1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелаю вам удачи, И успешности в придачу! Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? Я с вами полностью согласна. Поэтому мы с вами на уроке будем работать в паре и в группе. | Организация учащихся, включение в деловой ритм. | Подготовка к восприя-тию нового материала | Самоопределение | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Целеполага- ние | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2.Постановка учебной цели и задач | Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы вернулись в далекое прошлое, когда на планете Земля царствовали рептилии, которые были приспособлены к постоянной жизни на суше. Это было более 150 млн. лет тому назад. Именно тогда на Земле господствовали двухметровые, массивные и неуклюжие животные. Но время шло, менялись условия жизни на Земле… и это все привело к тому, что на Земле больше нет динозавров, но многие из них стали предками современных животных. Что за это животные? | Подведение к озвучиванию темы урока через личную заинтересованность к теме урока. | Отвечают, используя свой жизненный опыт знания, получен- ные на данном предмете. | Ориентиро- ваться в своей системе знаний( граница знаний и незнаний). | Анализ объектов с целью выделения признаков. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Выделять существенную информа- цию из текста. |
3. Актуа-лиза- ция зна- ний и фикса-ция затруд-нений в деятельности | Ребята, посмотрите на доску, давайте прочитаем слово по слогам и узнаем, как же называют этих животных. Теперь прочитаем это слово медленно и быстро. - Что означает это слово? Почему ваши мнения расходятся? Мы не знаем кто такие пресмыкающиеся! Кто знает, а как ещё можно назвать таких животных? Давайте все вместе решим кроссворд и узнаем это. Приложение 1. 1. 2. 3. 4. Какое слово у нас получилось? РЕПТИЛИИ - Как вы думаете, с чем могут быть связаны эти слова? (а с уроком как будут связаны?) - Верно. Данное слово будет связано с нашей темой урока. - НО, о всех ли пресмыкающихся мы будем говорить на уроке? Или лучше изучить известных нам животных. Совершенно верно, поэтому на уроке мы с вами будет разбирать тех пресмыкающихся, которые нас окружают, которых мы можем встретить в нашем лесу. - Давайте вместе сформулируем тему и цель нашего урока. Как будет звучать наша тема: Пресмыкающиеся леса. А какая же цель нашего урока? ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление о пресмыкающихся леса. Всем ли понятно, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, какова цель урока для каждого из вас? Давайте сейчас все вместе проговорим цель. МОЯ ЦЕЛЬ …. | Активизация знаний обучающихся, создание проблемной ситуации. | Высказывают свое предполо-жение. Отвечают, используя свой жизненный опыт, знания, получен-ные на данном предмете. | Постановка вопросов. Составление плана достижений цели. Слушать и понимать речь других. | Целеполага-ние, планирование действий. Выполнение пробных учебных действий. | Умение вступать в диалог с учителем, участвовать в общей беседе, обосновывать свою точку зрения. | Извлекать информа-цию из кроссворда.. |
4. Построение проекта выхода из затруд- нения. | Для того чтобы достичь поставленной цели, мы поставим к ней задачи. Подумаем, что мы можем узнать про пресмыкающихся? ЗАДАЧИ: 1. Дать понятие. 2. Назвать представителей. 3. Охарактеризовать данных животных ( внешний вид, способы передвижения, способы питания, размножения, среда обитания) Давайте с помощью задач составим план урока, по которому мы будем работать. Какой вопрос мы можем задать к 1 задаче? • Кто такие пресмыкающиеся? • Что значит назвать представителей? • Определить представителей, т.е назвать животных • Что означает охарактеризовать животных? • Дать им характеристику, т.е. назвать их признаки. Приложение 2. ПЛАН РАБОТЫ: 1. КТО ТАКИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (назвать животных) 3. ДАТЬ ИМ ХАРАКТЕРИСТИКУ (назвать признаки: ВНЕШНИЙ ВИД, СПОСОБЫ ПИТАНИЯ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, РАЗМНОЖЕНИЯ, СРЕДА ОБИТАНИЯ). | Мотивирование учащихся на решение учебных задач. | Предположения детей, выдвиже-ние гипотезы. | Постановка вопроса. | Выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). | Высказывать свое мнение (точку зрения). Слушать и понимать речь других. | Осуществлять актуализа- цию личного жизненно-го опыта. Опреде-лять и формиро-вать проблему. |
