ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКА НА НОВОМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Тема данного доклада: «Программа адаптации сотрудника на новом рабочем месте».
Адаптация -- один из важных (значимых) этапов процесса управления средним медицинским персоналом, наряду с такими, как:
- кадровое планирование;
- отбор и найм сотрудников;
- организация труда;
- профессиональный рост и развитие.
Собственно, подбор персонала должен плавно перетекать в систему адаптационных мероприятий, а та, в свою очередь, в систему оценки и развития кадров.
Адаптационная процедура необходима для снижения экономических потерь учреждения здравоохранения, связанных с длительностью периода приобретения специалистами навыков работы и достижения ими оптимального уровня производительности труда.
Адаптация (от лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация — процесс и результат успешного приспособления сотрудника к условиям труда на новом рабочем месте.
Термин «адаптация» происходит от латинского слова adapto, что в переводе означает «приспособление».
То есть, адаптация – это процесс приспособления к меняющимся условиям внешней среды.
В контексте управления персоналом данный термин можно определить как процесс и результат успешного приспособления к условиям труда на новом рабочем месте.
Управление системой адаптации заключается в создании специальных адаптационных процедур, которые должны быть тщательно спланированы и организованы.
Ведь зачастую новые специалисты сталкиваются с различными трудностями, основная масса которых порождена отсутствием информации о порядке работы, об организации рабочего места, об особенностях труда и т. д.
С целью регулирования процесса профессиональной адаптации может быть разработана специальная программа, регламентирующая действия по проведению адаптационной работы с новыми специалистами. Такая программа может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ НОВОГО СОТРУДНИКА
- Общее представление о медицинском учреждении.
- Знакомство с подразделением.
- Рабочие обязанности и ответственность сотрудника.
- Информация об оплате труда.
- Вопросы связанные с охраной труда.
- Социальное обслуживание и защита.
Рассмотрим примерную схему программы адаптации на новом рабочем месте для средних медицинских работников.
Желательно, чтобы данная программа включала в себя следующие разделы:
- Общее представление о медицинском учреждении.
- Знакомство с подразделением.
- Рабочие обязанности и ответственность сотрудника.
- Информация об оплате труда.
- Вопросы связанные с охраной труда.
- Вопросы социального обслуживания и защиты.
Таким образом, информацию о новом месте работы сотрудник получает не лавинообразно, а в упорядоченном и структурированном виде, что значительно облегчает процесс вхождения в должность.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
- Цели организации.
- История.
- Специфика оказываемых медицинских услуг.
- Организационная структура.
Согласно первому разделу Программы, обращают внимание на цели, достичь которые стремится данная организация: рассказывают о профильности учреждения, о наиболее часто встречающихся нозологических формах и связанных с ними методах диагностики и лечения. Обрисовывает характер оказываемых медицинских услуг, и их потребителей, т. е. – пациентов.
Также необходимо сделать новому сотруднику краткий экскурс в историю развития организации (когда была открыта, кто стоял у истоков основания). Специалист должен получить информацию о структуре учреждения и территориальном размещении его подразделений. Очень удобно, если эти сведения оформлены в виде отдельной небольшой брошюры, выдаваемой на руки для последующего ознакомления. Такая брошюра должна содержать схему учреждения, имена и рабочие (внутренние) телефоны руководителей служб и отделений, их графики работы.
2. ЗНАКОМСТВО С ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ:
- ознакомление с нормативными документами, требования которых непосредственно касаются данного специалиста;
- представление нового специалиста коллективу;
- пространственное знакомство с подразделением;
- ознакомление с порядком получения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, средств индивидуальной защиты, хозяйственных принадлежностей.
Затем переходят к следующему разделу – знакомству с подразделением, в котором специалисту предстоит работать. Он знакомится с Положением о структурном подразделении, правилами внутреннего трудового распорядка и всеми НД, требования которых непосредственно касаются его будущей работы.
Но знакомство с подразделением не должно ограничиться только чтением нормативных документов и инструкций. Оно также должно включать в себя следующие моменты:
- представление нового специалиста всему коллективу;
- пространственное знакомство с подразделением;
- ознакомление с порядком получения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, средств индивидуальной защиты, хозяйственных принадлежностей.
3. РАБОЧИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА
- Детальное описание повседневных обязанностей.
- Трудности и ошибки, которые могут возникнуть в процессе работы и примерный алгоритм их решения.
- График работы, продолжительность рабочего времени, время для перерывов.
- Замены в случае болезни, отпуска.
- Правила поведения на рабочем месте.
- Правила работы с медицинской аппаратурой и оборудованием.
Важно детально ознакомить нового сотрудника с кругом его рабочих обязанностей.
