АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по дополнительной профессиональной
образовательной программе
профессиональной переподготовки «Педагогическое образование: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ и ИКТ»
Тема: «Преподавание базового курса информатики в средне-специальных учебных заведениях»
Дипломную работу подготовила: Воронцова Ольга Вадимовна
Поток № 23
Должность: мастер производственного обучения
Место работы: ГБПОУ МО « Индустриально-промышленный техникум»
Номер и дата договора: № 2016/04-042-09 от 27 сентября 2016 года
декабрь 2016 г.
гп. Запрудня, Талдомский район, Московская область
Российская Федерация
Оглавление
Введение 3
Основная часть. 7
1. Инновационные педагогические технологии. 7
1.1 Основные классификации и подходы 7
1.2 Инновации в системе образования 8
1.3 Обзор современных педагогических технологий 9
1.4 Соотношение тренинга и семинара 10
2. Преподавание базового курса информатики в СПО 12
2.1 Из опыта преподавания информатики 12
2.2 Каталог инновационных методик (интерактивные методы обучения) 15
2.3 Каталог электронной продукции (общепринятая система) 17
2.4 Целевые ориентации интерактивных технологий 18
2.5 Основные концепции интерактивных технологий 19
2.6 Технология проведения дискуссий 21
Выводы 24
Список литературы. 27
Введение
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:
активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,
интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является обучение информатике – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
В системе СПО учебная дисциплина “Информатика” относится к общеобразовательному циклу в структуре основной профессиональной образовательной программы.
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне обучающийся должен знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Информатика — одна из немногих общетехнических дисциплин, развивающая такие практические навыки, которые востребуются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность.
Коренное отличие информатики от других технических дисциплин, состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами., поэтому часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих программ, учебно-методической документации. Выход из этого противоречия можно найти в модульном построении курса, что позволяет учесть быстро меняющееся содержание, дифференциацию учебных заведений по их профилю, оснащенности компьютерами и программным обеспечением, наличию квалифицированных кадров.
Как известно, эффективность обучения в значительной степени определяется уровнем взаимодействия преподавателя и студента; качеством учебно-методических материалов; способом их доведения до обучаемого; наличием постоянной обратной связи, а также использованием соответствующих педагогических технологий.
Информатика — современная динамически развивающаяся научная дисциплина. Она предполагает использование не только уже сложившихся системы знаний и методик преподавания, а постоянный научный поиск преподавателя, методическое творчество, овладение новейшими знаниями и использование современных информационных технологий.
Основная часть. 1. Инновационные педагогические технологии. 1.1 Основные классификации и подходы
Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие "педагогическая технология" относится ко всем разделам педагогики.
Так педагогическая технология может функционировать в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и воспитания (научный аспект), в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении и воспитании (процессуально - описательный аспект) и в качестве реального процесса обучения и воспитания (процессуально - действенный аспект).
Что в наиболее общем виде и отражает технологический процесс к обучению
Технологический подход к обучению означает:
1. Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей, ориентированных на достижение запланированного результата обучения.
2. Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями.
3. Оценку текущих результатов и их коррекцию.
4. Заключительную оценку результатов.
1.2 Инновации в системе образования
Инновация (от лат. in — в, novus — новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
в систему контроля и оценки уровня образования;
в учебно-методическое обеспечение;
в систему воспитательной работы;
в учебный план и учебные программы;
в деятельность учащегося и преподавателя.
Типы нововведений по соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в учебном заведении:
в целях и содержании образования;
в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;
в формах и способах организации обучения и воспитания;
в деятельности администрации, педагогов и учащихся.
Источниками инновационных идей учебного заведения могут служить:
социальный заказ (потребности страны, региона, города);
передовой педагогический опыт;
интуиция и творчество руководителей и педагогов, как путь проб и ошибок;
опытно-экспериментальная работа;
1.3 Обзор современных педагогических технологий
Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии
Проективые и деятельностные технологии
Креативные технологии (Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать.)
Игровые технологии : имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловая игра»;
Технологии личностно-ориентированного образования
Коллективные и групповые способы обучения
Тренинги
Коучинг (Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. Это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.)
1.4 Соотношение тренинга и семинара
Тренинги – это занятия с большой долей практических упражнений, семинары предполагают скорее передачу знаний в виде информации. Если при проведении обучающего занятия более 70% времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, их разбору и анализу – то это обучение явно можно назвать тренингом.
Если на занятии много информации, которую нужно просто фиксировать (записывать, запоминать) и менее 30% времени отведено на практическое закрепление навыков применения этой информации – мы находимся на семинаре.
