Петербурга Петровской эпохи. Как изменилась повседневная жизнь высших слоёв общества в эпоху Петра I? Подготовьте электронную презентацию Оренбургский проект, его значение для Урала 13.45 | Фиксируют домашнее задание в дневнике. | |
8. Рефлексия деятельности (итог урока). | Лист рефлексии лежит на столах Предлагаю дополнить предложение (слайд10) СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: я научился ... было интересно… было трудно ... могу похвалить себя за то, что ... могу похвалить одноклассников за то, что ... больше всего мне понравилось ... мне показалось важным ... для меня было открытием то, что ... мне захотелось… Заполнить бланк и сдать учителю. Закончить урок мне хотелось бы словами Петра 1 «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Урок окончен. Спасибо за работу! 13.50 | Фиксируют в листе рефлексии | Коммуникативные УУД: -умение работать совместно, слушать собеседника; - выражать свои мысли; - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; |