Непосредственный руководитель (т. е. старшая медицинская сестра отделения) детально обсуждает со средним медицинским работником должностную инструкцию и специфику предстоящей работы, процесс получения навыков, необходимых для данной должности, процедуру информирования о вынужденном отсутствии на работе и действия в случае непредвиденных ситуаций, к кому обращаться за помощью при этих ситуациях, как справиться с проблемами и не допускать типичных ошибок.
Сотрудника знакомят с его примерным графиком работы, информируют о продолжительности рабочего времени, о времени, отведённом на перерывы.
Также важно заранее обсудить вопрос о том, кто будет заменять его в случае болезни, очередного отпуска, учёбы с отрывом от работы и т. д.
Необходимо рассказать о правилах поведения на рабочем месте, информировать о том, какие действия недопустимы и какую ответственность несёт специалист в случае нарушения трудовой дисциплины.
Если в связи со спецификой должности предстоит работать с медицинской аппаратурой, то важно рассказать о том, как правильно работать с ней, какие действия предпринять в случае её неисправности.
4. ОПЛАТА ТРУДА
- Информация о заработной плате.
- Система материального и нематериального стимулирования.
- Дополнительные выплаты.
- Оплата больничного, отпуска.
В следующем, четвертом разделе «Оплата труда» необходимо предоставить информацию о реально сложившемся уровне оплаты труда и системе оплаты, ближайших перспективах роста заработной платы , ознакомить с нормами выработки, рассказать о системе материального и нематериального поощрения и о дополнительных выплатах, о том, как оплачивается работа за выходные и праздничные дни; каким образом производится оплата, если сотрудник, например, берет больничный лист или уходит в отпуск.
5. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
- Правила и нормы безопасности труда.
- Вредные и опасные факторы и меры защиты от них.
- Правила поведения в экстренных и чрезвычайных ситуациях.
Следующий раздел, пятый, касается вопросов охраны труда на рабочем месте.
Естественно, что при приёме на работу с новым специалистом проводится вводный инструктаж инженером по охране труда и безопасности производства. Поэтому задача непосредственного руководителя, т. е. старшей сестры – разъяснить важные моменты (по безопасности) применительно к конкретному рабочему месту с указанием возможных источников опасности.
Поэтому разъясняются правила и нормы безопасности труда, рассказывается о вредных производственных факторах (физических, химических и биологических) и о мерах защиты от них, о правилах поведения в экстренных и чрезвычайных ситуациях.
6. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ,
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
- Страхование от несчастных случаев на производстве.
- Выплата пособий.
- Социальное обслуживание.
В шестом разделе, посвященном соц. обслуживанию и социальной защите, руководитель должен рассказать о порядке страхования от несчастных случаев на производстве; о том, каким образом выплачиваются пособия при различных жизненных ситуациях (например таких, как рождение ребенка) и т. д.
Знакомя нового сотрудника с социальным обслуживанием, рассказывают (если имеется в наличии) о месте для приема пищи (столовой), о физкультурно-оздоровительном комплексе, о медицинском обслуживании сотрудников и их семей, о том, как организуется отдых сотрудников и их детей (например, это могут быть экскурсии, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря) и т. д.
Подведение итогов адаптации
1. Овладение профессиональными знаниями и навыками.
2. Соблюдение трудовой дисциплины.
3. Стремление к профессиональному совершенствованию.
4. Активное сотрудничество с участниками коллектива.
Далее новый сотрудник начнёт активно включаться в работу и взаимодействовать с коллегами. При этом руководство оказывает поддержку и регулярно проводит оценку эффективности его работы.
Признаками успешной адаптации являются:
- овладение необходимыми профессиональными знаниями и навыками (выполнение манипуляций, требований инфекционной безопасности);
- неукоснительное выполнение требований трудовой дисциплины;
- появление интереса к организации и к своей работе, ощущения связи с профессией и, как следствие - стремление к профессиональному совершенствованию, росту и развитию;
- и ещё один признак – это успешное вхождение в коллектив, выстраивание отношений с коллегами, ощущение психологического комфорта.
10
Длительность адаптации сотрудника на новом рабочем месте
При грамотном применении руководством программы адаптации
При отсутствии специальной программы адаптации
3 – 6 месяцев
1 – 1,5 года
Скажем о степени эффективности такой программы адаптации.
Если процесс адаптации нового сотрудника руководством пущен на самотёк, то завершающий этап (переход к стабильной и результативной работе) наступает примерно через год-полтора, если же процессом адаптации грамотно управлять, используя приведенную программу (по схеме, которую мы с вами сейчас рассмотрели), то сроки адаптации значительно сокращаются и составляют примерно от трёх до шести месяцев.
Конкретное содержательное наполнение мероприятий по адаптации можно сформировать, только зная специфику данного учреждения здравоохранения и конкретного трудового коллектива.
Поэтому в каждой организации должна быть своя программа адаптации, самое главное - все должно быть абсолютно прозрачно и понятно новому сотруднику.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
10