М.А. Дурницына
Почетный работник общего образования Российской Федерации,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
г. Армавир
Преподавание русского языка в условиях дистанционного обучения.
В современном образовательном пространстве особое, вполне заслуженное, место занимает обучение кейс–методом.
Кейс-технология – один из механизмов, позволяющий максимально задействовать коммуникативные и творческие способности студентов. Так, например, по дисциплине Литература кейс-технологии успешно применяются на материале как художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка. Это и дает базу для создания кейса.
Кейс-технология по дисциплине Русский язык позволяет обучающимся осваивать новые лингвистические темы, самостоятельно анализировать предложенные речевые ситуации, проверять полученные знания и умения.
Средством для достижения поставленных целей во время дистанционного обучения является кейс, как пакет документов для работы обучаемых следующего структурного плана:
- предъявление темы учебного занятия, проблемы, вопросов, задания;
- подробное описание спорных ситуаций;
- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
- учебно–методическое обеспечение:
- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
- литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом:
На данном этапе студенты работают с учебно–методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется профессионализм преподавателя, чтобы стимулировать интерес обучаемых к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность.
Проверка усвоения изученного материала.
Так как студенты самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.). Именно тестирование, рейтинг позволяют во время дистанционного обучения осуществлять текущий контроль знаний обучающихся.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких учебных занятий. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора на одном учебном занятии. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для иллюстрации того, о чем говорится на занятии.
При умелом использовании такого рода деятельности на учебном занятии происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения, что очень актуально в период организации дистанционного обучения.
Представляем один из примеров использования элементов кейс - технологии на учебном дистанционном занятии в ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж».
Аудиторная работа № 38 по дисциплине ОУД.01 Русский язык специальности 34.02.01 Сестринское дело
Дистанционная форма обучения.
Тема 7.9
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ.
1.Лингвистическое наблюдение.
Уважаемые студенты, ознакомьтесь с лингвистическими материалами, составьте опорный конспект.
З а п я т а я с т а в и т с я :
1) между однородными придаточными предложениями, не со единёнными сочинительными союзами, н а п р и м е р : Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья (К. Бальмонт);
2) между однородными придаточными, соединёнными повторяющимися сочинительными союзами, н а п р и м е р : Матвей подробно рассказал и какие блюда он ел, и из чего эти блюда приготовлены;
3) между придаточными предложениями с последовательным подчинением, н а п р и м е р : Немножко далее речка, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по её течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса. (А. Чехов)
З а п я т а я не с т а в и т с я :
1) если однородные придаточные соединяются неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, н а п р и мер: Каждый раз, приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка (К. Паустовский);
2) на стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза — то, так, но.
Н а п р и м е р :
Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. (Л. Толстой) Однако запятая ставится, если вторая часть сложного подчинительного союза отсутствует.
Н а п р и м е р : Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошёл сильный дождь.
Точка с запятой ставится между однородными придаточными, если они сильно распространены или имеют внутри запятые, например: О чём же он думал? О том, что был он беден; что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег; что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка. (А. Пушкин)
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
П о р я д о к р а з б о р а
См. порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения с одним придаточным.
В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными различаются следующие виды подчинительной связи:
а) сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением:
Одна из главных выгод охоты состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно. (И. Тургенев)
б) сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением:
Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (А. Чехов)
в) сложноподчинённое предложение с неоднородным соподчинением:
Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены, и вспомнил, как неделю тому назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник. (А. Чехов)
г) сложноподчинённое предложение с подчинением смешанного типа:
Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, что, наконец, есть умные, интересные,
приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. (А. Чехов)
О б р а з е ц р а з б о р а
Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, живым и вертлявым до такой степени, нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. (Н. Гоголь)
Предложение сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное, состоит из четырёх частей. Главное предложение (2) и придаточные (1,3, 4). Придаточные предложения 1 и 3 связаны между собой неоднородным соподчинением, 3 и 4 — последовательным подчинением. Придаточное предложение 1 относится ко всему главному предложению и присоединяется с помощью союза когда, придаточное предложение 3 относится в главном предложении к словосочетанию до такой степени и присоединяется с помощью союза что, придаточное предложение 4 относится ко всему придаточному предложению 3, которое по отношению к нему является главным, и присоединяется союзным словом какое.
Придаточное 1 является обстоятельственным (времени), придаточное 3 является определительным, придаточное 4 — изъяснительным.
1-я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
2-я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнённое обособленным определением.
3-я часть: простое, односоставное (безличное), распространённое, неосложнённое.
4-я часть: простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
2. Текущий контроль.
Тест№ 38 по теме «Сложное предложение с разыми видами связи»
Инструкция: Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1. Я взглянул в окно, на безоблачном небе разгорались звезды.
2. Стволы берез, будто кружевные ворота.
3. Ничего не видно в тумане - ни скал, ни лесов.
4. Привычка – это паутина.
5. Возле домов не было ни души: дачники ложились спать.
6. Лось – очень умное, сильное и осторожное животное.
7. Я приехал как раз вовремя, поезд стоял у платформы.
8. Речь – язык в действии.
9. Енисей вился белой лентой, среди высоких берегов вдоль которых шел густой туман.
10. Я вернулся на уютную полянку, около которой недавно собирал грибы.
11. Нам понадобился проводник в надежности, которого не было бы сомнений.
12. Как только снег покрыл лесные тропы, на них стали появляться следы лыжников.
13. В этот день мы завтракали втроем, и когда подавали вишневый кисель, сестра нашла десерт невкусным.
14. Туман таял, и, когда лодка шла к берегу, видно было, как пятнышки кувшинок покачиваются на волнах.
15. К вечеру пошел дождь, и, пока мы ехали по проселку, лошади еле переступали.
16. Все меня любили, и хотя я безмерно шалил, мне прощалось все, что бы я ни делал.
17. Душистая пыльца облаком стояла над домом, когда в рощах цвели сосны, и всюду пахло хвоей.
18. Мы часто повторяем, что судить о человеке нужно, прежде всего, по его делам и я с этим согласен.
19. Говорят, что доброта лечит от одиночества, и мне представилась возможность убедиться в этом.
20. Я почувствовал, что мне не удается взойти на их вершины.
21. Мы оказались на лугу, трава на котором стояла до самых плеч.
22. Я видел счастливого человека: заветная мечта которого осуществилась.
23. Талый снег закрывал лужи, в холодную воду которых вступали озябшие ноги.
24. Вокруг ходили какие-то странные люди интересы, которых были нам совсем чужды.
Критерии оценки:
«5» - от 9 до 10с.о.
«4» - 8 с.о.
«3» - 7 с.о.
«2» - менее 7 с.о.
3.Установка на домашнее задание.
3.1.Знать теорию по теме в объёме «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»
3.2. Подготовить развернутое сообщение на лингвистическую тему «Уровень речевой культуры как эффективное средство коммуникации».
Делая выводы, понимаем, что применение кейс-технологии во время дистанционного обучения, как совокупности материалов, оправданно и решает ряд задач по обработке и успешному усвоению обучающимися новой программной информации.