Препарирование текстов для формирования у учащихся старших классов средней школы навыков аудирования на уроках иностранного языка
Емельянова Наталия Ивановна
учитель английского языка,
МБОУ Видновская СОШ №5 с УИОП
Московская область, г. Видное
Формирование навыков аудирования у учащихся средней школы является одной из самых важных задач в процессе обучения иностранному языку. За последнее десятилетие появились интересные программы и учебные пособия, задания и упражнения, электронные ресурсы, аутентичные видео материалы, видео лекции, обеспечивающие практическую помощь преподавателям и учащимся для эффективного развития коммуникативной направленности этого вида речевой деятельности
Однако, несмотря на систематическую тренировку на уроках, учащиеся затрудняются понимать устную речь с одного предъявления, что не соответствует естественным условиям восприятия информации, при которых происходит немедленное осмысление речи.
На уроках в Видновской средней школе№5 с УИОП проводится интенсивная тренировка в прослушивании и понимании отдельных слов предложений, монологов, диалогов, коротких фильмов, интервью, рекламы и т.д.
Учащиеся тренируются не только слушать и понимать речевые последовательности, но и облекать их в эквивалентную замену.
Для того, чтобы передать то, что поняли, они создают несколько речевых последовательностей, которые носят один и тот же смысл, но выражены разной комбинацией слов. Одним из видов препарированных текстов являются парафразы. Они составляются из ранее усвоенных единиц, наряду с вновь введенными и структурно трансформируются, по сравнению с оригинальными предложениями. Каждый парафраз является инструментом, позволяющим уточнить и облегчить услышанную информацию. Мы предлагаем пример составленных парафраз к первоначальным оригинальным предложениям из текста.
Приводятся парафразы, составленные к тексту «Mexico City» Для составления парафраз использовались только ранее усвоенные слова и структуры, с помощью которых провели синонимическую замену слов и целых фраз (key Word and Sentence Transformation), а также реконструировали логические структуры предложений (Logical Structure Transformation).
Для сравнения сначала идут оригинальные предложения, а следом парафразы.
I. a) The tour begins in this crowded city of over 20 million people.
b) We start to experience the city where more than 20 million inhabitants live and work.
II. a) It is the country’s capital and it was built on the ruins of Tenochtichlan dating back to Aztec times.
b) Mexico City, the capital of the country is situated on the site of ancient city of Tenochtichlan where the native tribes called Aztec lived a thousand years ago.
III. a) In the centre of the city lies the Plaza de la Constitucion, which was built from stones taken from this ancient city.
b) Survived ancient stones of the Aztec civilization were used to build the Plaza de la Constitucion in the heart of Mexico City.
IV. a) A short walk will take you to the Alameda, one of the largest parks in Mexico City.
b) The best way to enjoy the flora is to stroll along the Botanical Park in the capital city.
V. a) Originally an Aztec marketplace, it is now surrounded by museums, bustling markets, shops and restaurants.
b) You will never be bored in Mexico, why not visit a wide variety of museums, trendy shop, luxury restaurants, noisy market in the center of the city on the spot of an ancient market.
VI. a) If you want a quick bite to eat, street vendors can be found virtually everywhere selling good food at reasonable prices.
b) All streets and squares are full of outdoor sellers standing at the counters in the stalls and offering cheap tasty food.
VII. a) If you are ready for a night out on the town, then head to the Zona Rosa where you can enjoy lively performances of traditional music and dance.
b) The cultural events along the night’s walk include vivid traditional shows and a special kind of music and dance.