СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "А.С. Грибоедов. "Горе от ума"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал к урокам по комедии Грибоедова (иллюстрации, вопросы, задания) и проверочную работу по комедии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "А.С. Грибоедов. "Горе от ума"»

Комедия «Горе от ума» История создания. Конфликты пьесы. Художественный метод Грибоедова

Комедия «Горе от ума»

История создания. Конфликты пьесы. Художественный метод Грибоедова

История создания Замысел создания пьесы, вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. Предполагают, что на одном аристократическом приёме он, видя, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии.

История создания

Замысел создания пьесы, вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. Предполагают, что на одном аристократическом приёме он, видя, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии.

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии. Но комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. В январе 1825 г. А.С. Пушкин познакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе.

В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии. Но комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен.

В январе 1825 г. А.С. Пушкин познакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума».

Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.

Первая постановка на сцене – 1831 год.

Первая постановка на сцене – 1831 год.

Конфликты пьесы В основе драматического произведения лежит конфликт , то есть столкновение противоборствующих сил ( в трагедии – К . «человек и мир»; в драме и комедии – К. «человек и общество»). Конфликты комедии «Горе от ума» Социальный: Чацкий и фамусовское общество ; Любовный: Чацкий и Софья ; Внутренний, нравственно-психологический конфликт в душе героя .

Конфликты пьесы

В основе драматического произведения лежит конфликт , то есть столкновение

противоборствующих сил ( в трагедии –

К . «человек и мир»; в драме и комедии –

К. «человек и общество»).

Конфликты комедии «Горе от ума»

  • Социальный:

Чацкий и фамусовское общество ;

  • Любовный:

Чацкий и Софья ;

  • Внутренний, нравственно-психологический конфликт в душе героя .
Художественный метод Грибоедова Пьеса – новаторское произведение, в котором автор соединил черты классицизма  (использование правила «трёх единств»), романтизма (романтический конфликт «герой и толпа») и раннего реализма (историческая конкретность, правдивость и типичность в изображении быта и нравов барской Москвы, неоднозначность и сложность характеров).

Художественный метод Грибоедова

Пьеса – новаторское произведение, в

котором автор соединил черты классицизма

(использование правила «трёх единств»),

романтизма

(романтический конфликт «герой и толпа»)

и раннего реализма

(историческая конкретность, правдивость и типичность в изображении быта и нравов барской Москвы, неоднозначность и сложность характеров).

Почему пьеса названа комедией? Точки зрения: комедией в грибоедовскую эпоху  называлось любое драматическое  произведение в стихотворной форме, которое не было трагедией; Грибоедов, смеясь над фамусовским  обществом, рассчитывается с  прошлым, с «веком минувшим»; автор видит комическое, пороки и недостатки и в Чацком – главном герое.

Почему пьеса названа комедией?

Точки зрения:

  • комедией в грибоедовскую эпоху

называлось любое драматическое

произведение в стихотворной форме,

которое не было трагедией;

  • Грибоедов, смеясь над фамусовским

обществом, рассчитывается с

прошлым, с «веком минувшим»;

  • автор видит комическое, пороки

и недостатки и в Чацком – главном герое.

Фамилия «Чацкий» несет в себе намек на имя одного из интереснейших людей эпохи – Петра Яковлевича Чаадаева. Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года. В 1821 году прервал блестящую карьеру и вступил в тайное общество. Путешествовал по Европе, познакомился с передовыми философскими учениями. По возвращении издал историко-философский трактат «Философические письма». Взгляды Чаадаева были признаны настолько неприемлемыми для николаевской России, что он был объявлен царем сумасшедшим.

Фамилия «Чацкий» несет в себе намек на имя одного из интереснейших людей эпохи – Петра Яковлевича Чаадаева. Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года. В 1821 году прервал блестящую карьеру и вступил в тайное общество. Путешествовал по Европе, познакомился с передовыми философскими учениями. По возвращении издал историко-философский трактат «Философические письма». Взгляды Чаадаева были признаны настолько неприемлемыми для николаевской России, что он был объявлен царем сумасшедшим.

Домашнее задание: перечитать записи в тетради; читать комедию.

Домашнее задание:

перечитать записи в тетради;

читать комедию.

Знакомство с «афишей» «Горя от ума». I действие

Знакомство с «афишей»

«Горя от ума». I действие

Говорящие фамилии. Фамусов – от лат. Fama – молва Репетилов – от франц. Repeter – повторять Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова

Говорящие фамилии. Фамусов – от лат. Fama – молва Репетилов – от франц. Repeter – повторять Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова

Действие 1, явление 2. Худ. Д. Кардовский. 1912

Действие 1, явление 2. Худ. Д. Кардовский. 1912

«Шёл в комнату, попал в другую…»

«Шёл в комнату, попал в другую…»

Грех не беда, молва не хороша.  Действие I , явление 5

Грех не беда, молва не хороша.

