СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта..................................................

Просмотр содержимого документа
«Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.»

Урок химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества»

в соответствии с ФГОС ООО, учитель химии Шорохова Яна Александровна

Тема урока

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии.

Тип урока

урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Цель урока

создать условия для рассмотрения вопроса о превращении веществ и раскрыть роль химии в жизни человека.

Задачи урока (планируемый результат)

Предметные умения

УУД


Обучающийся узнает:


  • Определение «химические явления», «физические явления»


  • Об истории развития предмета химии.


  • О роли химии в жизни человека.


Обучающийся научиться:


  • Отличать физические и химические явления по определенным признакам


  • Самостоятельно работать с учебником, извлекать из него информацию





Личностные:

определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм; будет проявлять учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используя общие приемы решения задач

Коммуникативные:

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы,

Основные понятия: физические явления, химические явления, химические реакции

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

частично-поисковый, исследовательский, проблемный.




  • компьютер, презентация;

  • учебник химии О.С.Габриелян 8 класс.

Мотивационно – целевой этап

Этапы урока, цель



Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

- Доброе утро. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

- ребята, а вы хотите покорить новые ступени знаний в предмете химии и узнать что новое и интересное?

- а зачем Вам необходимы новые знания?

- Вы большие молодцы! Вы всё сможете и у Вас все получиться, ведь не решаемых задач нет, т.к. у Вас есть прекрасные помощники в достижении Ваших целей. Для достижения целей и задач наших уроков Ваши помощники это учитель, учебник и одноклассник. Вместе мы всё сможем!



Личностные:

Нравственно – этическая ориентация

Коммуникативные:

Умение работы в паре


Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.

- Ребята, а где зародилась наука химия?

- А какие этапы преодолевала эта удивительная наука на своем пути и с чьими именами эти этапы связаны Вам известно?

- А Вы хотите узнать?

- В природе существуют два вида явлений! Вы знаете какие?

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на мои действия и попытайтесь ответить на вопрос: как правильно назвать явления, с которыми связаны мои действия?

Нагреваем воду над пламенем спиртовки и во время испарения воды, появления пара держим стеклянную пластину над отверстием пробирки.

- Ребята, что вы наблюдали? И как это явление называется или какой процесс произошел при испарении воды?

Проведем химический опыт получения гидроксида меди (2). К пробирке с щелочью добавим медный купорос.

- Ребята, что вы наблюдали? А как это явление называется, или какой процесс произошел в пробирке?

- в Египте.

- нет


- Да

Дают ответ или возникает проблема при решении поставленных задач












Познавательные:

Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества



  1. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений

Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока

Итак, давайте еще раз посмотрим внимательно на тезисы из вопросов, которые вызвали у вас затруднение

  1. Этапы развития науки химия.

  2. Основоположники отечественной химии.

  3. Процессы или явления, существующие в природе.

Каким способом мы будем решать проблему:

  1. Способ уточнения

  2. Способ дополнения (требует введения новых практик и умений)


- попробуйте, работая в парах определить тему урока и цель урока.

А в помощь вам ребусы и различные загадки. Разгадаете и узнаете тему нашего урока. 1 ряд – ребус. 2 – ряд на интерактивной доске представлены буквы, из которых нужно собрать слова. 3 ряд – из предложенных слов собрать предложения.

Итак, вы большие молодцы и выяснили тему сегодняшнего урока.

А теперь нам необходимо определить цель и план урока.

  • Рассмотреть вопрос о превращении веществ и раскрыть роль химии в жизни человека.

План:

  1. Превращение веществ

  2. Роль химии в жизни человека

  3. История развития химии

  4. Основоположники отечественной химии

  5. Закрепить изученный материал

  6. Итоги

  7. Рефлексия



Работают в парах и определяют тему и цель урока.



Общеучебные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи

Процессуальный этап

  1. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

Начнем решение наших задач.

Используя текст параграфа, дайте определения следующим понятиям:

  • Химическое явление

  • Физическое явление




А можно ли определить явление, не проводя химические эксперименты? Возможно, есть определенные признаки физического и химического явлений?

Заполним кластеры.

Проведем эксперименты и определим признаки физического явления:

  1. Изменение агрегатного состояния (выпаривание воды)

  2. Изменение формы тела

(согнуть проволоку)

  1. Изменение размеров тела

(надули шарик)

Приведите свои примеры физических явлений.



А теперь экспериментально определим признаки химических явлений или химических реакций.



  1. Выпадение осадка при смешивании щелочи с медным купоросом

  2. При добавлении к полученному осадку кислоты мы наблюдаем растворение осадка, что является так же признаком химического явления

  3. При взаимодействии мрамора и кислоты мы наблюдаем бурное выделение газа, что тоже будет являться признаком химического явления

  4. При взаимодействии щелочи и кислоты. Щелочь подкрасим фенолфталеином и добавим кислоту. Наблюдаем изменение цвета и выделение теплоты. Признаки химических явлений.

  5. Растворим нитрат аммония в воде. Раствор становиться холодным. Поглощение теплоты. Признак химических реакций.

  6. Появление запаха также является признаком химических реакций.

Теперь перейдем к следующему этапу:

  1. Роль химии в жизни человека

  2. История развития

  3. Основоположники отечественной химии





Выписывают в тетрадь определения.

Химическое явление или химическая реакция – это явления, в результате которого из одних веществ образуются другие.

Физическое явление – это явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав остается постоянным.








Заполняют кластер, выделяют признаки химических и физических явлений.

































Ученики представляют проекты.






Познавательные:

Уметь находить информацию


Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы;

Уметь выражать свои мысли


Регулятивные:

Выполнять учебные действия


  1. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания.

Давайте ответим на вопрос №1











Химические явления и их признаки: скисание молока – изменение цвета, запаха, вкуса, выпадение осадка; горение газа – яркое свечение, выделение теплоты, образование углекислого газа и воды.

Физические явления и их признаки:

образование инея – изменения агрегатного состояния вещества; изготовления изделий из стекла – изменение формы; засахаривание варенья – изменение агрегатного состояния вещества.

Познавательные:

Воспринимать смысл небольшого текста

Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы

Регулятивные:

Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия.


  1. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

1 вариант.

1. Выпишите в два столбика явления:

  а) химические;

  б) физические.

   Для химических явлений укажите их признаки: горение бенгальского огня, растворение сахара, намагничивание железа, гниение растений.

2. Выпишите в два столбика явления:

  а) химические;

  б) физические.

   Для химических явлений укажите их признаки: испарение росы, растворение ржавчины моющими средствами, горение спички, процесс дыхания у животных.


2 вариант.

1. Выпишите в два столбика явления:

  а) химические;

  б) физические.

   Для химических явлений укажите их признаки: фотосинтез, таяние ледников, получение металлов из руд, растворение соды в холодной воде.

2. Выпишите в два столбика явления:

  а) химические;

  б) физические.

   Для химических явлений укажите их признаки: замерзание воды, получение из графита алмазов, процесс пищеварения у человека, появление налета на медных скульптурах.


Приложение 2



Познавательные:


Коммуникативные:


Регулятивные:

Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Рефлексивно – оценочный этап

  1. Информация о домашнем задании

Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее работа

Базовый уровень

Повышенный уровень – то же +


Записывают домашнее задание

Познавательные:


Коммуникативные:


Регулятивные:


  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности.

Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу







Познавательные:

Оценка процессов результатов деятельности

Коммуникативные:

Оценивание качества своей учебной деятельности

Регулятивные:

Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!