Уже очень редко можно встретить занятия в виде лекций; современные методы обучения предполагают использование всех доступных каналов коммуникации. Человека, проводящего занятие, трудно назвать лектором – его рабочим инструментом является не только речь и голос. Стремясь достичь целей обучения, заботясь о том, чтобы участники успешно интегрировали новые знания с уже имеющимися, тренер общается с аудиторией, направляя коммуникативные сигналы и по визуальному каналу восприятия (слайды, рисунки, запись на флипчарте, видеофрагменты), и по аудиальному (речь тренера, музыкальный фон, сигналы таймера), и по кинестетическому (моделирование ситуаций, деятельностные упражнения, задание на командную согласованность). Разнообразие модальностей в поступающей информации помогает её целостному восприятию участниками и лучшему усвоению.
Если задачу семинара часто можно определить как передачу большого объема специализированной информации, с которой далее участники работают самостоятельно, то задачей тренинга, как правило, является первичная отработка специальных навыков, в соответствии с тематикой тренинга. При этом информационная составляющая обучения обладает ценностью преимущественно в прикладном аспекте: знания важны для совершения более эффективных действий. Именно на действие, на усовершенствование деятельности, выработку эффективных техник, приёмов, подходов, пригодных к использованию в реальной ситуации, направлено внимание тренера и участников.
2. Преподавание базового курса информатики в СПО 2.1 Из опыта преподавания информатики
Я работаю мастером производственного обучения в "Индустиально-промышленном техникуме", преподаю информатику и специальные дисциплины, связанные с информационными технологиями
.В нашем техникуме обучается большое количество педагогически запущенных детей, имеющих значительные пробелы в знаниях по программе основного общего образования. При приеме на учебу учитывается только желание детей и их родителей по выбору профессии для обучения. Мы, к сожалению, не имеем возможности проводить отбор учащихся в каких-либо формах (например, тестирование или собеседование), чтобы определить, может ли ребенок в полной мере овладеть выбранной им профессией и имеет ли, действительно, желание достичь результатов в профессиональном обучении. Поэтому, первостепенной задачей педагогов нашего учебного заведения является развитие интереса к процессу обучения и выбранной профессии, воспитание трудолюбия и ответственности у своих учеников, изменение их равнодушного отношения к получению знаний в противоположную сторону, воспитание стремления к достижению поставленных целей в процессе применения и отработки полученных умений и навыков.
Учитывая эти факторы, обучение информатике начинается с тестирования (входного контроля), определяющего начальный уровень подготовки студентов.
Мы живём в век информационных технологий. Я показываю студентам возможности использования информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Моя основная задача: сформировать у студентов умения применять полученные знания на уроках информатики при решении различных профессиональных задач. Например, при изучении тем электронные таблицы Excel, основы алгоритмизации и программирования автомеханики решают профессиональные задачи по затратам на обслуживание автомобиля, расходу топлива, расчету километража, стоимости страхового полиса и т.д., а поварам предлагаю решить задачи по калькуляции блюд, составить технологическую карту, рассчитать затраты на организацию банкета, вычислить вес готового продукта с учетом способов приготовления и т.д.
При изучении Word и PowerPoint так же в примерах и заданиях стараюсь всегда учитывать профессиональную направленность: оформить меню, прайс-лист, визитку.
По собственному опыту, могу сказать, что ребята хорошо воспринимают задания-загадки, кроссворды, соревнование мини-групп.
примеры заданий
Традиционные методы обучения обязательно должны сочетаться с современными инновациями, уроки должны быть интересными и разнообразными, только в этом случае возможно получение высоких результатов обучения и успешного освоения обучающимися выбранных профессий.
Как один день не похож на другой, так и один урок должен быть не похож на другой. Реакция ребят бывает абсолютно разной, порой совсем неожиданной. Если студенты заинтересованы уроком и внимательно меня слушают и активно участвуют в учебном процессе, то я очень довольна.
Работа в студенческой среде – постоянное общение с молодыми, энергичными, полными оптимизма людьми, которые никогда не дадут преподавателю расслабиться и заскучать.
Изучение базового курса "Информатика и ИКТ" предполагает и обязывает использование различных информационных технологий, которые в сочетании с интерактивными методами обучения дают высокие показатели освоения учебного материала, вызывают интерес и желание учиться у ребят.
