СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "А.П.Чехов. Рассказ "О любви"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "А.П.Чехов. Рассказ "О любви"»

Антон Павлович  Чехов «О любви»

Антон Павлович Чехов

«О любви»

Тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье». Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».
  • Тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
  • Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».
Жизнь даётся один раз,  и хочется прожить её бодро,осмысленно, красиво.   А.П.Чехов    Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.  Пифагор   Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,  из несчастья делает счастье.                Л.Н.Толстой
  • Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,осмысленно, красиво.

А.П.Чехов

  • Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Пифагор

  • Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.

Л.Н.Толстой

 Цели урока:  Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.    Метапредметная: формирование представлений о счастье   Задачи:  проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья,  совершенствовать навыки теоретического анализа.

Цели урока: Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения. Метапредметная: формирование представлений о счастье Задачи: проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья, совершенствовать навыки теоретического анализа.

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

  • Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник».
  • Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?   Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

  • Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Как развивались отношения между героями?   Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.

Как развивались отношения между героями?

  • Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
  • Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
Какие вопросы мучают  Алёхина и Анну Алексеевну?   Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?»,  «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?»  Подобными вопросами задавалась и героиня.

Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

  • Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:

«К чему может повести наша любовь?»,

«Честно ли это?»,

«Куда бы я мог вести её?»,

«Как бы долго продолжалось наше счастье?»

Подобными вопросами задавалась и героиня.

Словарная работа.    Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

Словарная работа. Что такое счастье?

  • В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
  • В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?

Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?

 Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

  • Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

  • Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.

Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Какое значение имеют картины природы в рассказе? «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои

Какое значение имеют картины природы в рассказе?

  • «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
  • В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои
 Что мешает счастью героев?  Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:  «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.» Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

Что мешает счастью героев?

  • Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:

«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.»

  • Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?   Например, в повести И.С.Тургенева «Ася» Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?

  • Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»

Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?

  • Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики
О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?  К каким выводам вы пришли?
  • О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

  • К каким выводам вы пришли?
Домашнее задание Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…»

Домашнее задание

  • Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!