СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание информатики в школе в условиях ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях перехода к ФГОС учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. В данной статье приводятся некоторые аспекты преподавания курса информатики из личного опыта работы учителя.

Просмотр содержимого документа
«Преподавание информатики в школе в условиях ФГОС»

Преподавание информатики в школе в условиях ФГОС



В условиях перехода к ФГОС учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. В данной статье приводятся некоторые аспекты преподавания курса информатики из личного опыта работы учителя.

Основная цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить главную задачу Российского образования - повышение качества образования. 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю в VII-IX классах с общим количеством часов – 105. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне).Характерной  чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Приоритетом является отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков [1].

Так например, на уроке информатики в 7 классе по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel» выделены следующие планируемые результаты:

предметные:

  • понимание и использование информационных  понятий и языка;

  • владение  навыками исследовательской деятельности, навыками работы с компьютером;

  • понимание электронных таблиц как важнейших средств автоматизации обработки данных и эффективных средств моделирования различных вариантов и ситуаций.

метапредметные:

  • сравнение, сопоставление, классификация  объектов по одному или нескольким предложенным  критериям;

  • умение вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

  • умение отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • осуществлять совместную деятельность, направленную на сотрудничество;

  • объективное оценивание своей деятельности на уроке.

личностные:

  • овладеть умением хорошо говорить и легко выражать свои мысли;

  • умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

  • получать удовольствие от уроков информатики.

Как же спроектировать урок информатики с метапредметным подходом?

По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы [2] .

Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность.

Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи: заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

Вернемся к уроку по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel».

Этап урока. Формулирование темы и целей урока.

Деятельность обучающихся. Детям предоставляется возможность самостоятельно определить личностные и учебные цели на уроке и оценить  свои знания и умения по данной теме по результатам выполненных заданий.

Вторая функция - создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.

Деятельность обучающихся. Класс делится на группы и каждой группе предлагается индивидуальное задание.Особенность учебных заданий состоит в том, что они нацелены на усвоение способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления, формируются познавательные процессы. Именно в процессе решения задач данного урока, на построение диаграмм различных типов и применения их в разных областях деятельности человека, происходит реализация метапредметности.

Третья функция - обеспечение учебной рефлексии.

Итоги урока.

Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

«Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия);

  • «Что у тебя не получилось?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);

  • «Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);

  • «Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

  • «Как бы ты оценил свою работу?» (вопрос о достижении личностных целей на уроке).

 Если ученики не могут построить своей версии ответа, то необходимо им в этом  помочь. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у детей к учебе».

Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых.

 На уроке учитель должен контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.

Список использованных источников

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М. : Просвещение, 2011. - 48 с.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с.

http://standart.edu.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!