Просмотр содержимого документа
«Презентация "Абрек-изгой общества или благородный разбойник?"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа им. А.Х. Сижажева » с.п. Псычох Баксанского муниципального района КБР Районная научно-практическая конференция « Эврика » Секция « Краеведение » (историческое)
Исследовательская работа
Абрек-изгой общества или благородный разбойник?
Выполнил: Жемухов Тимур,
ученик 10 класса
«МОУ СОШ им. А.Х.Сижажева»
с.п. Псычох
Руководитель: Шогенова А.А.
- Институт абречества на протяжении длительного времени занимал важное место в традиционной системе феодального общества Кавказа. Как бы ни менялись его формы в разное время, абреками всегда называли людей, объявленных обществом или властью «вне закона».
«Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков »
- Абрек - Горец, ведший борьбу против царской администрации и русских войск в период присоединения Кавказа к России.
Первоначально «абрек» был равнозначен человеку, изгнанному из рода-племени за какое-то преступление (чаще всего убийство) и скрывающемуся в горах. Мотив ухода в абреки мог быть как позорным, преступным, так и благородным.
- Про абреков говорили, что они, уходя в горы (или в леса),давали клятву. Например, отказаться от богатства и всяких жизненных благ, не прикасаться к женщине не заводить семью и т.д. Абречество могло быть пожизненным или временным – до исполнения, например, обета совершить месть.
Абреки были как одиночками, так могли и собираться в отряды.
- Несмотря на свой асоциальный статус, абреки пользовались авторитетом, могли посещать общественные места, появляясь, например, неожиданно на свадьбах, где им оказывали почет и уважение.
Людей, становившихся на путь абречества, как правило, отличала сильная воля, которую они ставили выше любых привязанностей, социальных установок и норм.
- Положение абреков изменилось с приходом русских войск. Русские стали называть абреками любых горцев, посвятивших себя повстанческой борьбе.
- В 19 веке с появлением русской администрации и богатых людей из местной знати, абречество становилось формой социальной борьбы бедняков. Власть терроризировала мирное население,
абреки терроризировали эту власть.
И, конечно, народ смотрел на абреков как на
борцов против притеснений и зверств власти.
- Кавказские «Робин Гуды» часто абреки делились своей добычей с бедными жителями, раздавая её как милостыню. Это делалось не только в целях популярности, но и отражало древний обычай всех народов
- Такие действия снискали многим абрекам – Бубе, Зелимхану Гушмазукаеву из Чечни, азербайджанцу Шейх-Мансуру, ингушу Саламбеку Гараводжеву – огромную любовь и восхищение у простого народа.
- В 1880-1900- годы абречество временно затихло, но возобновилось во время русско-японской войны и революции 1905—1907 годов .
В свое время Бекмурза Пачев сложил песню об одном из наиболее одиозных, отпетых абреков, ярчайшем представителе института "Шу закъуэ (Одинокий всадник) Мурате Озове
- Настоящее имя героя -Токъу. Согласно архивному сборнику «Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год» Токъу родился в 1858 году в ауле Къалэдэс
- Мурат был одарен недюжинной физической силой, проворством, и тягой к лихачеству. Он искал приключения, и шел навстречу своей судьбе. Рано встав на путь абречества, Мурат промышлял конокрадством и разбоем. Будучи по натуре щедрым, Озов часто раздавал награбленное бедным односельчанам и женщинам.
Однажды,в результате предательства, Мурат попал в руки царских тюремщиков, в гремевшую по всей округе тюрьму «Белый лебедь» в г. Пятигорске.
- И стал первым арестантом, сбежавшим с "Белого лебедя".
- Немало рассказов, воспевающих мужество, щедрость, благородство души и удаль Озова Мурата сохранила народная память.
- Он не оставил потомства, но оставил о себе громкую славу абрека-романтика, человека, презиравшего опасность, славу воина, чьим домом было поле, а обычаем - опасность и война.
Заключение
- Абречество это плод сложных взаимоотношений государственной власти с горским обществом и его лидерами.
- Абречество было сложным явлением, в котором переплеталось всё – и кровная месть, и разбой, и воинская доблесть, и заступничество за простой народ, и политическая борьба, продиктованная, социальными, национальными и религиозными мотивами.
Спасибо за внимание