Действие I , явление 5

Домашнее задание. 1. Прочитать II действие. 2. Выписать из I и II действия афоризмы (затем – из последующих). 3. Моё мнение о Фамусове – 1 вариант; Мои впечатления о Чацком – 2 вариант.

Домашнее задание.

1. Прочитать II действие.

2. Выписать из I и II действия афоризмы

(затем – из последующих).

3. Моё мнение о Фамусове – 1 вариант;

Мои впечатления о Чацком – 2 вариант.

«Век нынешний и век минувший» (II действие)

«Век нынешний и век минувший»

(II действие)

План анализа монолога Чем вызван монолог? Какие темы в нём затронуты? Какие взгляды, убеждения героя проявляются в монологе? Каково психологическое состояние персонажа в данный момент?  С какой целью монолог введён в пьесу?

План анализа монолога

  • Чем вызван монолог?
  • Какие темы в нём затронуты?
  • Какие взгляды, убеждения героя проявляются в монологе?
  • Каково психологическое состояние персонажа в данный момент?
  • С какой целью монолог введён в пьесу?
Монологи Фамусова: «Петрушка, вечно  ты с обновкой…» (д.II, явл. 1); «Вот то-то, все вы гордецы…»  (д.II, явл. 2); «Вкус, батюшка, отменная манера…» (д.II, явл. 5). М. Царев в роли Фамусова

Монологи Фамусова:

«Петрушка, вечно

ты с обновкой…»

(д.II, явл. 1);

«Вот то-то, все вы

гордецы…»

(д.II, явл. 2);

«Вкус, батюшка, отменная манера…»

(д.II, явл. 5).

М. Царев в роли Фамусова

Монологи Чацкого:      «И точно, начал свет глупеть…» (д.II, явл. 2); «А судьи кто?…» (д.II, явл. 5). В. Соломин в роли Чацкого

Монологи Чацкого:

«И точно, начал свет глупеть…»

(д.II, явл. 2);

«А судьи кто?…» (д.II, явл. 5).

В. Соломин

в роли Чацкого

Во II действии происходит завязка … конфликта. Во II действии происходит завязка социального конфликта. Столкнулись разные взгляды на …  порядок жизнеустройства, жизненные ценности, идеалы. Во II действии продолжается развитие конфликта любовного.

Во II действии происходит завязка

конфликта.

Во II действии происходит завязка

социального конфликта.

Столкнулись разные взгляды на

порядок жизнеустройства, жизненные ценности, идеалы.

Во II действии продолжается развитие

конфликта любовного.

Домашнее задание. 1. Знать содержание III действия. 2. Дать характеристику гостям Фамусова. 3. Наизусть монолог Фамусова (в перспективе – монолог Чацкого). 4. Инд. задание : проследить цепочку рождения и распространения сплетни о сумасшествии Чацкого (начало см. в  1 явлении III действия). Почему гости Ф. с таким удовольствием подхватывают и разносят эту весть? В чем, по их мнению, причина этого? 2) выразительно прочитать последний монолог Чацкого в 3-м действии. Против чего выступает герой?

Домашнее задание.

1. Знать содержание III действия.

2. Дать характеристику гостям Фамусова.

3. Наизусть монолог Фамусова (в перспективе – монолог Чацкого).

4. Инд. задание :

  • проследить цепочку рождения и распространения сплетни о сумасшествии Чацкого (начало см. в

1 явлении III действия). Почему гости Ф. с таким удовольствием подхватывают и разносят эту весть? В чем, по их мнению, причина этого?

2) выразительно прочитать последний монолог

Чацкого в 3-м действии. Против чего выступает герой?

«Безумный по всему…» (III действие)

«Безумный по всему…»

(III действие)

Какую роль играет III действие в развитии сюжета, в развитии социального конфликта?  Это кульминация в развитии конфликта: происходит резкое столкновение Чацкого с фамусовским обществом и объявление его сумасшедшим.

Какую роль играет III действие в развитии сюжета, в развитии социального конфликта?

Это кульминация в развитии конфликта: происходит резкое столкновение Чацкого с фамусовским обществом и объявление его сумасшедшим.

Дайте характеристику гостям Фамусова.

Дайте характеристику гостям Фамусова.

Горичи Тугоуховские Графини Хрюмины, бабушка и внучка Загорецкий Княгиня Хлёстова Г. N., Г. D.
  • Горичи
  • Тугоуховские
  • Графини Хрюмины, бабушка и внучка
  • Загорецкий
  • Княгиня Хлёстова
  • Г. N., Г. D.
Как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого ? Почему гости Фамусова с таким удовольствием подхватывают и разносят эту весть? В чем, по их мнению, причина этого?

