Тема урока: Преступление и наказание
Цель:
Правовое просвещение, профилактика правонарушений,анализ типичных правонарушений.
Задачи:
Развивающие
1.Развитие распределения и избирательности внимания;
2.Развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических связей;
3.Выработать навыки оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения.
Коррекционные
1.Развитие устойчивости внимания;
2.Коррекция и развитие личностных качеств эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки.
Воспитательные
1.Воспитывать сдержанность, умение внимательно слушать и выполнять задания
Познавательные
1.Развитие внимания, воображения
2.Развитие познавательной мотивации
Речевые
1.Обогащение активного словаря ( специальные термины)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вступительная часть. Беседа.
И преступление, и проступок являются нарушениями закона. В обоих случаях ребенок, их совершивший, - правонарушитель. Преступлением считаются действия, опасные для всего общества. Их четкий перечень указан в Уголовном Кодексе РФ. Проступком, как правило, называются менее вредные деяния, они сформулированы в Кодексе обАдминистративных правонарушениях. Между преступлением и проступком очень тонкая грань, по глупости и незнанию подростку, зачастую, ее легко перейти.
II. Основная часть.
Ключевые понятия темы: проступок, преступление. (Слайды)
Проступок–поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
Правонарушение – нарушение права, проступок, преступление.
Преступление – общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.
Педагог выясняет у детей с какого возраста наступает уголовная ответственность и с какого возраста административная? (С 14 и 16 лет)
Упражнение «Проступки и преступления»
Обучающимся предлагаются карточки с описанием различных правонарушений. Необходимо определить что это- проступок или преступление. (слайды ситуаций)
Двое подростков угнали машину, чтобы прокатить друзей;
В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались;
Шестнадцатилетние ребята сломали несколько деревьев в городском парке;
Девочка оскорбила своего пятнадцатилетнего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал ей руку;
Четырнадцатилетний мальчик перебежал улицу в неположенном месте;
Шестнадцатилетний подросток позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба;
Подросток попросил телефон у одноклассника позвонить и не отдал его;
Девушки собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона.
Обучающиеся могут предложить свои ситуации на определение правонарушения.
III. Практическая часть.Диспут «Причины правонарушений и виды уголовного наказания несовершеннолетних»
Педагог в ходе беседы предлагает обучающимся обратить внимание на причины преступлений.
Причины преступлений, совершаемых несовершеннолетними (слайды):
Преступления, совершенные в результате случайного стечения обстоятельств;
Преступления, совершенные в результате попадания в соответствующую ситуацию;
Преступления, совершенные несовершеннолетними, ранее совершавшими проступки, правонарушения;
Преступления, совершенные несовершеннолетними, ранее совершавшими преступления.
Обучающимся на каждую причину преступлений предлагается придумать ситуацию.
Из видов наказаний, которые суд, в соответствии с законом, может назначить несовершеннолетним, четыре относятся к основным:
Обязательные работы;
Исправительные работы;
Арест;
Лишение свободы.
Обязательные работы
Исправительные работы
Арест
Лишение свободы
Обязательные работымогут назначаться на срок от 40 до 160 часов; они состоят в выполнении посильных для него работ и исполняются в свободное от учебы или основной работы время.
Исправительные работымогут быть назначены несовершеннолетнему на срок до 1 года, но не менее двух месяцев. Исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет, а только с 16-17-летнего возраста. Исправительные работы заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства. Удержания из зарплат производятся от 5 до 20%.
Арест назначается несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцати лет, на срок от 1 до 4 месяцев. Местом пребывания арестованного становятся специально отведенные учреждения.
Лишение свободы предельный срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет. Минимальный – 6 месяцев. Наказание отбывается в воспитательных колониях общего и усиленного режима.
Штраф несовершеннолетнемуможет быть назначен только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое допустимо обратить взыскание.
Заключительная часть. Упражнение «Как избежать беды».
По «цепочке» детям нужно составить список рекомендаций сверстникам о том, как избежать беды (Примерные ответы: избегай опасных мест; не открывай дверь незнакомцам; думай, прежде чем поддаться дурному примеру приятелей; не принимай алкоголя и наркотиков – верный путь к преступлению и т.д.).
Подведение итогов занятия.