СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Алексей Николаевич Толстой "Русский характер"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Алексей Николаевич Толстой "Русский характер" выполнена для сопровождения урока внеклассного чтения в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Алексей Николаевич Толстой "Русский характер"»

А. Н. Толстой  «Русский характер»  «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…»

А. Н. Толстой «Русский характер»

«Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…»

«Рассказы Ивана Сударева»  (1942 – 1945) Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй.  Все они объединены одной темой – Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей – восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование. Это – бывалый кавалерист Иван Сударев.

«Рассказы Ивана Сударева» (1942 – 1945)

  • Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй.
  • Все они объединены одной темой – Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей – восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование. Это – бывалый кавалерист Иван Сударев.
Рассказ «Русский характер»  Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер».  Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он – своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила – это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».

Рассказ «Русский характер»

  • Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер».
  • Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он – своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила – это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».
«Русский характер!  Поди-ка опиши его…» С первых строк автор обозначает тему рассказа: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…» И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена – небольшой рассказ... Тема отражается и в названии произведения.

«Русский характер! Поди-ка опиши его…»

  • С первых строк автор обозначает тему рассказа: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…» И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена – небольшой рассказ...
  • Тема отражается и в названии произведения.
Время действия – весна 1944 года Время действия рассказа – весна 1944 года. Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.

Время действия – весна 1944 года

  • Время действия рассказа – весна 1944 года.
  • Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.
Экспозиция рассказа В экспозиции приводятся краткие сведения о главном герое рассказа – Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил «разглагольствовать» о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте – девушке хорошей и верной…

Экспозиция рассказа

  • В экспозиции приводятся краткие сведения о главном герое рассказа – Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил «разглагольствовать» о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте – девушке хорошей и верной…
Завязка сюжета рассказа  Завязка сюжета – это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Курской Дуге летом 1943 года. Лицо танкиста было сожжено, и даже местами виднелись кости. Солдат перенёс невыносимые мучения и выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо…

Завязка сюжета рассказа

  • Завязка сюжета – это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Курской Дуге летом 1943 года. Лицо танкиста было сожжено, и даже местами виднелись кости. Солдат перенёс невыносимые мучения и выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо…
Приезд Егора Дрёмова домой… Кульминация рассказа – приезд Егора Дрёмова домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом, матерью и невестой, с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством. Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы «старенькое лицо матери отчаянно задрожало…»

Приезд Егора Дрёмова домой…

  • Кульминация рассказа – приезд Егора Дрёмова домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом, матерью и невестой, с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством.
  • Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы «старенькое лицо матери отчаянно задрожало…»
Егор покидает отчий дом…  В душе Егора теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало. Его рука с ложкой во время еды, его движения – эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, при виде страшного лица откинулась и испугалась. Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом. Егор решил, что лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать самых родных и близких людей.

Егор покидает отчий дом…

  • В душе Егора теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало. Его рука с ложкой во время еды, его движения – эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, при виде страшного лица откинулась и испугалась. Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом.
  • Егор решил, что лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать самых родных и близких людей.
Композиция и идея рассказа Кольцевая композиция рассказа помогает прояснить идею произведения . И в начале, и в конце произведения читаем размышления автора о красоте. Но не о физической красоте пишет автор. Он видит красоту в ином – в душе, в характере, в поступках . Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом. Тогда люди лучше становятся, с человека «слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога», и сохраняется лишь одно – сущность человеческая. Она проявляется в главном герое – в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.

Композиция и идея рассказа

  • Кольцевая композиция рассказа помогает прояснить идею произведения . И в начале, и в конце произведения читаем размышления автора о красоте. Но не о физической красоте пишет автор. Он видит красоту в ином – в душе, в характере, в поступках .
  • Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом. Тогда люди лучше становятся, с человека «слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога», и сохраняется лишь одно – сущность человеческая.
  • Она проявляется в главном герое – в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.
«Русский характер» Егора Дрёмова Егор Дрёмов проявляет русский характер и в бою, и в отношениях с родителями и невестой. Он пожалел своих старых родителей, побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними.  Таким образом, в характере главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность, которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но прежде всего думает о своих близких, об их счастье.

«Русский характер» Егора Дрёмова

  • Егор Дрёмов проявляет русский характер и в бою, и в отношениях с родителями и невестой. Он пожалел своих старых родителей, побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними.
  • Таким образом, в характере главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность, которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но прежде всего думает о своих близких, об их счастье.
Водитель танка спасает командира… Егора спасает из горящего танка водитель, который сам был ранен, но вытащил командира, потерявшего сознание. Таким образом, водитель танка Чувилёв в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища. В его жертвенности и совестливости тоже можно видеть проявление русского характера.

Водитель танка спасает командира…

  • Егора спасает из горящего танка водитель, который сам был ранен, но вытащил командира, потерявшего сознание.
  • Таким образом, водитель танка Чувилёв в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища.
  • В его жертвенности и совестливости тоже можно видеть проявление русского характера.
Родители ценят  мужество и честность сына Егор Дрёмов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признаётся, что он их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив — ведь все вокруг получают с фронта «похоронки». Егор Егорович и Мария Поликарповна любят своего сына не за внешность, а потому, что он — сын. Конечно, старики гордятся, что их Егор — герой, но прежде всего ценят в нём не красоту, а мужество и честность. Здесь проявляется ещё одна черта русского характера — главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам.

