Урок химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества»
Тема урока | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. |
Тип урока | урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. |
Цель урока | создать условия для рассмотрения вопроса о превращении веществ и раскрыть роль химии в жизни человека. |
Задачи урока (планируемый результат) | Предметные умения | УУД |
Обучающийся узнает: Обучающийся научиться: | Личностные: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм; будет проявлять учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используя общие приемы решения задач Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, |
Основные понятия: физические явления, химические явления, химические реакции |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
частично-поисковый, исследовательский, проблемный. | |
Мотивационно – целевой этап |
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес. |
- Доброе утро. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. - ребята, а вы хотите покорить новые ступени знаний в предмете химии и узнать что новое и интересное? - а зачем Вам необходимы новые знания? - Вы большие молодцы! Вы всё сможете и у Вас все получиться, ведь не решаемых задач нет, т.к. у Вас есть прекрасные помощники в достижении Ваших целей. Для достижения целей и задач наших уроков Ваши помощники это учитель, учебник и одноклассник. Вместе мы всё сможем! | | Личностные: Нравственно – этическая ориентация Коммуникативные: Умение работы в паре Личностные: Самоопределение Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия. | - Ребята, а где зародилась наука химия? - А какие этапы преодолевала эта удивительная наука на своем пути и с чьими именами эти этапы связаны Вам известно? - А Вы хотите узнать? - В природе существуют два вида явлений! Вы знаете какие? - Посмотрите, пожалуйста, внимательно на мои действия и попытайтесь ответить на вопрос: как правильно назвать явления, с которыми связаны мои действия? Нагреваем воду над пламенем спиртовки и во время испарения воды, появления пара держим стеклянную пластину над отверстием пробирки. - Ребята, что вы наблюдали? И как это явление называется или какой процесс произошел при испарении воды? Проведем химический опыт получения гидроксида меди (2). К пробирке с щелочью добавим медный купорос. - Ребята, что вы наблюдали? А как это явление называется, или какой процесс произошел в пробирке? | - в Египте. - нет - Да Дают ответ или возникает проблема при решении поставленных задач | Познавательные: Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества |
Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока | Итак, давайте еще раз посмотрим внимательно на тезисы из вопросов, которые вызвали у вас затруднение Этапы развития науки химия. Основоположники отечественной химии. Процессы или явления, существующие в природе. Каким способом мы будем решать проблему: Способ уточнения Способ дополнения (требует введения новых практик и умений) - попробуйте, работая в парах определить тему урока и цель урока. А в помощь вам ребусы и различные загадки. Разгадаете и узнаете тему нашего урока. 1 ряд – ребус. 2 – ряд на интерактивной доске представлены буквы, из которых нужно собрать слова. 3 ряд – из предложенных слов собрать предложения. Итак, вы большие молодцы и выяснили тему сегодняшнего урока. А теперь нам необходимо определить цель и план урока. План: Превращение веществ Роль химии в жизни человека История развития химии Основоположники отечественной химии Закрепить изученный материал Итоги Рефлексия | Работают в парах и определяют тему и цель урока. | Общеучебные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи |
Процессуальный этап |
Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. | Начнем решение наших задач. Используя текст параграфа, дайте определения следующим понятиям: Химическое явление Физическое явление А можно ли определить явление, не проводя химические эксперименты? Возможно, есть определенные признаки физического и химического явлений? Заполним кластеры. Проведем эксперименты и определим признаки физического явления: Изменение агрегатного состояния (выпаривание воды) Изменение формы тела (согнуть проволоку) Изменение размеров тела (надули шарик) Приведите свои примеры физических явлений.
А теперь экспериментально определим признаки химических явлений или химических реакций.
Выпадение осадка при смешивании щелочи с медным купоросом При добавлении к полученному осадку кислоты мы наблюдаем растворение осадка, что является так же признаком химического явления При взаимодействии мрамора и кислоты мы наблюдаем бурное выделение газа, что тоже будет являться признаком химического явления При взаимодействии щелочи и кислоты. Щелочь подкрасим фенолфталеином и добавим кислоту. Наблюдаем изменение цвета и выделение теплоты. Признаки химических явлений. Растворим нитрат аммония в воде. Раствор становиться холодным. Поглощение теплоты. Признак химических реакций. Появление запаха также является признаком химических реакций. Теперь перейдем к следующему этапу: Роль химии в жизни человека История развития Основоположники отечественной химии | Выписывают в тетрадь определения. Химическое явление или химическая реакция – это явления, в результате которого из одних веществ образуются другие. Физическое явление – это явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав остается постоянным. Заполняют кластер, выделяют признаки химических и физических явлений. Ученики представляют проекты. | Познавательные: Уметь находить информацию Коммуникативные: Понимать задаваемые вопросы; Уметь выражать свои мысли Регулятивные: Выполнять учебные действия |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания. | Давайте ответим на вопрос №1 | Химические явления и их признаки: скисание молока – изменение цвета, запаха, вкуса, выпадение осадка; горение газа – яркое свечение, выделение теплоты, образование углекислого газа и воды. Физические явления и их признаки: образование инея – изменения агрегатного состояния вещества; изготовления изделий из стекла – изменение формы; засахаривание варенья – изменение агрегатного состояния вещества. | Познавательные: Воспринимать смысл небольшого текста Коммуникативные: Понимать задаваемые вопросы Регулятивные: Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия. |
Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера. | 1 вариант. 1. Выпишите в два столбика явления: а) химические; б) физические. Для химических явлений укажите их признаки: горение бенгальского огня, растворение сахара, намагничивание железа, гниение растений. 2. Выпишите в два столбика явления: а) химические; б) физические. Для химических явлений укажите их признаки: испарение росы, растворение ржавчины моющими средствами, горение спички, процесс дыхания у животных. 2 вариант. 1. Выпишите в два столбика явления: а) химические; б) физические. Для химических явлений укажите их признаки: фотосинтез, таяние ледников, получение металлов из руд, растворение соды в холодной воде. 2. Выпишите в два столбика явления: а) химические; б) физические. Для химических явлений укажите их признаки: замерзание воды, получение из графита алмазов, процесс пищеварения у человека, появление налета на медных скульптурах. Приложение 2 | | Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале |
Рефлексивно – оценочный этап |
Информация о домашнем задании Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Домашнее работа Базовый уровень Повышенный уровень – то же + | Записывают домашнее задание | Познавательные: Коммуникативные: Регулятивные: |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности. | Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу | | Познавательные: Оценка процессов результатов деятельности Коммуникативные: Оценивание качества своей учебной деятельности Регулятивные: Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению |