Урок
пресс-конференция
подготовила
учитель истории Нижегородова И.М.
Урок-пресс-конференция является одной из форм нетрадиционного урока.
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки-пресс-конференции как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
Урок-пресс-конференцию проводится с целью изучения нового или обобщения и закрепления изученного материала.
Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: физиков-теоретиков, математиков, инженеров, экспериментаторов, историков и т.д. Специалистов одного профиля может быть несколько. Возглавляют их консультанты.
Начинается пресс-конференция со слов приветствия в адрес участников. Далее сообщается ее тема и общий круг вопросов, которые будут рассмотрены. Затем - представление специалистов и прессы, информация о плане работы.
Группы задают вопросы в порядке очередности. Вопрос обычно начинается словами: «Читателей нашего журнала интересует вопрос...» или «В редакцию нашего журнала пришло письмо с просьбой объяснить следующее явление...». Отвечают на них специалисты. Журналисты выслушивают ответы и делают в своих блокнотах записи. Потом тут же в отведенное для этого время они должны написать статьи или заметки в свой журнал или газету. Каждый из группы занят своим делом: кто-то пишет ответ на первый вопрос, кто-то - на второй, кто-то подбирает рисунки и т. д.
Я считаю, что такие уроки учат самостоятельности мышления, вырабатывают умения выступать перед большой аудиторией, работать с литературой, дают возможность самостоятельно готовить и проводить эксперимент, воспитывают чувство ответственности и, кроме того, позволяет за малый промежуток времени изучить или обобщить большой материал. Ребят привлекает это; нравится им также использование на одном занятии разнообразных по характеру материалов: теоретических, практических, исторических. Урок интересен всем учащимся: они работают на нем эффективно.
Предмет: Всемирная история
Класс: 10 «А»
Дата урока:
Цель урока: Обобщить изученный материал, определить тенденции развития стран, организовать обсуждение проблем, касающихся стран, конференций.
Задачи урока:
Образовательная: Подвести учащихся к самостоятельным выводам о сущности внутри и внешнеполитическим проблемам крупнейших стран Европы в послевоенный мир.
Развивающая: развить навык работы с учебником и другими источниками, умение анализировать факты прошлого с современным миром, сравнивать позиции стран лидеров блоков, движений, ситуаций, дать им оценку.
Воспитательная: Воспитать чувство гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к истории этих стран.
Методы обучения: Частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный репродуктивный
Форма урока: Комбинированный
Наглядность: учебник, карта, составление схем, таблиц, раздаточный материал.
Время урока: 40-45 мин.
Ход урока
План:
I. Организационный момент (разделить класс на три группы, выбрать «журналистов»)
II. Первый этап. «Пресс- конференция»
III.Второй этап. Проведение «Пресс- конференции»
IV.Третий этап Команды задают друг, другу вопросы
V. Четвертый этап - заключительный.
VI.Оценки
I.Организационный момент
Вступительное слово преподавателя. Учитель ставит перед учениками основную проблему урока: какие модели послевоенного развития были выбраны странами Европы и США, каким результатам в конце 20-хгг. Они привели?
Раздает дополнительный материал по теме.
Представители различных европейских стран и США (по 2 человека от Великобритании, Франции, США, Германии, Италии). Остальные ученики являются «журналистами». Задача «журналистов» - как можно более подробно расспросить «представителей» различных стран о политике и экономике, о проблемах жизни в стране, о ведущих политических деятелей. Задача «представителей» стран- верно с исторической точки зрения отвечать на вопросы, а также стараться объяснить все происходящее в их стране.
Примерные вопросы по Великобритании
Как вы оцениваете положение вашей державы к моменту окончания войны?
Курс правительства консерваторов. По развитию чего, Консерваторы продолжили курс лейбористов? Какую цель они преследовали?
Вопросы по Франции
Какие настроения существовали в стране к моменту окончания первой мировой войны?
На какие отрасли промышленности страна сделала ставку? Считаете ли вы этот выбор удачным? Что было одним из главных достижений периода Четвертой республики?
Вопросы по США
За США утвердилась слава самой мощной экономической державы мира. Чем можно подтвердить такую славу?
Чем отличалась политика президента Р.Рейгана?
Вопросы по Германии
Положение Германии после первой мировой войны
Наиболее значительным актом западных оккупационных властей, приведшим к окончательному расколу Германии, послужило?
Вопросы по Италии
Италия относится к странам победительницам. Почему же в начале 20хг она оказалась в трудном экономическом и политическом положении?
Что предусматривал подписанный в1947г. мирный договор союзников с Италией?
Команды задают друг, другу возникшие вопросы.
Общее задание. 1)
По историческим фактам определите страну:
1. Движение Сопротивления, референдум о судьбе монархии, «экономическое чудо», «Еврокоммунизм», проблема Севера и Юга. (Италия.)
2. Атомная монополия, «холодная война», движение за гражданские права, Рейганомика. (США.)
Монархия, кризис колониальной империи, борьба за вступление в ЕЭС, проблема Ольстера. (Великобритания.)
Задание 2) По фактам биографии определите политического лидера:
1. Активный участник Второй мировой войны. Сторонник авторитарного политического режима, создатель конституции. Ушел в отставку, не сумев провести реформу местного самоуправления. (Ш. де Голль.)
2. Христианский демократ. Стремился ограничить вмешательство государства в экономику, провел приватизацию, сократил социальные расходы государства. Внес большой вклад в решение главной проблемы государства. (К. Аденауэр.)
3. Демократ. Предложенный им политический курс предусматривал социальную защиту населения, развитие государственной системы образования. При нем возник и был благополучно разрешен один из самых опасных международных кризисов, чреватый развязыванием новой войны. (Дж. Кеннеди.)
Получив ответы «журналисты» должны написать заметку, зарисовку о положении какой либо страны. В это время учитель беседует с «представителями» стран, подводит итоги.
Домашнее задание: Написать эссе о внутри и внешнеполитических проблемах крупнейших стран Европы в послевоенный мир.
VI.Оценки