Мною на уроках используются все ниже перечисленные современные методы обучения, порой приходиться на одном уроке использовать целый ряд методов в достижении поставленных целей. Практические задания и задачи к урокам информатики стараюсь подготовить с учетом профессиональной направленности учебных групп, что позволяет обучающимся оценить применимость информационных технологий практически к любой профессии.
2.2 Каталог инновационных методик
(интерактивные методы обучения)
Эвристическое обучение; (обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового)
Мозговой штурм; (Это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач, продуцирования новых идей.)
Проблемное обучение;
Дебаты; (явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений.)
Метод проектов;
Дерево решений;
Ролевые игры;
Деловая игра;
Деловая корзина;( коллективная проработка и анализ решений заданий)
Форум; (обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы(или панельной дискуссии), в ходе которого эта группа выступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой)
Обсуждение вполголоса; (Предполагает проведение зарытых дискуссий в микро группах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микро группы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.)
«Думай и слушай»;
Панельная дискуссия; (на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории)
Программа саморазвития и т.д.
2.3 Каталог электронной продукции (общепринятая система)
Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
Распределение базы данных по отраслям знаний;
Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;
Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
2.4 Целевые ориентации интерактивных технологий Активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся.
Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
Индивидуализация педагогического взаимодействия.
Вывод обучающегося на позицию субъекта обучения.
Достижение двусторонней связи (обмена информацией) учащего и учащегося.
Задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является направление и помощь процессу обмена информацией через:
выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту участников;
поддержка активности участников;
соединение теории и практики;
взаимообогащение опыта участников;
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
поощрение творчества участников.
2.5 Основные концепции интерактивных технологий Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций.
Интерактивное общение способствует умственному развитию.
При наличие обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями.
Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена информации.
Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике, в реальных условиях.
Особенности организации
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением. Учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
В традиционном обучении преподаватель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника, консультанта в работе.
В интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, задача ведущего – создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Источником помех при интерактивном режиме могут быть:
Недостаток языковых средств для выражения мысли.
Различие в языковом статусе преподавателя и обучающегося.
Большие затраты труда учителя при подготовке.
Сложность точного планирования результата.
Высокие энергозатраты педагога
Концепции интерактивных технологий
Умение мыслить критически, т.е. объективно оценивать положительные и отрицательные стороны
Не присвоение «готового знания», а конструирование своего
Принятие новых идей и знаний
Выделение причинно-следственных связей
Активизация творческой деятельности учащихся
2.6 Технология проведения дискуссий На сегодняшний день ребятам моей группы наиболее близок и любим метод дискуссий, который часто используется мной на уроках информатики в различных формах.
Дискуссии – эффективный интерактивный метод познания, нахождение истины.
Термин «дискуссия» означает обсуждения противоречия.
Технология учебной дискуссии заключает в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставления информации, идей, мнений, предложений.
Цели проведения дискуссий могут быть: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества и др.
В результате дискуссии могут быть достигнуты такие цели как сбор информации, поиск альтернатив, теоретическая интерпретация. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.
Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга (диалог), либо противостоять один другому (спор). В обоих случаях первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.
Виды дискуссий
Дискуссия – диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет тему желающим. Имеет эмоциональный характер.
Конференция – вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы. Характерны развернутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение.
Прогрессивная дискуссия. Ее цель – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участника соответствующих коммуникативных умениях и навыков. Имеет пять этапов:
зарождение идеи.
все предложения выписываются на доске.
обсуждается каждый предложенный вариант.
варианты располагаются по степени значимости.
педагог организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них выбирается окончательное.
Дискуссия – соревнование. Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяются критерии оценивания предлагаемых решений, согласовывается тема дискуссий и система баллов.
Методика «вопрос – ответ». Данная методика - это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том в определенной форме постановки вопросов для собеседования (переход от понимания собеседника к принятию его убеждений).
Процедура «Обсуждение в полголоса». Предполагает проведение зарытых дискуссий в микро группах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микро группы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика «Лабиринта». Это метод последовательного обсуждения представляет собой процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные.
Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кто считает нужным. Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии:
ориентации, участники дискуссий адаптируются проблеме и друг другу, вырабатывается установка на решения поставленной проблемы
стадия оценки, ситуация конфронтации и даже конфликта идей
стадия консолидации, предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений или решений
рефлексивный анализ и подведение итогов (получение обратной связи в форме самоотчетов)
Последствие дискуссий:
Проявления отношения к точкам зрения других участников как достойным уважения и понимания.
Разрешения конструктивного конфликта, обнаружение оптимальных путей решения задач
Формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе
Ошибки дискуссий.
