Комедия «Горе от ума»
История создания. Конфликты пьесы. Художественный метод Грибоедова
История создания
Замысел создания пьесы, вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. Предполагают, что на одном аристократическом приёме он, видя, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии.
Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе.
В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии. Но комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен.
В январе 1825 г. А.С. Пушкин познакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.
Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума».
Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.
Первая постановка на сцене – 1831 год.
Конфликты пьесы
В основе драматического произведения лежит конфликт , то есть столкновение
противоборствующих сил ( в трагедии –
К . «человек и мир»; в драме и комедии –
К. «человек и общество»).
Конфликты комедии «Горе от ума»
Чацкий и фамусовское общество ;
Чацкий и Софья ;
- Внутренний, нравственно-психологический конфликт в душе героя .
Художественный метод Грибоедова
Пьеса – новаторское произведение, в
котором автор соединил черты классицизма
(использование правила «трёх единств»),
романтизма
(романтический конфликт «герой и толпа»)
и раннего реализма
(историческая конкретность, правдивость и типичность в изображении быта и нравов барской Москвы, неоднозначность и сложность характеров).
Почему пьеса названа комедией?
Точки зрения:
- комедией в грибоедовскую эпоху
называлось любое драматическое
произведение в стихотворной форме,
которое не было трагедией;
- Грибоедов, смеясь над фамусовским
обществом, рассчитывается с
прошлым, с «веком минувшим»;
- автор видит комическое, пороки
и недостатки и в Чацком – главном герое.
Фамилия «Чацкий» несет в себе намек на имя одного из интереснейших людей эпохи – Петра Яковлевича Чаадаева. Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года. В 1821 году прервал блестящую карьеру и вступил в тайное общество. Путешествовал по Европе, познакомился с передовыми философскими учениями. По возвращении издал историко-философский трактат «Философические письма». Взгляды Чаадаева были признаны настолько неприемлемыми для николаевской России, что он был объявлен царем сумасшедшим.
Домашнее задание:
перечитать записи в тетради;
читать комедию.
Знакомство с «афишей»
«Горя от ума». I действие
Говорящие фамилии. Фамусов – от лат. Fama – молва Репетилов – от франц. Repeter – повторять Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова
Действие 1, явление 2. Худ. Д. Кардовский. 1912
«Шёл в комнату, попал в другую…»
Грех не беда, молва не хороша.
Действие I , явление 5
Домашнее задание.
1. Прочитать II действие.
2. Выписать из I и II действия афоризмы
(затем – из последующих).
3. Моё мнение о Фамусове – 1 вариант;
Мои впечатления о Чацком – 2 вариант.
«Век нынешний и век минувший»
(II действие)
План анализа монолога
- Чем вызван монолог?
- Какие темы в нём затронуты?
- Какие взгляды, убеждения героя проявляются в монологе?
- Каково психологическое состояние персонажа в данный момент?
- С какой целью монолог введён в пьесу?
Монологи Фамусова:
«Петрушка, вечно
ты с обновкой…»
(д.II, явл. 1);
«Вот то-то, все вы
гордецы…»
(д.II, явл. 2);
«Вкус, батюшка, отменная манера…»
(д.II, явл. 5).
М. Царев в роли Фамусова
Монологи Чацкого:
«И точно, начал свет глупеть…»
(д.II, явл. 2);
«А судьи кто?…» (д.II, явл. 5).
В. Соломин
в роли Чацкого
Во II действии происходит завязка
… конфликта.
Во II действии происходит завязка
социального конфликта.
Столкнулись разные взгляды на …
порядок жизнеустройства, жизненные ценности, идеалы.
Во II действии продолжается развитие
конфликта любовного.
Домашнее задание.
1. Знать содержание III действия.
2. Дать характеристику гостям Фамусова.
3. Наизусть монолог Фамусова (в перспективе – монолог Чацкого).
4. Инд. задание :
- проследить цепочку рождения и распространения сплетни о сумасшествии Чацкого (начало см. в
1 явлении III действия). Почему гости Ф. с таким удовольствием подхватывают и разносят эту весть? В чем, по их мнению, причина этого?
2) выразительно прочитать последний монолог
Чацкого в 3-м действии. Против чего выступает герой?
«Безумный по всему…»
(III действие)
Какую роль играет III действие в развитии сюжета, в развитии социального конфликта?
Это кульминация в развитии конфликта: происходит резкое столкновение Чацкого с фамусовским обществом и объявление его сумасшедшим.
Дайте характеристику гостям Фамусова.
- Горичи
- Тугоуховские
- Графини Хрюмины, бабушка и внучка
- Загорецкий
- Княгиня Хлёстова
- Г. N., Г. D.
Как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого ? Почему гости Фамусова с таким удовольствием подхватывают и разносят эту весть? В чем, по их мнению, причина этого?
Домашнее задание.
1.Кого из внесценических персонажей можно считать единомышленниками Чацкого? Зачем они введены в комедию?