Родители ценят мужество и честность сына

  • Егор Дрёмов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признаётся, что он их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив — ведь все вокруг получают с фронта «похоронки».
  • Егор Егорович и Мария Поликарповна любят своего сына не за внешность, а потому, что он — сын. Конечно, старики гордятся, что их Егор — герой, но прежде всего ценят в нём не красоту, а мужество и честность.
  • Здесь проявляется ещё одна черта русского характера — главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам.
«Таким лицом надо гордиться…» Здесь проявляется ещё одна черта русского характера — главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам. Ведь обожжённое лицо солдата свидетельствует о том, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину. Такой человек вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство. Поэтому отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, «надо гордиться». Эту мысль формулирует старший Дрёмов — сам русский человек.

«Таким лицом надо гордиться…»

  • Здесь проявляется ещё одна черта русского характера — главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам.
  • Ведь обожжённое лицо солдата свидетельствует о том, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину. Такой человек вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство.
  • Поэтому отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, «надо гордиться». Эту мысль формулирует старший Дрёмов — сам русский человек.
Необыкновенная чуткость матери… Русским характером обладает и мать героя. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то шестым чувством, угадала, что у неё в доме гостил сын, и проявила необыкновенную чуткость, столь дорогую для русского сердца. Поскольку русский человек обычно сдержан в проявлениях своих чувств, постольку очень важными качествами становятся внимание и наблюдательность окружающих, которые сами должны догадываться о переживаниях близкого человека. Очень хорошо, если друзья и родственники понимают друг друга без слов.

Необыкновенная чуткость матери…

  • Русским характером обладает и мать героя. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то шестым чувством, угадала, что у неё в доме гостил сын, и проявила необыкновенную чуткость, столь дорогую для русского сердца.
  • Поскольку русский человек обычно сдержан в проявлениях своих чувств, постольку очень важными качествами становятся внимание и наблюдательность окружающих, которые сами должны догадываться о переживаниях близкого человека. Очень хорошо, если друзья и родственники понимают друг друга без слов.
Письмо матери… Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын. Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину. Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть.

Письмо матери…

  • Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын.
  • Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину.
  • Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть.
Счастливая развязка Растроганный, герой признается в обмане и просит прощение… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают мать и невеста. Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность – вот счастливая развязка, вот они - русские характеры!.. Как говорится, прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила – душевная, человеческая красота.

Счастливая развязка

  • Растроганный, герой признается в обмане и просит прощение… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают мать и невеста.
  • Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность – вот счастливая развязка, вот они - русские характеры!.. Как говорится, прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила – душевная, человеческая красота.
Верность и преданность невесты В Кате Малышевой - невесте Егора Дрёмова - также раскрывается русский характер: в женщине русские ценят верность и преданность, что и демонстрирует героиня, которая дважды (провожая на фронт и навещая после ранения) заявляет Егору, что будет ждать его с войны и верно любить. А ведь Катя - невеста главного героя, а не жена, то есть пока связана с Егором только словом.

Верность и преданность невесты

  • В Кате Малышевой - невесте Егора Дрёмова - также раскрывается русский характер: в женщине русские ценят верность и преданность, что и демонстрирует героиня, которая дважды (провожая на фронт и навещая после ранения) заявляет Егору, что будет ждать его с войны и верно любить. А ведь Катя - невеста главного героя, а не жена, то есть пока связана с Егором только словом.
Вдумчивый и рассудительный рассказчик Иван Сударев — друг Егора и доброжелательный рассказчик — сам обладает русским характером, рассудительным, сдержанным, вдумчивым.  Он оценивает поступки всех героев, появляющихся в маленькой истории, и отмечает разные грани русского характера в каждом персонаже.

Вдумчивый и рассудительный рассказчик

  • Иван Сударев — друг Егора и доброжелательный рассказчик — сам обладает русским характером, рассудительным, сдержанным, вдумчивым.
  • Он оценивает поступки всех героев, появляющихся в маленькой истории, и отмечает разные грани русского характера в каждом персонаже.
Русский характер «объединяет»  черты разных героев Толстой создаёт русский характер, объединяя черты разных героев, и, благодаря этому приёму, представляет образ русского человека полным, разносторонним и обобщённо-возвышенным.  Такое изображение национального характера отличает рассказ Толстого от произведений других авторов, писавших о войне. Например, А.Т.Твардовский в поэме «Василий Тёркин» сосредоточивает черты русского характера в одном главном герое.

Русский характер «объединяет» черты разных героев

  • Толстой создаёт русский характер, объединяя черты разных героев, и, благодаря этому приёму, представляет образ русского человека полным, разносторонним и обобщённо-возвышенным.
  • Такое изображение национального характера отличает рассказ Толстого от произведений других авторов, писавших о войне. Например, А.Т.Твардовский в поэме «Василий Тёркин» сосредоточивает черты русского характера в одном главном герое.
Работа выполнена  учителем литературы  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцевой Л.В.

Работа выполнена учителем литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцевой Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!