Монополия руководителя занятий
Безоговорочная вера участников в своего руководителя
Издержки стимулирования
Увлечения обсуждения абстрактных проблем, отклонения от заданной темы
Некоторые участники дискуссий «забивают» других, не давая сказать им ни слова
Правила поведения в дискуссии
Я критикую идеи, а не людей
Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
Я побуждаю каждого из участников обсуждению
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
Я изменяю свою точку зрения под воздействием факторов и убедительных аргументов.
Активно используя в своей работе сочетание традиционных и инновационных методов обучения можно достичь высоких профессиональных показателей даже у учащихся, имеющих значительные пробелы в знаниях, развить у них уверенность в себе и стремление к достижению поставленных целей.
Выводы
Изучение информатики и ИКТ в СПО направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Эти общие цели обучения определяются с учетом места информатики в системе наук и жизни современного общества. Образовательная цель обучения информатике – дать каждому обучающемуся начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть значение информационных процессов в формировании научной картины мира, роль информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества. Необходимо вооружить учащихся базовыми умениями и навыками для прочного усвоения этих знаний и основ других наук. Реализация образовательной цели в соответствии с законами дидактики способствует общему умственному развитию учащихся, развитию их мышления и творческих способностей.
Практическая цель – предполагает вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, вооружение их знаниями, умениями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности. Учащихся следует не только знакомить с теоретическими основами информатики, но и обучать работе на компьютере и использованию средств современных информационных технологий; знакомить с возможностями использования ЭВМ в выбранной профессии.
Воспитательная цель реализуется мировоззренческим воздействием на ученика путем осознания им значения вычислительной техники и информационных технологий для развития цивилизации и общества. Важным является формирование представления об информации как одного из трех фундаментальных понятий науки: материи, энергии и информации. Использование в обучении современных информационных технологий формирует культуру умственного труда. Изучение информатики требует от учащихся определенных умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логики и воображения. В курсе информатики учащимся следует учиться четко и педантично реализовывать алгоритм своих действий, уметь абсолютно точно записывать его на бумаге и безошибочно вводить в компьютер. Это постепенно отучает учеников от неточности, нечеткости, неконкретности, расплывчатости, небрежности.
Для достижения целей необходимо применять правильную методическую ориентацию. Есть китайская пословица: «Скажи мне – я забуду; покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Поэтому наиболее результативные технологии обучения – это коллективные способы обучения, адаптивные технологии, практика действий, проектный метод и др. Но, проведенные исследования по эффективности использования методов обучения и контроля, анализ посещенных в ходе аттестации уроков, к сожалению, показывают, что нередко на занятиях преобладают такие методы, как фронтальный опрос, «допрос» у доски одного учащегося в течение 15 минут, запись под диктовку, работа с учебником без четко поставленных целей, или «театр одного актера» с учителем в главной роли.
Технологии профессионального образования являются составной частью системы образования профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирование мировоззрения обучающихся:
• эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения;
• выбор технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями.
Можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий, в том числе технологии интерактивного обучения на уроках информатики может сделать урок содержательным и практически значимым для учащегося.
Для подготовки современных специалистов – универсалов необходимо комплексное использование различных педагогических технологий (сочетая сильные стороны традиционных и новых педтехнологий), форм, методов и моделей общения педагога с обучающимися.
Технический прогресс быстро движется вперед и, чтобы идти в ногу со временем, педагоги не должны отставать. Совершенствование и повышение своей квалификации, внедрение на практике различных инноваций передового педагогического опыта, занятие собственной экспериментальной деятельностью и т.д. – это ключи профессионального успеха педагогов.
Такой подход к работе обязательно даст положительные результаты.
Список литературы.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига: Экспермент, 1995.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах Педагогика.- 2002
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Информатика. Задачник‐практикум в 2 т. / Л.А. Залого‐ва, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г Семакина, Е.К. Хеннера. – 2‐е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Методика преподавания информатики и ИКТ. Электронный учебник.
Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. —СПб.: Питер, 2005.
Методика профессионального обучения. Справочное пособие. Л.Н.Аксенова, М.Л.Хасанова
Теория и методика обучения информатики. Методическое пособие.
http://makarova.piter.com/
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika
http://www.tsiac.ru/files/Innovacionnie…tehnologii.ppt
http://school-collection.edu.ru/
http://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt/-osobennosti-prepodavaniya-informatiki-v-uchrejdeniyah-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
http://www.metod-kopilka.ru/ispolzovanie_sovremennyh_interaktivnyh_metodov....htm