Как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого ? Почему гости Фамусова с таким удовольствием подхватывают и разносят эту весть? В чем, по их мнению, причина этого?

Домашнее задание. 1.Кого из внесценических персонажей можно считать единомышленниками Чацкого? Зачем они введены в комедию? 2.  Прочитать IV действие. 3. Наизусть монолог Чацкого. 4. Прочитать отрывки из критического этюда И.А. Гончарова «Мильон терзаний», сделать записи в виде тезисов: «Чацкого роль – роль страдательная… – от «оскорблённого чувства». «Чацкий сломлен… – а с ним и вся комедия». «Это смесь хороших инстинктов… – свой «мильон терзаний».

Домашнее задание.

1.Кого из внесценических персонажей можно считать единомышленниками Чацкого? Зачем они введены в комедию?

2. Прочитать IV действие.

3. Наизусть монолог Чацкого.

4. Прочитать отрывки из критического этюда

И.А. Гончарова «Мильон терзаний», сделать записи в виде тезисов:

  • «Чацкого роль – роль страдательная… – от «оскорблённого чувства».
  • «Чацкий сломлен… – а с ним и вся комедия».
  • «Это смесь хороших инстинктов… – свой «мильон терзаний».
Проверочная работа

Проверочная работа

ГОРЕ ОТ УМА» В ПОСТАНОВКЕ МАЛОГО ТЕАТРА Чацкий — Самарин, Фамусов — Щепкин, Скалозуб — Ольгин Фотография, 1840-е гг. 1. Кто это?

ГОРЕ ОТ УМА» В ПОСТАНОВКЕ МАЛОГО ТЕАТРА

Чацкий — Самарин, Фамусов — Щепкин, Скалозуб — Ольгин

Фотография, 1840-е гг.

1.

Кто это?

2. Какой момент изображён на иллюстрации?

2. Какой момент изображён на

иллюстрации?

А

А

Б

Б

В

В

3. Продолжите. А. Обычай мой такой: … Б. Ах! Матушка, не довершай удара!  Кто … В. Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу: мне только бы … Г. А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь … Д. …уж коли зло пресечь, …

3. Продолжите.

А. Обычай мой такой:

Б. Ах! Матушка, не довершай удара!

Кто

В. Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу: мне только бы

Г. А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь

Д. …уж коли зло пресечь,

«Мильон терзаний» (IV действие)

«Мильон терзаний»

(IV действие)

Единомышленники Чацкого : двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил», хотя «чин следовал ему»; он «набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать»;  «… чинов не хочет знать» князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, обучавшийся в Петербургском педагогическом институте, профессора которого «упражняются в расколах и в безверьи»; Чацкий «в друзьях особенно счастлив», по словам Софьи, очевидно, они тоже его единомышленники.

Единомышленники Чацкого :

  • двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил», хотя «чин следовал ему»; он «набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать»;
  • «… чинов не хочет знать» князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, обучавшийся в Петербургском педагогическом институте, профессора которого «упражняются в расколах и в безверьи»;
  • Чацкий «в друзьях особенно счастлив», по словам Софьи, очевидно, они тоже его единомышленники.
Внесценические персонажи позволяют расширить рамки общественного конфликта, который выходит за пределы одного дома; преодолеваются границы места, времени, единства действия: действие переносится из Москвы в Петербург, из 19 века в 18-й (у Чацкого много оппонентов – внесценических персонажей: Кузьма Петрович, Максим Петрович и др.). Мы понимаем, что Чацкий не одинок в своем противостоянии «веку минувшему».

Внесценические персонажи позволяют

расширить рамки общественного конфликта, который выходит за пределы одного дома; преодолеваются границы места, времени, единства действия: действие переносится из Москвы в Петербург, из 19 века в 18-й (у Чацкого много оппонентов – внесценических персонажей: Кузьма Петрович, Максим Петрович и др.). Мы понимаем, что Чацкий не одинок в своем противостоянии «веку минувшему».

Назовите «минусы» и «плюсы» Софьи.

Назовите «минусы» и «плюсы» Софьи.

Софья Фамусова ♦ Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная, романтичная. ♦ Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают» , «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла» . ♦ Насмешлива, язвительна, мстительна, может быть жестока; лжёт, приспосабливается; не видит пороков и недостатков в тех, в ком не хочет их видеть. ♦ «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота; все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга» . (А. И. Гончаров. «Мильон терзаний»)

Софья Фамусова

♦ Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная, романтичная.

♦ Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают» , «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла» .

