Преодоление жизненных трудностей и становление характера Васютки через испытания.
Урок в 5 классе
Ответить на вопросы:
1 . Какие черты характера вы бы хотели «взять» у Васютки?
2. Что для этого нужно делать?
1. Прослушивание песни Е. Ваенги
КАКАЯ ЖЕ ОНА- ТАЙГА?
ТАЙГА
БЕСЕДА
▪ С чего начинается рассказ?
● На какой реке происходит действие рассказа?
▪ Как начало рассказа связано с историей, которая произойдет с главным героем?
▪ Как мальчик оказался в тайге?
▪ Какой же увидел тайгу мальчик? Найдите описание в тексте.
«Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.»
Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души». Главный герой попадает в экстремальную ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Трудности
Преодоление
Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить костер
Рот сводило от кислятины и щипало язык, расцарапанный ореховой скорлупой. Хотелось есть и спать
Было все так же тоскливо, сделалось еще холоднее
Ноги издрябли и сморщились от сырости
Кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться
Растерянным взглядом Васютка проводил теплоход
Так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. Выплыл бот
▪ Как преодоление трудностей меняло характер мальчика: какие черты характера были у него всегда, какие появились потом?
БЕСЕДА
▪ Как отзывался о Васютке дед, помня, каким был мальчик до приключения?
▪ Как отозвался старшина бота, увидев его после приключений?
▪ Как Васютка сам себя воспитал?
▪ Докажите, что Васютка быстро делал выводы из ошибок и не повторял их больше.
▪ О ком он больше беспокоился: о себе или о родных? Подтвердите цитатами из текста.
▪ Как изменилось отношение деда к внуку и отца к сыну после истории, случившейся с мальчиком?
Вывод. В тайге Васютка повзрослел, оценил мудрость деда, навыки отца, заботу и любовь матери. Самое главное, он не озлобился.
▪ В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?
Подберите синонимы к слову «ЖИТЬ».
проживать, пребывать, жительствовать, обитать, населять.
В тайге выживают только смелые, мужественные люди. Таким является и Васютка. В трудной ситуации взял себя в руки и нашел выход из трудной ситуации. Смекалка, сноровка и вера в себя. Он много размышляет, у него пытливый ум. 1. Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире. Васютка за эти дни повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. 2. Он не сломлен трудностями, выстоял и преодолел все преграды. И стал совершенно другим человеком!
Синквейн на тему «Васютка».
Действительно ли тайга любит сильных людей?
Можно ли назвать Васютку сильным?