Е.В.Скютте
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6 » г.Югорск
«Превед, медвед!», или
Формирование мировоззрения учащихся через внеурочную деятельность
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Сократ
«Превед, медвед!» Как часто встречаются эти слова на страницах Интернета! В угоду модному сленгу их публикуют везде: в газетах, журналах, дают названия клубам (один из таких существует в городской лысьвенской газете «Искра») и т.д. В итоге, мы наблюдаем явление кащенства (намеренного искажения слов в языке). Многие, не задумываясь, используют словесную мишypу, а ведь существует сообщество, своим уставом призывающее к «внедрению идеи об избранности кащенцев»1. «Кащени́зм — стиль общения на форумах или в эхоконференциях, характеризующийся провокационными, зачастую просемитскими или психиатрическими высказываниями и ситуационной насмешкой над собеседником. Кащени́ты — люди, использующие кащенизм как стиль электронной переписки. Оба слова происходят от эхоконференции фидо SU.KASCHENKO.LOCAL, которая, в свою очередь, названа в честь Психиатрической больницы № 1 г. Москвы имени Н. А. Алексеева, до 1992 года имени Петра Петровича Кащенко.
Один из признаков кащенизма — использование своеобразно оформленной лексики. Построение словоформ у кащенитов являет собой процесс творческий и нешаблонный. Так, одно слово формируется из нескольких других, либо какой-нибудь его части придаётся сходство с тем или иным термином или явлением (Торагой, поцторажидь, спейсок, оЖИДать, гойлова, пейсахводительство, семитричный - дорогой, посторожить, список, ожидать, голова, превосходительство, симметричный)».2
Лозунги кащенитов: «Неважно, что говорите вы - важно, как вы говорите». «Ваша самоyвеpенность будет воспринята как убежденность, амбиция - как возвышенность ума, манера поучать и поправлять - как превосходство». «Держите в своих pyках средства пропаганды и информации: печать, радио, телевидение, кино».
Целью филологов стало не только обучение нормам орфографии, но и воспитание негативного отношения к кащенству, то есть, другими словами говоря, сделать так, чтобы молодое поколение не превратилось в «медведов». Формирование речевой компетентности не должно ограничиваться уроками русского языка и литературы, следует расширять сферу воздействия на мировоззрение учащихся. Одними запретами и нравоучениями ситуацию не изменить, поэтому организация внеурочной деятельности дает возможность воспитывать речевую культуру у современной молодежи.
Невозможно представить молодых людей без средств мобильного общения: сотовые телефоны, Интернет, где в неформальной обстановке происходит обмен сообщениями. Именно там получило распространение явление кащенства. Но в то же время Интернет может послужить отправной точкой в формировании позитивного мировоззрения учащихся, так как «предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации». Следующим шагом является перенаправление деятельности в русло пусть традиционных, но прекрасно зарекомендовавших себя мероприятий: конкурсы, предметные недели по русскому языку и литературе, олимпиады, НОУ, кружковая работа, курсы. Кроме того особая роль отводится работе с родителями. Просветительская и обучающая деятельность поможет сделать коллектив родителей союзниками в работе над формированием речевой этики учащихся.
Таким образом, внеурочная деятельность может включать в себя использование Интернета, организацию внеклассных мероприятий, работу с родителями.
Виртуальный мир как форма работы
Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в различные сферы, он порождает новые формы общения и обучения, «Сетевое поколение» — это настоящий социо-культурный феномен наших дней. Для его представителей Интернет давно стал привычным и удобным спутником жизни. Интернет является не только источником разнообразной информации, но и популярным средством общения.
