СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация 6 класс Соединительные О и Е в сложных словах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация 6 класс Соединительные О и Е в сложных словах»

Соединительные О и Е в сложных словах. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Бережковская ООШ» Камалова Диана Равильевна

Соединительные О и Е в сложных словах.

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Бережковская ООШ»

Камалова Диана Равильевна

  Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая орфограммы Когда трудно пол..гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддержка заж..гает в душе надежду. В минуты печали прик..сновение руки друга утешает. Друзья соб..раются за праздничным столом, ведут доверительные беседы и оп..раются друг на друга во всём. Настоящая дружба р..стёт и крепнет год от года. И чем больше её возр..ст, тем она надёжнее.

Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая орфограммы

Когда трудно пол..гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддержка заж..гает в душе надежду. В минуты печали прик..сновение руки друга утешает. Друзья соб..раются за праздничным столом, ведут доверительные беседы и оп..раются друг на друга во всём.

Настоящая дружба р..стёт и крепнет год от года. И чем больше её возр..ст, тем она надёжнее.

Творческий диктант.   Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному. 1) Человек, любящий жизнь, радость. 2) Человек, который любит труд. 3) Насаждения, защищающие поля. 4) Машина, очищающая дороги от снега. 5) Река, по которой ходят суда.

Творческий диктант.

Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

  • 1) Человек, любящий жизнь, радость.
  • 2) Человек, который любит труд.
  • 3) Насаждения, защищающие поля.
  • 4) Машина, очищающая дороги от снега.
  • 5) Река, по которой ходят суда.
 1. Жизнерадостный  2. Трудолюбивый  3. Полезащитные  4. Снегоочистительная  5. Судоходная

1. Жизнерадостный

2. Трудолюбивый

3. Полезащитные

4. Снегоочистительная

5. Судоходная

Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Цель урока: Дать понятие об образовании сложных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Цель урока:

  • Дать понятие об образовании сложных слов с помощью соединительных гласных О и Е.
  • Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.
Сложными словами  называют слова, в состав которых входят два корня, например:  электровоз, пылесос, вертолет.

Сложными словами

называют слова, в состав которых входят два корня, например:

электровоз, пылесос, вертолет.

 Гласные, с помощью которых соединяются основы в сложных словах, называются соединительными.  В русском языке соединительных гласных две: О и Е.  Каждая употребляется в определённом случае.

Гласные, с помощью которых соединяются основы в сложных словах, называются соединительными.

В русском языке соединительных гласных две: О и Е.

Каждая употребляется в определённом случае.

Сказка Было это давным – давно. В царстве Грамматики жили слова. Весело жили, никогда не ссорились. Но вдруг появились среди слов две буквы – подружки О и Е. Начали они нашептывать словам: “ Какие вы простые да скучные! Сейчас стильно быть сложными”. Взбунтовались слова и решили разбиться на пары:  птица  стала дружить с  ловиmь  , вода  - с  падать. Но вот беда – никак не могут слова соединиться. Тогда решили им помочь хулиганки О и Е. Но буква О была ленива, решила она стоять только после твердых согласных и никуда не бегать. Е пожалела свою подругу и решила стоять и после мягких согласных, и после шипящих, и после Ц. С тех самых пор в русском языке действует закон. Как вы думаете, какой?

Сказка

Было это давным – давно. В царстве Грамматики жили слова. Весело жили, никогда не ссорились. Но вдруг появились среди слов две буквы – подружки О и Е. Начали они нашептывать словам: “ Какие вы простые да скучные! Сейчас стильно быть сложными”. Взбунтовались слова и решили разбиться на пары:  птица  стала дружить с  ловиmь  , вода  - с  падать.

Но вот беда – никак не могут слова соединиться. Тогда решили им помочь хулиганки О и Е. Но буква О была ленива, решила она стоять только после твердых согласных и никуда не бегать. Е пожалела свою подругу и решила стоять и после мягких согласных, и после шипящих, и после Ц. С тех самых пор в русском языке действует закон. Как вы думаете, какой?

 нефтепровод пароход  пешеход зверолов  птицефабрика верхолаз

нефтепровод пароход

пешеход зверолов

птицефабрика верхолаз

После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пусть будет Е. А после твердых пусть будет О – Не перепутает их никто!

После мягких, шипящих и Ц

В сложных словах пусть будет Е.

А после твердых пусть будет О –

Не перепутает их никто!

 Физкультминутка

Физкультминутка

Игра «Сложи слово»  мир, любить -  единый, душа -  труд, любить -  общий, жить -  взаимный, помощь -

Игра «Сложи слово»

мир, любить -

единый, душа -

труд, любить -

общий, жить -

взаимный, помощь -

К данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной. Ленивый ученик – Серьёзный юноша – Однообразное движение – Враждебное отношение -

К данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик –

Серьёзный юноша –

Однообразное движение –

Враждебное отношение -

Итоги урока Как звучит правило сегодняшнего урока ? А его стихотворный аналог? Что понравилось на уроке? Что было трудно?

Итоги урока

  • Как звучит правило сегодняшнего урока ?
  • А его стихотворный аналог?
  • Что понравилось на уроке? Что было трудно?
Домашняя работа. Параграф 44 упр.261, знать правило. Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.

Домашняя работа.

Параграф 44 упр.261, знать правило.

Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.

 Всем спасибо за урок!  До свидания!

Всем спасибо за урок!

До свидания!