СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. 5 кл. В.А. Жуковский "Спящая царевна" как литературная сказка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 5 класса. В.А. Жуковский "Спящая царевна" как литературная сказка

Просмотр содержимого документа
«Презентация. 5 кл. В.А. Жуковский "Спящая царевна" как литературная сказка»

В. А. Жуковский.  «Спящая царевна» как литературная сказка

В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Василий Андреевич Жуковский

(1783-1852)

«Победителю – ученику  от побеждённого учителя» Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль…

«Победителю – ученику

от побеждённого учителя»

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…

Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками

Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками

История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»

В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Сказка Народная Литературная Литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел

Сказка

Народная

Литературная

Литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки

Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел

Народная сказка Литературная сказка Существует в устной форме Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Создается в письменной форме Образ героя предельно типизирован (герой, вредитель, даритель, искомый персонаж) Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) Образ героя предельно индивидуализирован Набор сюжетов ограничен определенными мотивами Поэтика традиционна , используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Сюжет не ограничен набором каких-то мотивов (число вариантов ничем не ограничено) Поэтика определяется творческой манерой автора Время создания определить невозможно Время создания сказки или известно , или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте

Народная сказка

Литературная сказка

Существует в устной форме

Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения)

Создается в письменной форме

Образ героя предельно типизирован (герой, вредитель, даритель, искомый персонаж)

Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений)

Образ героя предельно индивидуализирован

Набор сюжетов ограничен определенными мотивами

Поэтика традиционна , используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств

Сюжет не ограничен набором каких-то мотивов (число вариантов ничем не ограничено)

Поэтика определяется творческой манерой автора

Время создания определить невозможно

Время создания сказки или известно , или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте

Беседа по вопросам К какому виду можно отнести сказку? Почему? Определяем композицию сказки, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники? В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить? Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки? Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея. Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир? Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары? Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир. Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается? (Найдите и прочитайте ответ в тексте)

Беседа по вопросам

  • К какому виду можно отнести сказку? Почему?
  • Определяем композицию сказки, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники?
  • В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить?
  • Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
  • Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.
  • Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?
  • Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
  • Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.
  • Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?
  • Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается? (Найдите и прочитайте ответ в тексте)
Беседа по вопросам Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому? Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке? Что помогло пробудить царевну? Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили? Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной проблемой Добра и Зла? Творческая работа Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна».

Беседа по вопросам

  • Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?
  • Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
  • Что помогло пробудить царевну?
  • Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
  • Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной проблемой Добра и Зла?

Творческая работа

Напишите, чему, по-вашему, учит сказка

«Спящая царевна».

«Спящая царевна» В. А. Жуковского «Спящая царевна» - одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В. А. Жуковского современно и ныне.

«Спящая царевна»

В. А. Жуковского

«Спящая царевна» - одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В. А. Жуковского современно и ныне.