Культура речевого общения в Интернете подчас оставляет желать лучшего, потому что «возможности электронной коммуникации не только снимают пространственные, языковые и формальные препятствия для общения, но и изменяют качество общения как такового, снимая (в ситуации сознательно избранной субъектом социальной анонимности) вообще какие бы то ни было границы взаимодействия сознаний. Так, например, Интернет открывает возможности непосредственного общения Я с Я, — вне тех социальных ролей и функций, которые накладывают ограничения на свободы самоизъявления и коммуникативной самореализации личности (в свое время К.С.Льюисом был сформулирован тезис о том, что в подлинной коммуникации субъект должен быть презентирован предельно внефункционально: «как Джон или Анна»; более того, М.И.Цветаева в ответ на сообщение о том, что А.Белый, когда ему в эмиграции передали привет «от Марины Ивановны», едва ее вспомнил, отреагировала следующим образом: «конечно, я же для него не то что Мариной Ивановной, я для него даже Мариной не была — я всегда была для него Ты»)»3
Где чаще всего можно встретить учеников в виртуальном мире? Социальные сайты Интернета прочно вошли в жизнь общества. Многие ученики, узнав о регистрации учителей на популярных сайтах («ВКонтакте», «Одноклассники», «Майл.РУ» и т.п.), стремятся «добавить их в друзья». Здесь сказываются два фактора: интерес к другой (внешкольной) жизни преподавателя и уважение, желание быть ближе к тому, кто дает знания на уроке. Но суть состоит в том, что учащиеся хотят неформального общения с учителем. И в том, и в другом случае есть много положительных моментов.
Во-первых, страница учителя. Страница учителя – это эталон для учеников. Естественно, подходить к ее оформлению нужно очень ответственно: любимые цитаты из произведений, фильмы, книги, увлечения – все это образец для подражания, интерес учащихся. Почему любимый литературный герой, к примеру, Печорин? Как узнать? Прочитай произведение, пройдись по сети Интернет, разберись в критических статьях, ознакомься с сочинениями сверстников или просто задай вопрос учителю.
Во-вторых, в каждом сайте общения присутствует «лента новостей», где отражается каждое изменение на странице пользователя. Фотографии, списки новых друзей, комментарии доступны каждому, особенно если они ваши интернет-друзья. Многие ученики не раз бывали в ситуации, когда получали замечания от учителей. Чаще всего в ответ приходят слова-извинения, но в дальнейшем наблюдается повышение уровня культуры общения и комментирования, так как ученики чувствуют контроль над высказываниями.
В-третьих, особую роль на страницах сайтов играет обмен информацией. Найденные ссылки, помогающие в подготовке к урокам; индивидуальные задания, получение консультаций (особенно в работе НОУ, подготовке к олимпиадам, экзаменам) – все это помогает быстро получить сведения. Особую роль играет литература в Интернете. Электронные библиотеки содержат огромное число произведений классической литературы, фантастики, современной прозы и поэзии. Еще одно направление литературного Интернета представляют ресурсы, посвященные писательскому творчеству. Начинающие прозаики и поэты, графоманы и маститые авторы выкладывают в Сеть свои творения. Существует даже термин «сетература» для литературных произведений, не имеющих бумажного варианта. Множество сайтов посвящено отдельным жанрам и направлениям литературного творчества. Именно в эти сайты следует перенаправлять учащихся.
В-четвертых, Интернет открывает уникальные возможности не только для коммуникативной, но и для творческой самореализации личности. Поздравления с Днем рождения, другими праздниками, какими-то событиями позволяют творчески подходить к самому процессу, развивают креативность, формируют этические нормы.
Таким образом, Интернет может быть охарактеризован как социокультурный феномен. Молодые люди, выросшие в эпоху передовых технологий, с детства привыкшие к использованию компьютеров в образовании, развлечениях, живут в ином восприятии информационного пространства, поэтому своеобразная игра в жизнь в виртуальном мире не подменяет «живое» общение, а расширяет возможности воздействия на мировоззрение учащихся.
Внеклассная работа
Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, глубже раскрывать богатства языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике, с другой – формировать негативное отношение, к примеру, к таким явлениям как кащенство. Создаваемая на внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности в естественных условиях.
В каждой школе и у каждого учителя есть свой комплекс мероприятий. Исходя из опыта, одними из хорошо зарекомендовавших мероприятий являются такие, как конкурсы, предметные недели по предмету, олимпиады, НОУ, кружковая работа, курсы. Данные формы работы позволяют перенаправить деятельность учащихся, показать другие возможности языка, являющиеся образцовыми, с точки зрения речевой культуры, приобрести многие жизненно необходимые навыки — самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться так, чтобы быть понятыми и принятыми в обществе.
