Просмотр содержимого документа
«Презентация. 5 кл. В.А. Жуковский "Спящая царевна" как литературная сказка»
В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка
Василий Андреевич Жуковский
(1783-1852)
«Победителю – ученику
от побеждённого учителя»
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками
История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»
В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Сказка
Народная
Литературная
Литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки
Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел
Народная сказка
Литературная сказка
Существует в устной форме
Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения)
Создается в письменной форме
Образ героя предельно типизирован (герой, вредитель, даритель, искомый персонаж)
Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений)
Образ героя предельно индивидуализирован
Набор сюжетов ограничен определенными мотивами
Поэтика традиционна , используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств
Сюжет не ограничен набором каких-то мотивов (число вариантов ничем не ограничено)
Поэтика определяется творческой манерой автора
Время создания определить невозможно
Время создания сказки или известно , или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте
Беседа по вопросам
- К какому виду можно отнести сказку? Почему?
- Определяем композицию сказки, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники?
- В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить?
- Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
- Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.
- Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?
- Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
- Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.
- Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?
- Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается? (Найдите и прочитайте ответ в тексте)
Беседа по вопросам
- Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?
- Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
- Что помогло пробудить царевну?
- Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
- Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной проблемой Добра и Зла?
Творческая работа
Напишите, чему, по-вашему, учит сказка
«Спящая царевна».
«Спящая царевна»
В. А. Жуковского
«Спящая царевна» - одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В. А. Жуковского современно и ныне.