♦ Насмешлива, язвительна, мстительна, может быть жестока; лжёт, приспосабливается; не видит пороков и недостатков в тех, в ком не хочет их видеть.

♦ «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота; все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга» . (А. И. Гончаров. «Мильон терзаний»)

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»

И. А. Гончаров.

«Мильон терзаний»

Критики о Чацком

• И. А. Гончаров. В статье «Мильон терзаний» : «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи» Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может.

• А. С. Пушкин. «Что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. . . Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и ему подобными» .

• В. Ушаков. «Чацкий — это Дон Кихот»

• А. Григорьев. «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы. Возвышенная натура Чацкого, который ненавидит ложь, зло и тупоумие как человек вообще, а не как условный „порядочный человек", и смело обличает всякую ложь, хотя бы его и не слушали. Пора отречься от дикого мнения, что Чацкий — Дон Кихот» .

• В. Г. Белинский. «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразер, идеальный шут, драма Чацкого — буря в стакане воды» .

В чём Грибоедов следует традициям, а в чём является новатором?

В чём Грибоедов следует традициям, а в чём является новатором?

Традиции Соблюдены правила единств места и времени. 2. Система героев отвечает требованиям классицизма: а) наличие любовноготреугольника; б) амплуа субретки, «глупого» отца, резонёра; в) персонажи-персонификации пороков. 3. «Говорящие» фамилии.

Традиции

  • Соблюдены правила единств

места и времени.

2. Система героев отвечает требованиям классицизма:

а) наличие любовноготреугольника;

б) амплуа субретки, «глупого» отца, резонёра;

в) персонажи-персонификации пороков.

3. «Говорящие» фамилии.

Новаторство Нарушение правила единства действия: в пьесе три конфликта. Историзм в изображении действительности. Глубокое и разностороннее раскрытие характеров (Софья, Чацкий, Молчалин, Фамусов). Отказ от V действия как знака благополучной развязки. Открытый финал.

Новаторство

  • Нарушение правила единства действия: в пьесе три конфликта.
  • Историзм в изображении действительности.
  • Глубокое и разностороннее раскрытие характеров (Софья, Чацкий, Молчалин, Фамусов).
  • Отказ от V действия как знака благополучной развязки. Открытый финал.

Подготовка к сочинению по комедии

Подготовка к сочинению

по комедии

Сочинение «Чацкий и Молчалин – два характера, две жизненные позиции»

Сочинение

«Чацкий и Молчалин –

два характера, две жизненные

позиции»

План I [Вступление] Эпоха, изображённая в комедии «Горе от ума». II [Основная часть] Чацкий и Молчалин. Происхождение, воспитание Чацкого; прототипы героя. Происхождение, воспитание Молчалина, смысл «говорящей» фамилии. Черты характера героев, их способности и таланты. Система ценностей: а) отношение к опыту старших, к московскому обществу; б) отношение к службе; в) отношение к любви. 5. Отношение окружающих к Чацкому и Молчалину. 6. Будущее персонажей. III [Заключение] Можно ли сегодня встретить подобных героев.

План

I [Вступление] Эпоха, изображённая в комедии «Горе от ума».

II [Основная часть] Чацкий и Молчалин.

  • Происхождение, воспитание Чацкого; прототипы героя.
  • Происхождение, воспитание Молчалина, смысл «говорящей» фамилии.
  • Черты характера героев, их способности и таланты.
  • Система ценностей:

а) отношение к опыту старших, к московскому обществу;

б) отношение к службе;

в) отношение к любви.

5. Отношение окружающих к Чацкому и Молчалину.

6. Будущее персонажей.

III [Заключение] Можно ли сегодня встретить подобных героев.

Задание: написать часть сочинения, раскрывающую один пункт  основной части, и заключение .

Задание:

написать часть сочинения,

раскрывающую один пункт

основной части, и заключение .

Направления итоговых сочинений (2016-2018) 1. Разум и чувство 2.Честь и бесчестие 3. Победа и поражение 4. Опыт и ошибки 5. Дружба и вражда 1. Верность и измена 2. Равнодушие и отзывчивость 3. Цели и средства 4. Смелость и трусость 5. Человек и общество 1. Отцы и дети 2. Мечта и реальность 3. Месть и великодушие 4. Искусство и ремесло 5. Доброта и жестокость

Направления итоговых сочинений

(2016-2018)

1. Разум и чувство 2.Честь и бесчестие

3. Победа и поражение 4. Опыт и ошибки

5. Дружба и вражда

1. Верность и измена 2. Равнодушие и отзывчивость 3. Цели и средства

4. Смелость и трусость 5. Человек и общество

1. Отцы и дети 2. Мечта и реальность

3. Месть и великодушие 4. Искусство и ремесло

5. Доброта и жестокость


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!