2. Прочитать IV действие.
3. Наизусть монолог Чацкого.
4. Прочитать отрывки из критического этюда
И.А. Гончарова «Мильон терзаний», сделать записи в виде тезисов:
- «Чацкого роль – роль страдательная… – от «оскорблённого чувства».
- «Чацкий сломлен… – а с ним и вся комедия».
- «Это смесь хороших инстинктов… – свой «мильон терзаний».
Проверочная работа
ГОРЕ ОТ УМА» В ПОСТАНОВКЕ МАЛОГО ТЕАТРА
Чацкий — Самарин, Фамусов — Щепкин, Скалозуб — Ольгин
Фотография, 1840-е гг.
1.
Кто это?
2. Какой момент изображён на
иллюстрации?
А
Б
В
3. Продолжите.
А. Обычай мой такой: …
Б. Ах! Матушка, не довершай удара!
Кто …
В. Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу: мне только бы …
Г. А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь …
Д. …уж коли зло пресечь, …
«Мильон терзаний»
(IV действие)
Единомышленники Чацкого :
- двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил», хотя «чин следовал ему»; он «набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать»;
- «… чинов не хочет знать» князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, обучавшийся в Петербургском педагогическом институте, профессора которого «упражняются в расколах и в безверьи»;
- Чацкий «в друзьях особенно счастлив», по словам Софьи, очевидно, они тоже его единомышленники.
Внесценические персонажи позволяют
расширить рамки общественного конфликта, который выходит за пределы одного дома; преодолеваются границы места, времени, единства действия: действие переносится из Москвы в Петербург, из 19 века в 18-й (у Чацкого много оппонентов – внесценических персонажей: Кузьма Петрович, Максим Петрович и др.). Мы понимаем, что Чацкий не одинок в своем противостоянии «веку минувшему».
Назовите «минусы» и «плюсы» Софьи.
Софья Фамусова
♦ Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная, романтичная.
♦ Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают» , «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла» .
♦ Насмешлива, язвительна, мстительна, может быть жестока; лжёт, приспосабливается; не видит пороков и недостатков в тех, в ком не хочет их видеть.
♦ «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота; все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга» . (А. И. Гончаров. «Мильон терзаний»)
И. А. Гончаров.
«Мильон терзаний»
Критики о Чацком
• И. А. Гончаров. В статье «Мильон терзаний» : «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи» Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может.
• А. С. Пушкин. «Что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. . . Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и ему подобными» .
• В. Ушаков. «Чацкий — это Дон Кихот»
• А. Григорьев. «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы. Возвышенная натура Чацкого, который ненавидит ложь, зло и тупоумие как человек вообще, а не как условный „порядочный человек", и смело обличает всякую ложь, хотя бы его и не слушали. Пора отречься от дикого мнения, что Чацкий — Дон Кихот» .
• В. Г. Белинский. «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразер, идеальный шут, драма Чацкого — буря в стакане воды» .
В чём Грибоедов следует традициям, а в чём является новатором?
Традиции
- Соблюдены правила единств
места и времени.
2. Система героев отвечает требованиям классицизма:
а) наличие любовноготреугольника;
б) амплуа субретки, «глупого» отца, резонёра;
в) персонажи-персонификации пороков.
3. «Говорящие» фамилии.
Новаторство
- Нарушение правила единства действия: в пьесе три конфликта.
- Историзм в изображении действительности.
- Глубокое и разностороннее раскрытие характеров (Софья, Чацкий, Молчалин, Фамусов).
- Отказ от V действия как знака благополучной развязки. Открытый финал.
Подготовка к сочинению
по комедии
Сочинение
«Чацкий и Молчалин –
два характера, две жизненные
позиции»
План
I [Вступление] Эпоха, изображённая в комедии «Горе от ума».
II [Основная часть] Чацкий и Молчалин.
- Происхождение, воспитание Чацкого; прототипы героя.
- Происхождение, воспитание Молчалина, смысл «говорящей» фамилии.
- Черты характера героев, их способности и таланты.
- Система ценностей:
а) отношение к опыту старших, к московскому обществу;
б) отношение к службе;
в) отношение к любви.
5. Отношение окружающих к Чацкому и Молчалину.
6. Будущее персонажей.
III [Заключение] Можно ли сегодня встретить подобных героев.
Задание:
написать часть сочинения,
раскрывающую один пункт
основной части, и заключение .
Направления итоговых сочинений
(2016-2018)
1. Разум и чувство 2.Честь и бесчестие
3. Победа и поражение 4. Опыт и ошибки
5. Дружба и вражда
1. Верность и измена 2. Равнодушие и отзывчивость 3. Цели и средства
4. Смелость и трусость 5. Человек и общество
1. Отцы и дети 2. Мечта и реальность
3. Месть и великодушие 4. Искусство и ремесло
5. Доброта и жестокость