Воспитание коммуникативной культуры школьников, расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции, выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся – вот основные задачи предметной недели по русскому языку и литературе. Традиционным в школе стал конкурс тематических презентаций («Вера, надежда и честь», «И жизнь, и слезы, и любовь…»), где учащиеся, творчески представляют материал, интегрируя его с другими областями искусства, проводя тематическую параллель в творчестве поэтов и писателей. «Знаток орфографии» определяется в игре «Грамотей» и при проведении словарных диктантов. Для учащихся, обладающих поэтическими и писательскими способностями, организуется конкурс «Юные таланты». Проведение игровых программ позволяет пробудить интерес, «внести позитивные изменения в структуру личностных показателей, освоить диалектику общения»4. «Брейн-ринг», «Литературное кафе», «Своя игра», «Путешествие в страну Лингвистику, «Смех без правил», «Знакомьтесь, причастие!», «В гостях у дедушки Бажова» - вот неполный список игровых программ. Несомненно, проведение предметной недели позволяет выявить лучших учеников в данной области образования, но, с другой стороны, дает возможность, охватывая всех учеников, расширить их представление, поднять на новый уровень развития, воспитать позитивное отношение к предмету, а также развить речевую компетентность.
Популяризацией языковой культуры могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по предмету в объеме программы, уровень развития, кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Проведение олимпиад по предметам «Русский язык» и «Литература» позволяет определить, насколько глубоки знания в данных областях, высока речевая культура, начитанность, смекалка. Олимпиада выявляет лучшего. С другой стороны, это накладывает на учеников определенную ответственность. К примеру, на страницах Интернета Ерачиной Анны (неоднократного призера городских олимпиад по русскому языку и литературе) и Тетюевой Дианы (призера городских олимпиад по русскому языку и литературе, участницы областной олимпиады по литературе) нет проявлений кащенизма, эти страницы представляют образец речевой культуры учащихся.
Научное общество учащихся (НОУ) - это объединение учащихся, которые хотят улучшить свои знания в области науки и приобрести навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством педагогов. В ходе деятельности учащиеся создают научно-исследовательские опусы, работают с первоисточниками, дополнительной литературой, участвуют в конференциях, конкурсах, проводят эксперименты, обсуждают реферативные работы. «Ребята, надо верить в чудеса!» (Творчество А.Грина), «Образ «тургеневской девушки», «Жизнь и смерть в рассказах Л.С.Петрушевской», «Изображение элитарного государства в романе В.Аксенова «Москва-ква-ква», «Новый реализм в рассказах Олега Зоберна» - темы научно-исследовательских работ учащихся, в процессе деятельности над которыми наблюдается у учащихся повышение уровня самостоятельности, повышение уровня знаний по предметам, улучшение умения анализировать результаты деятельности и делать выводы, создавать презентации, доклады, выступления, тезисы докладов, улучшение коммуникативных, деловых и волевых способностей. повышение
Внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет большое воспитательное значение в формировании мировоззрения учащихся.
Работа с родителями
Одним из направлений деятельности учителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. В основе работы учителя с родителями стоят следующие задачи: просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Именно правильно организованная деятельность с родителями может послужить источником формирования негативного отношения учащихся к таким явлениям как кащенство. Примером может послужить родительский практикум «Говорят дети», на котором были представлены выдержки из комментариев учеников в Интернете. Предлагалось перевести их «с русского на русский», таким образом, была обозначена проблема языковой компетентности. Следующим этапом было проведение мастер-класса учителем по теме «Нормы орфографии», после которого произошло обсуждение в группах. Следующий шаг, обозначенный не только учителем, но и родителями – это организация совместных внеклассных мероприятий.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что формирование речевой компетентности не должно ограничиваться уроками русского языка и литературы, следует расширять сферу воздействия на мировоззрение учащихся через организация внеурочной деятельности и тогда не будет и малейшей возможности превратиться молодому поколению в «медведов»...
1 http://kaschenko.narod.ru/attentions.htm
2 http://ru.wikipedia.org/wiki/Кащенизм
3 Энциклопедия «История философии»
4 http://thl.narod.ru/3/it.htm