5. Реализация постро- енного проекта.. | - Давайте еще раз прочитаем 1 пункт плана? - Что нам надо сделать? - Где мы можем найти данную информацию? - Совершенно верно, открываем учебники на стр 74. Найдите определение и прочитайте его самостоятельно. Ребята, посмотрите, а в моем определении пропали слова и теперь я не могу его прочесть. Что же мне делать? Пресмыкающиеся (рептилии) – это животные, которые при передвижении свое тело, а брюхо с землей. Пресмыкающиеся (рептилии) – это животные, которые при передвижении изгибают свое тело, а брюхо смыкается с землей. Мы смогли с вами выполнить 1 задачу? (Да) Итак, перед вами оценочные листы ПОД НОМЕРОМ 1. Найдите в них первый пункт. Я ЗНАЮ КТО ТАКИЕ ПРЕСМЫКАЩИЕСЯ. Поставьте во второй столбик + или – Приложение 3. | + или - | 1. Я знаю кто такие пресмыкающиеся | | 2. Я знаю признаки пресмыкающихся | | 3.Работа в группе: я умею слушать одноклассников | | Я помогал своей группе | | Давайте прочитаем наш 2 пункт плана. Что тут нам надо сделать? На доске представлены животные, Кого бы вы отнесли к пресмыкающемуся? (Ящерица, змея, лягушка и черепаха) Почему ваши мнения расходятся? Предложите, каким образом мы можем узнать признаки пресмыкающихся? Как будет легче изучить данную информацию? Одному или с другом? Я с вами согласна, поэтому предлагаю вам поработать в группе. Но для этого давайте вспомнить правила работы в группе. Я проговариваю начало, а вы заканчиваете мое предложение. Следующее условие. Поднимите руки те, кто умеет хорошо читать – вы будете командирами группы. Вам надо будет прочитать текст для вашей группы, а позже выступить с полученной информацией. Поднимите руку те, кто умеет красиво писать – ваша задача записать всю информацию. Найдите на своих столах лист №2. Приложение 4. На данном листе написана информация про животного. На другом листе вам надо вставить пропущенные слова, для того, чтобы у вас получился текст. Всем ли понятна задача? Все группы справились с заданием и сейчас по очереди командиры будут выходить и рассказать всем про свое животное. Все остальные внимательно слушают выступающего и работают с таблицей №3. Приложение 5. В таблице вам надо будет зачеркнуть лишние слова и оставить только те признаки, которые подходят к животному. Кто работал с ящерицей. Мы заслушали все группы, все ребята молодцы. Давайте посмотрим на нашу таблицу, которую вы заполняли. Какие признаки мы можем выделить у пресмыкающихся? У Всех ТЕЛО ПОКРЫТО ОРОГОВЕВШИМИ ЧЕШУЙКАМИ, ПО СПОСОБУ ПИТАНИЯ- ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ОТКЛАДЫВАЮТ ЯЙЦА НА СУШЕ, ПРИ ПРЕДВИЖЕНИИ ИЗГИБАЮТ СВОЕ ТЕЛО, А БРЮХО СОПРИКАСАЮТ С ЗЕМЛЕЙ. ОТСЮДА И НАЗВАНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. ФИЗМИНУТКА Садимся на свои места. | Учитель наблюдает за деятель-ностью обучающихся. Консультиру-ет, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность. | Осущест-вляют поиск информа- ции. Выделяют особенности животных. Работают в группе. | Самоопределение. Самооценка | Планирова-ние, прогнозирование. Действия по алгоритму, правилу. Делать выводы по результатам. | Сотрудничество в группе. Умение вступить в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Самостоятельно контролировать время при выполнении заданий. | Формиро-вать навык поисковой, исследо вательской деятель-ности. Ориентироваться в учебнике и в дополни-тельной литературе. |
6. Первичное закреп ление. | Для чего мы изучали животных? (для того, чтобы узнать признаки пресмыкающихся). Вернемся к нашим животным. Так кто же является лишним и почему? Вернемся к нашим оценочным листам. Приложение 3. Найдите 2 пункт и оцените себя, вы действительно теперь знаете признаки пресмыкающихся? И заодно оценим свою работу в группе. | Организовывает рефлексию, контролирует деятельность учащихся. | Отвечают на вопросы, оценивают себя. | Способ- ность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятель-ности. | Осуществле-ние рефлексии и коррекции. | Высказывать суждения и аргументировать свое мнение. | Использо-вать информа-цию для решения учебной задачи. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Давайте вернемся к теме цели нашего урока, как они звучали? Посмотрим еще раз задачи и план урока. Все ли мы с вами выполнили? Для того чтобы закрепить ваше новое знание и проверить, внимательно ли вы слушали на уроке выполним еще одно задание. Переверните лист № 3. Приложение 6. В первом столбике записаны признаки пресмыкающихся, если вы с ним согласны, то в соседнем столбике вы ставите =, ели нет -. Проверим вашу работу по образцу. Оцените себя. А кто из пресмыкающихся может нанести нам вред и какой? А вы знаете, что в РК вводятся змеи, даже есть информация, что в июле 2018 года в Койгородском районе гадюка укусила женщину, которая собирала ягоды в лесу. И не только в Койгородском районе вводятся змеи, может даже и в нашем лесу вы встретите змею. Что же нам теперь делать? Не ходить в лес!!!! У вас на партах лежат памятки. Приложение 7. Посмотрите, чего в них не хватает? Я предлагаю вам проявить дома творчество, и к каждому правилу нарисовать картинку. А ели кто захочет, может добавить еще и свои правила. Всем спасибо за урок! До свидания. | Организует рефлексию. Контролирует деятельность учащихся. | Отвечают на вопросы, проводят самооцен-ку, записыва-ют домашнее задание. | Способ-ность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятель-ности. | Осуществле-ние рефлексии и коррекции. | Строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. | Системати-зировать, обобщать изученное. |